Верховный Cуд Чувашской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Докладчик Лысенин Н.П. Дело № 33-2287-11
Судья Платонова Л.А.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2011 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Никифоровой Р.Ф. и Комиссаровой Л.К.,
при секретаре Михайловой А.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «.....» и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц данной записи,
поступившее по кассационным жалобам ФИО2 и Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2011 года, которым постановлено:
Признать незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц, не связанные с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001, записи от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ... о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «.....», на основании заявления ФИО2 от 04.04.2011 года.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 11 апреля 2011 года за государственным регистрационным номером ... о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «.....», внесенную на основании заявления ФИО2 от 04.04.2011 года.
Заслушав доклад судьи Лысенина Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 11 апреля 2011 года о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «.....» на основании заявления ФИО2 от 04.04.2011 года и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц указанной записи.
Заявление мотивировано тем, что 07 октября 2005 года на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме №... по ул.А.Игнатьева г.Чебоксары в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании ТСЖ «.....». 02 июля 2010 года на общем собрании собственников помещений принято решение о ликвидации названного товарищества и избрании ликвидатором ФИО1 Данное решение некоторыми членами товарищества, в том числе ФИО2, оспаривалось в судебном порядке. Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 27 января 2011 года в удовлетворении их требования о признании указанного решения недействительным отказано, кассационным определением от 09 марта 2011 года их жалоба оставлена без удовлетворения. 28 марта 2011 года соответствующая запись о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, и, кроме того, сообщение о ликвидации размещено в средствах массовой информации. В силу требований действующего законодательства с указанного момента полномочия по управлению делами товарищества в полном объеме перешли к ФИО1, как ликвидатору, в том числе право на обращение после завершения процедуры ликвидации в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о завершении ликвидации юридического лица и прекращении его существования. Несмотря на это, 11 апреля 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц налоговым органом на основании заявления ФИО2, поданного 04.04.2011 года, незаконно внесена запись о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации ТСЖ «.....». С учетом изложенного, указанную запись следует признать незаконным и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился. Его представители ФИО3 и ФИО4 заявление поддержали.
Представители заинтересованного лица ИФНС по г.Чебоксары ФИО5 и ФИО6 заявление не признали.
Судом вынесено указанное выше решение, которое обжаловано ФИО2 и ИФНС по г.Чебоксары по мотивам его необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ФИО2 - Ч., поддержавшую жалобу, представителей ФИО1 – ФИО3 и ФИО4, просивших жалобу оставить без удовлетворения, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 141 Жилищного кодекса Российской Федерации ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, в частности статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников).
Как установлено судом, 02.07.2010 года решением общего собрания собственников жилья, к компетенции которого в силу пункта 8.1.2 Устава ТСЖ «.....» относится принятие решений, в том числе о ликвидации товарищества, принято решение о ликвидации названного товарищества и избрании ликвидатором ФИО1
Пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федеации установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Запись о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора 28марта 2011 года была внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. Также сообщение о ликвидации размещено в средствах массовой информации.
11 апреля 2011 года на основании заявления председателя Правления ТСЖ «.....» ФИО2, поданного 04.04.2011 года, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации ТСЖ «.....».
Признавая незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «.....», суд исходил из того, что с момента принятия решения о ликвидации все полномочия по управлению делами юридического лица перешли к ликвидатору ФИО1 Из решения же собственников жилья от 21 марта 2011 года, на котором было принято решение об отмене решения от 02.07.2010 года о ликвидации ТСЖ, не усматривается, что решение было принято с участием ликвидатора ФИО1 и о том, что был разрешен вопрос о прекращении его полномочий. В связи с этим невозможно определить кто из указанных лиц: ликвидатор ФИО1 или председатель Правления ТСЖ ФИО2 обладает большими полномочиями. При таких обстоятельствах, по мнению суда, у налоговой инспекции не было оснований для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации ТСЖ.
Судебная коллегия находит выводы суда ошибочными.
Порядок регистрации юридических лиц и внесения изменений в записи о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц регулируется Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Предметом проверки по данному делу является проверка соблюдения ИФНС по г.Чебоксары требований указанного Федерального закона и иных нормативных правовых актов при внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
Поскольку в соответствии со ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников жилья, являющегося высшим органом управления товарищества, относится принятия решения о ликвидации товарищества, соответственно, к полномочиям указанного же органа относится и полномочие по отмене решения о ликвидации. Положения ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации о переходе полномочий по управлению юридическим лицом с момента принятия решения о ликвидации ТСЖ к ликвидационной комиссии (ликвидатору), не может являться препятствием к принятию такого решения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2002 года № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей предусмотрено внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц о принятии решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица.
Согласно ст. 9 ФЗ-129 заявителями при подаче заявления о регистрации юридического лица и внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц могут быть:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочий, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации № 439 Федеральная налоговая служба разрабатывает и направляет для утверждения в Министерство Финансов Российской Федерации формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения таких документов.
Во исполнении указанных положений, приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 01.11.2004 года были утверждены Методические рекомендации по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица.
Согласно п.3 раздела 5 Методических разъяснений, для регистрации решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации к заявлению о регистрации изменений прикладывается заверенная копия решения об отмене решения о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, в ИФНС по г.Чебоксары были представлены: решение собственников жилья, то есть органа, полномочного принимать соответствующее решение, об отмене решения о ликвидации, а также документы, подтверждающие полномочия ФИО2 действовать от имени ТСЖ.
В соответствии с п.4 ст. 9 ФЗ-129 регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя представления других документов, кроме документов, установленных Федеральным законом. При этом, в силу п.4.1. указанного Федерального закона, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов, (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения (в том числе правомочность собрания учредителей, наличие кворума и т.д.).
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации перечислен в ст. 23 ФЗ-129.
Суд в подтверждение доводов о наличии оснований для отказа в регистрации указал, что одним из указанных в данной статье оснований является подписание заявления неуполномоченным лицом, поскольку в инспекцию не были представлены документы о прекращении полномочий ликвидатора ФИО1
Вместе с тем, в силу ст. 9 ФЗ-129 ликвидатор является полномочным лицом для подачи заявления о ликвидации юридического лица, в данном же случае речь идет об отмене ликвидации, отмена ликвидации юридического лица означает возвращение полномочий к органам управления ТСЖ. Таким исполнительным органом в соответствии со ст. 147 Жилищного кодекса Российской Федерации является Правление товарищества, которое избирает председателя, действующего от имени товарищества без доверенности. Документы, подтверждающие предоставление Правлением ФИО2 полномочий председателя Правления ТСЖ, были представлены.
Поскольку все необходимые документы были представлены, у ИФНС по г.Чебоксары не имелось оснований для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об отмене решения о ликвидации ТСЖ,
При изложенных выше обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Поскольку предметом данного судебного разбирательства является проверка законности действий ИФНС по г.Чебоксары при внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц записи об отмене решения о ликвидации ТСЖ с точки зрения соответствия ее действий требованиям Федерального закона, их действия таким требованиям соответствовали, а проверка законности самого решения собственников жилья об отмене решения о ликвидации ТСЖ, проверка законности решения Правления о продлении полномочий председателя Правления ТСЖ ФИО2 предметом данного судебного разбирательства не является, судебная коллегия отменяя решение, выносит новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказывает.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 мая 2011 года отменить и вынести новое решение которым в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001, от 11 апреля 2011 года, государственный регистрационный номер ..., о принятии решения о прекращении процедуры ликвидации юридического лица ТСЖ «.....» на основании заявления ФИО2 от 04.04.2011 года и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц указанной записи, отказать.
Председательствующий
Судьи