ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2291/2012 от 15.05.2012 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

КАССАЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Ставрополь 15 мая 2012 года

Судебная коллегия погражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего ЗадорневойН.П.,

судей: Корнушенко О.Р. ДубининаА.И.,

с участием секретаря ГороховойН.Ю.,

рассмотрев в открытом судебномзаседании гражданское дело по кассационной жалобе администрации Минераловодскогомуниципального района, поданной представителем по доверенности Яковенко И.В., нарешение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2011года, и дополнительное решение этого же суда от 16 марта 2012 года,

по иску Минераловодскогомежрайонного прокурора, действующего в интересах Тарасенко А.Н. к Министерствустроительства и архитектуры Ставропольского края, администрацииМинераловодского муниципального района в лице отдела опеки и попечительства,отделу опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципальногорайона о предоставлении жилого помещения,

заслушав доклад судьи КорнушенкоО.Р.,

УСТАНОВИЛА:

03 октября2011 года Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд с иском кМинистерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрацииМинераловодского муниципального района, отделу опеки и попечительстваадминистрации Минераловодского муниципального района о предоставлении внеочереди жилого помещения Тарасенко А.Н., указывая, что последний принят на учетв качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главыадминистрации города Минеральные Воды от 15 января 2010 года № 53. ТарасенкоА.Н. зарегистрирован по адресу: *****.На основании постановления Минераловодской территориальной государственнойадминистрации от 29 ноября 2000 года № 1375/833 он находился под опекой,поскольку его родители умерли. 14 декабря 2010 года Тарасенко А.Н. окончил ***** университет *****, однако до настоящего времени жилое помещение администрациейМинераловодского муниципального района ему не предоставлено. В соответствии сабз.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края от 16марта 2006 года №7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержкедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ЗаконаСтавропольского края №120-кз от 31 декабря 2004 года «О наделении органовместного самоуправления муниципальных районов и городских округов вСтавропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольскогокрая по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей», считает, что Тарасенко А.Н. должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение пригодное для проживания, исходя из общей площади жилья неменее 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратногометра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округамСтавропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительнойвласти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольскогокрая.

Обжалуемымрешением Минераловодского городского суда от 02 декабря 2011 года исковыетребования прокурора удовлетворены в части возложения обязанностей наМинистерство строительства и архитектуры Ставропольского края, администрациюМинераловодского муниципального района Ставропольского края в лице органа опекии попечительства по обеспечению вне очереди Тарасенко А.Н. благоустроеннымжилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общей площади жилья нениже 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метраобщей площади жилья по муниципальным районам и городским округамСтавропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительнойвласти Ставропольского края, уполномоченным правительством Ставропольскогокрая.

Дополнительным решениемсуда от 16 марта 2012 года в удовлетворении требований прокурора об обязании отдела опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципальногорайона обеспечить вне очереди Тарасенко А.Н. благоустроенным жилым помещениемотказано (л.д.136-137).

В кассационной жалобеадминистрация Минераловодского муниципального района в лице представителя подоверенности Яковенко И.В. просит решение суда отменить в части, считая егонеобоснованным, указав, что суд не принял во внимание доводы администрацииМинераловодского муниципального района о том, что к вопросам местногомуниципального района не относятся вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан проживающих на территории муниципального района. Порядкомпредоставления денежных средств (субсидий) утв. постановлением ПравительстваСтавропольского края от 16.04.2008 № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий)на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попеченияродителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей» установлено, что субсидия предоставляется органами местногосамоуправления муниципальных образований Ставропольского края по меступостановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении засчет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущемфинансовом году. Тарасенко А.Н. не обращался в администрацию Минераловодскогомуниципального района с заявлением и документами о предоставлении субсидий наприобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольскогокрая. Органами исполнительной власти Ставропольского края в настоящее время неданы соответствующие материальные и финансовые ресурсы необходимые для обеспеченияочереди Тарасенко А.Н. благоустроенным жилым помещением, пригодным дляпроживания, исходя из общей площади жилья не ниже 33 кв.м. и средней рыночнойстоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам игородским округам Ставропольского, устанавливаемой ежеквартально органомисполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным ПравительствомСтавропольского края. Данные о наличии детей-сирот, имеющих право наобеспечение жилым помещение во внеочередном порядке в Минераловодскоммуниципальном районе, были направлены в 2010 до формирования бюджетаСтавропольского края на 2011 год и имеются в Министерстве строительства иархитектуры Ставропольского края - уполномоченном органе по обеспечению жильемдетей-сирот. Фактически предусмотренная в бюджете и выделенная отделу опеки ипопечительства сумма денежных средств на обеспечение жилыми помещениямидетей-сирот составляет ***** рублей(краевой бюджет) и ***** рублей(федеральный бюджет), что подтверждается данными отдела опеки и Министерствастроительства и архитектуры Ставропольского края. Указанные средства былирасходованы отделом опеки и попечительства на цели, предусмотренные условиямих выделения; остаток средств составил *****рублей, что недостаточно на приобретение или строительства жилья детям-сиротам.Возложение на администрацию муниципального района в лице отдела опеки и попечительства(самостоятельного юридического лица) обязанностей по обеспечению прав детей- сиротна обеспечение жильем, в отсутствие выделенных из бюджета Ставропольского краяприведет к неисполнимости данного судебного решения (л.д. 114-119).

Исследовав материалыгражданского дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушавзаключение прокурора Ледовской Н.В., полагавшей, что решение суда подлежитотмене в части возложения обязанностей на Министерство строительства и архитектурыкрая по обеспечению Тарасенко А.Н. жилой площадью, поскольку эта обязанностьвозложена на органы местного самоуправления, проверив в интересах законности решениесуда в полном объеме, судебная коллегия считает, что решение суда в части удовлетворениятребований и возложении соответствующей обязанности на Министерствостроительства и архитектуры Ставропольского края подлежит отмене в связи снеправильным применением норм материального права.

Из материаловдела следует, что постановлением главы Минераловодской территориальнойгосударственной администрации Ставропольского края и главы города МинеральныеВоды от 29 ноября 2000 года № 1375/833 над Тарасенко А.Н., ***** года рождения установлена опека состороны Н.Е.А.(л.д.6). Родители Т.А.Н. – отец Т.Н.А. умер ***** года (л.д.7), мать - Т.Н.А. умерла ***** года (л.д.8). Постановлениемадминистрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольскогокрая от 15 января 2010 года № 53 Тарасенко А.Н. признан нуждающимся впредоставлении жилого помещения по договору социального найма, включен вединый общий список под № 1057 и в список детей-сирот под № 29 (л.д.6).

Как следует изположений п.3 ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления вобласти жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учётаграждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорамсоциального найма.

В соответствии с п.п.2п.2 ст.57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержкедетей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996года №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а такжедети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилогопомещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении илиучреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видовпрофессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных СилРоссийской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющихнаказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной властипо месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальныхнорм.

Дополнительныегарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наимущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектовРоссийской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектовРоссийской Федерации.

В соответствиис требованиями ч.2 ст.7 Закона Ставропольского края «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей» от 16 марта 2006 года №7-кз, дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой(попечительством), а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, не имеющие закреплённого жилого помещения и состоящие на учёте на получение жилого помещения, после окончания пребывания вгосударственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольскогокрая или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края,имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либопо договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке,установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления имденежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке,определённом Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площадижилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органомисполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольскогокрая.

СогласноЗакона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправлениямуниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельнымигосударственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержкедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 31 декабря 2004 года№120-кз, органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечениюжилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, атакже детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо вслучаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье,детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а такжелиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,проживающих на территории муниципального района или городского округаСтавропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих научёте на получение жилого помещения.

Как следует из положенийстатьи 6 указанного закона, финансовые средства, необходимые органам местногосамоуправления для осуществления государственных полномочий, ежегоднопредусматриваются в Законе Ставропольского края о бюджете Ставропольского краяна очередной финансовый год в форме субвенций, размер которых определяется всоответствии с требованиями законодательства Российской Федерации изаконодательства Ставропольского края, с учетом обеспечения жилыми помещениямипо нормам, установленным законодательством Ставропольского края. Приопределении размера субвенций на планируемый год учитывается прогнозируемоеколичество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихсяв приобретении жилья, которые будут обеспечены жилыми помещениями в планируемомгоду, норма площади жилого помещения, установленная законодательством Ставропольскогокрая; средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья поСтавропольскому краю, устанавливаемая ежеквартально уполномоченнымПравительством Ставропольского края органом исполнительной властиСтавропольского края; поправочный коэффициент, определяемый как соотношениесредней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья всоответствующем муниципальном районе или городском округе Ставропольского краяк средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскомукраю.

В соответствиис положениями ст.4 указанного закона, органы местного самоуправления обязаныосуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом всоответствии с настоящим Законом и другими правовыми актами Ставропольскогокрая по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий; и приисполнении отдельных государственных полномочий имеют право на финансовоеобеспечение отдельных государственных полномочий за счет предоставляемыхместным бюджетам субвенций из бюджета Ставропольского края.

При такихобстоятельствах суд первой инстанции правильно указал, что Тарасенко А.Н. всоответствии с требованиями действующего законодательства администрациейМинераловодского муниципального района должен быть обеспечен вне очередиблагоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общейплощади жилья не ниже 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости одногоквадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городскимокругам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органомисполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным ПравительствомСтавропольского края.

С даннымивыводами судебная коллегия согласна, так как он сделан на основании имеющихся вматериалах дела доказательств и соблюдением норм законодательства,регулирующего данный вопрос.

Вместе с тем,в силу требований ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей подлежит предоставлять по договорамсоциального найма, что судом в резолютивной части не оговорено. Поэтому следуетдополнить решение в этой части.

Из материаловдела видно, что отдел опеки и попечительства выполняет определенные функции поведению учета и формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии стребованиями действующего закона.

В справкеотдела опеки и попечительства указано, что постановлением главы администрациигорода Минеральные Воды от 15 января 2010 года № 53 Тарасенко А.Н., ***** года рождения, признан нуждающимся вжилом помещении, как лицо из числа детей - сирот, и детей оставшихся безпопечения родителей. В связи с чем у него возникло право на внеочередноеполучения жилья. Для формирования бюджета Ставропольского края на 2010 год отделопеки и попечительства Минераловодского муниципального района предоставил сведенияо необходимых средствах на приобретение жилья детям - сиротам в Министерствообразования Ставропольского края путем акта сверки основных исходныхпоказателей с предоставлением расчета по данной позиции. На 2010 год наприобретение жилья детям - сиротам в количестве 28 человек требовалась сумма ***** рублей, с учетом потребности обеспеченияжилья Тарасенко А.Н. Практически было профинансировано ***** рублей. На данную сумму было приобретено 6 жилыхпомещений. На 2011 год акт сверки был согласован с Министерством образования Ставропольскогокрая в июле 2010 года, где на приобретение жилья детям — сиротам в количестве41 человек требовалась сумма *****рублей, с учетом потребности обеспечения жилья Тарасенко А.Н. Расчет актасверки прилагался, и производился с учетом данных на июль 2010 года. ПостановлениемГубернатора Ставропольского края № 517 от 23 сентября 2010 года полномочия пообеспечению жилыми помещениями детей — сирот переданы Министерствустроительства и архитектуры Ставропольского края. Согласно Приложению № 15 кЗакону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год,субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местногосамоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском краеотдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальнойподдержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отделуопеки на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попеченияродителей, не имеющих закрепленного жилого помещения за счёт средств краевогобюджета в 2011 году выделено *****рубля, и средства федерального бюджета в сумме ***** рублей на реализацию переданных полномочий. Лимитыбюджетных обязательств на 2011 год за счет средств из краевого бюджета выполненыв полном объеме. Остаток лимитов бюджетных обязательств на 2011 год за счетсредств федерального бюджета составляет *****рублей. Следуя принципам социальной справедливости денежные средства выделенныена обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попеченияродителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, были распределены впользу лиц, у которых право по закону возникло ранее чем у Тарасенко А.Н. Дляформирования бюджета Ставропольского края на 2012 год отдел опеки и попечительстваМинераловодского муниципального района предоставил сведения о количестве лиц изчисла детей-сирот состоящих на учете для получения жилья по стоянию на началотекущего года и у которых возникнет право на его получение в текущем финансовомгоду и панируемом финансовом году путем акта сверки исходных показателей муниципальногообразования на 2012 год, с предоставлением списка, в котором Тарасенко А.Н. былучтен (л.д. 86-87).

Учитывая этиобстоятельства, и требования ст. 57 ЖК РФ, положения закона Ставропольскогокрая от 31.12.2044 № 120-кз «О наделении органов местного самоуправлениямуниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельнымигосударственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержкедетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанцииправильно отказал в удовлетворении требований к отделу опеки и попечительстваадминистрации Минераловодского муниципального района, поскольку к егополномочиям такие функции не отнесены.

Соглашаясь срешением суда в части обязании администрации Минераловодского муниципальногорайона Ставропольского края предоставить сироте Тарасенко А.Н. жилое помещение,судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об обязании совершить этиже действия ответчиком по делу –Министерством строительства и архитектурыСтавропольского края.

В соответствии спостановлением губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 года №517«О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства иархитектуры Ставропольского края, утверждённого постановлением ГубернатораСтавропольского от 07 июля 2008 года №530» уполномоченным органом исполнительнойвласти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей и детей,оставшихся без попечения родителей, является Министерство строительства иархитектуры Ставропольского края.

Указаннымпостановлением утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) наприобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся безпопечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся безпопечения родителей (далее - Порядок).

Согласно п.3указанного Порядка субсидия предоставляется органами местного самоуправлениямуниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местногосамоуправления) однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет вкачестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольскогокрая, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Министерствостроительства и архитектуры Ставропольского края, является главнымраспорядителем, а администрация Минераловодского муниципального района –получателем денежных средств, выделяемых на реализацию Закона Ставропольскогокрая «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов игородских округов в Ставропольского края отдельными государственнымиполномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей». При этом функциями предоставления жилыхпомещений гражданам наделены органы местного самоуправления, то есть в данномслучае – администрация Минераловодского муниципального района Ставропольскогокрая.

При указанныхвыше обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу онеобходимости удовлетворения в части иска прокурора и обязал администрацию Минераловодскогомуниципального района обеспечить (предоставить) Тарасенко А.Н. жилой площадьюне ниже установленных социальных норм.

Учитываяизложенное, судебная коллегия находит доводы кассационной жалобы необоснованнымии не подлежащими удовлетворению, а решение в части возложения на Министерствостроительства и архитектуры Ставропольского края обязанности по обеспечениюТарасенко А.Н. вне очереди благоустроенным жилым помещением подлежащим отмене свынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований, заявленных куказанному ответчику, дополнив резолютивную часть решения – обеспечить(предоставить) вне очереди Тарасенко А.Н. благоустроенное жилое помещениесловом - «по договору социального найма».

Руководствуясьст.ст. 361,362, 366,367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

РешениеМинераловодского городского суда Ставропольского края от 02 декабря 2011 года идополнительное решение от 16 марта 2012 года в части отказа в удовлетворенииисковых требований Минераловодского межрайонного прокурора об обязании отделаопеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального районаобеспечения вне очереди Тарасенко А.Н. благоустроенным жилым помещениемоставить - без изменения.

Это же решениев части возложения на Министерство строительства и архитектуры Ставропольскогокрая обязанности обеспечения вне очереди Тарасенко А.Н. благоустроенным жилымпомещением – отменить.

В отмененнойчасти принять новое решение, которым в удовлетворении требований Минераловодскогомежрайонного прокурора в интересах Тарасенко А.Н. к Министерству строительстваи архитектуры Ставропольского края об обеспечении вне очереди Тарасенко А.Н. благоустроеннымжилым помещением – отказать.

Дополнитьрезолютивную часть решения – об удовлетворении исковых требований прокурора иобязании администрации Минераловодского муниципального района Ставропольскогокрая обеспечить (предоставить) вне очереди Тарасенко А.Н. благоустроенное жилоепомещение словом - «по договору социального найма».

Кассационнуюжалобу представителя администрации Минераловодского муниципального районаСтавропольского края Яковенко И.В. оставить – без удовлетворения.