ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2310/2016 от 27.04.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-2310/2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 27 апреля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Горбатовой Л.В.,

судей Пучковой Л.В., Хрулевой Т.Е.

с участием прокурора Карташевой П.Г.

при секретаре Рюмине А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2015 года, которым удовлетворен иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» об обязании разработать проект рекультивации земельного участка.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Горбатовой Л.В., объяснения представителя ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области2 ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года сроком на один год, заключение прокурора Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры Карташевой П.Г., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (далее - ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области»), в котором просил обязать ответчика в срок не позднее девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель для земельного участка с кадастровым номером № , расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» осуществляет работы по завозу и отсыпке грунтами тела бывшего полигона твердых бытовых отходов «Южный» («Волхонка»), расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Данный земельный участок передан ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области» для целей консервации, проектирования, рекультивации и ликвидации негативного воздействия свалочных масс.

В нарушение положений ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», пунктов 5,6 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 2.19, 3.2, 3.9 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 02 ноября 1996 года, на арендуемый земельный участок обществом не разработан проект рекультивации земель, ранее использованных под полигон твердых бытовых отходов (ТБО). До настоящего времени ответчиком не приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений, земли не восстановлены, чем нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и требования законодательства об охране окружающей среды.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник Выборгского городского прокурора Шаркова О.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» ФИО3 действующая по доверенности в судебном заседании исковые требования не признала.

Третье лицо - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу по доверенности в лице своих представителей ФИО2 и ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали, представили письменный отзыв.

Третье лицо – представитель администрации МО «Виллозское сельское поселение» Ломоносовского района Ленинградской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2015 года иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворен.

Указанным решением суд обязал ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в срок не позднее девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель для земельного участка с кадастровым номером № , расположенного по адресу: <адрес>

Этим же решением суд взыскал с ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» в бюджет муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» не согласилось с законностью и обоснованностью постановленного решения, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2015 года отменить с вынесением по делу нового решения. В качестве основания для отмены судебного решения ответчик указал, что судом первой инстанции при разрешении заявленного спора неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также допущено ошибочное применение норм материального права. Податель жалобы полагает, что вред, причиненный окружающей среде, может быть возмещен в соответствии с п.1 ст. 1064, ст. 1082 ГК РФ посредствам возложения обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на виновное лицо, которым в данном случае общество не является.

Проверив дело, обсудив жалобу и полагая возможным проверить законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах изложенн6ых в ней доводов в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в результате проведения Ленинградский межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу проверки соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» при консервации полигона ТБО «Южный» («Волхонка»), расположенного по адресу: Ленинградская <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № установлено, что данный земельный участок является бывшим полигоном твердых бытовых отходов. В 2012 году указанный полигон был закрыт для приема отходов, в связи с превышением проектной мощности. В настоящее время указанный земельный участок передан ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области», для целей консервации, проектирования, рекультивации и ликвидации негативного воздействия свалочных масс.

Также было установлено, что на момент проведения осмотра ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» осуществляет работы по завозу и разгрузке грунта неустановленного класса опасности с последующим разравниванием завезенных масс на теле полигона твердых бытовых отходов. При этом Обществом не представлены положительное заключение государственной экологической экспертизы, проект вывода из эксплуатации указанного объекта, проект рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-IV классов опасности. Работы по рекультивации бывшего полигона ТБО не ведутся.

До настоящего времени ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не приняло и испорченные земли не восстановлены.

Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации плодородия почв и их использования при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года № «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Понятие рекультивация содержится в пункте 2 приложения № 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525 от 22 декабря 1995 года, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22 декабря 1995 года, согласно которому рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Пунктом 5 названных Основных положений предусмотрено, что земли, нарушенные при складировании и захоронение промышленных, бытовых и других отходов, подлежат рекультивации.Согласно пункту 4 Основных положений рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

В соответствии с пунктом 6 Основных положений условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с материалами дела 16 декабря 2015 года Ломоносовским районным судом Ленинградской области вынесено решение по Постановлению старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Западному федеральному округу, заместителя начальника отдела надзора за земельными ресурсами и недропользованием ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.4, ч.1 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Указанным решением установлено, что ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» осуществляются работы, называемые «экранированием», которые фактически представляют собой стадию технического процесса рекультивации, что прямо предусмотрено п.п. 3.2 и 3.13. Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утвержденной Министерством строительства РФ от 02 ноября 1996 года), в соответствии с которым к процессам технического этапа рекультивации относятся стабилизация тела полигона, террасирование, сооружение системы дегазации, создание рекультивационного многофункционального покрытия, может включать операции по завозу грунта для засыпки трещин и повалов, его планировка, создание откосов с нормативным углом наклона.

Факт, необходимости разработки проекта рекультивации земель на указанном земельном участке в объеме данного дела ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» не оспаривался, доводы жалобы основаны на оспаривании срока разработки данного проекта.

Указанным решением разъяснено, что срок работ по рекультивации может быть определен только после утверждения соответствующими государственными органами проекта вывода из эксплуатации указанного объекта, проекта рекультивации земель, а также положительного заключения государственной экологической экспертизы на проектную документацию.

Таким образом, Ломоносовским районным судом Ленинградской области в рамках административного дела от ДД.ММ.ГГГГ установлен тот факт, что Общество приступило к техническому этапу рекультивации в отсутствие разработанного проекта рекультивации, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы в соответствии с подп. 7.2 ст. 11 Закона «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ (ред. до 01 июля 2015 года).

В этой связи ОАО «УК по обращению с отходами в Ленинградской области» признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 8.4, ч.1 ст.8.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Указанные выше обстоятельства на основании ст. 61 ГПК РФ имеют преюдициальное значение для настоящего дела и не подлежат повторному доказыванию, поскольку были установлены вступившим в законную силу решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 16 декабря 2015 года.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации (часть 3).

При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (часть 4).

В силу ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015 года) «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

С учетом данных положений нормативно-правовых актов и условий предоставления ответчику в аренду земельного участка, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что как арендатор спорного земельного участка ответчик обязан разработать проект рекультивации земельного участка и провести предусмотренные действующим законодательством мероприятия по рекультивации арендуемого земельного участка, используемого под полигон ТБО «Южный» («Волхонка») после окончания эксплуатации данного полигона в 2012 году.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 года № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» юридические лица, проводившие строительные и иные работы, связанные с нарушением поверхности почвы, осуществляют рекультивацию земель за счет собственных средств и в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

По смыслу указанных нормативных правовых актов, рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ.

При этом рекультивация, а соответственно, и расходы на ее осуществление, могут быть признаны произведенными только при наличии утвержденных в установленном порядке проектов рекультивации земель, то есть при ее осуществлении в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность разработать проект рекультивации арендуемого земельного участка является способом возмещения вреда в натуре, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.

Договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенный для целей консервации, проектирования, рекультивации и ликвидации негативного воздействия свалочных мест, направлен не только на проведение изыскательных работ, но и на подготовку, разработку и согласование необходимой документации и мониторинга данного земельного участка арендатором.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, имеющих действительно исключительный характер, затрудняющих исполнение судебного акта не позднее девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок отвечает требованиям справедливости, не приведет к необоснованному и неоправданному нарушению баланса прав и законных интересов сторон, а также не способствует затягиванию реального исполнения судебного решения, закрепляя тем самым общие цели правосудия и исполнительного производства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при рассмотрении заявленного спора правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку представленных сторонами доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены правильного по существу судебного решения, базируются на неправильном применении ном материального права.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Гомзяков А.Г.