ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2414/2015 от 20.05.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-2414/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 20 мая 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Горбатовой Л.В.

судей Пучковой Л.В., Свирской О.Д.

при секретаре Дремовой Ю.Ю.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Смирновой М.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения от 27 октября 2014 года и обязании назначить социальную пенсию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Смирнова М.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области, в котором после уточнения исковых требований, просила суд признать незаконным решение от 27 октября 2014 года об отказе в назначении социальной пенсии и обязании назначить пенсию по старости как лицу из числа малочисленных народов Севера, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01 октября 2014 года, установить факт национальной принадлежности к вепсам.

В обоснование требований истица указала, что она является вепсом – лицом из числа коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации и проживает в месте их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности – на территории Вознесенского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области. На ее обращение от 22 октября 2014 года о назначении социальной пенсии, как лицу, достигшему 50 лет, пенсионный орган решением от 27 октября 2014 года ответил отказом, ввиду того, что она не проживает в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не представлен документ, подтверждающий национальность. Истица полагает такой отказ незаконным, нарушающим ее права, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд с данным требованием за защитой нарушенного права.

Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области исковые требования не признала, представила возражения, в которых указано, что льгота по установлению социальной пенсии с 55 и 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам) должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни. Назначение досрочной социальной пенсии лицам, относящимся к числу указанных народов, но проживающим не в пределах указанной территории, противоречит сути дополнительной социальной поддержки коренных малочисленных народов Севера, предоставляемой в связи с особенностями их жизнедеятельности и хозяйствования, и при этом ставит данных лиц в привилегированное положение по отношению к местным жителям иных национальностей, что противоречит статье 19 Конституции РФ.

Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2015 года исковое заявление Смирновой М.А. удовлетворено. Суд признал установленным факт национальной принадлежности Смирновой М.А. к народности - вепсы. Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области назначить Смирновой М.А. социальную пенсию по старости как лицу из числа малочисленных народов Севера в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 ФЗ от 15 декабря 2001 №166-ФЗ 2О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации»- с 01 октября 2014 года.

Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе, не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить. В обоснование требований приводит доводы, аналогичные указанным в возражениях на иск. Ссылается на то, что Ленинградская область не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Считает, что вывод суда о том, что необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих предков, является неверным. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а так же Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, были утверждены Правительством РФ не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. Указывает на то, что не установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера.

Проверив материалы дела, определив рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения жалобы и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего малочисленные народы Российской Федерации, пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255, включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 № 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.

Так же распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).

Из правового анализа Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).

Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

Вышеизложенная правовая позиция приведена также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.10.2012.

Таким образом, вепсам, проживающим на территории Вознесенского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 50 лет (женщины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с подпунктом 4 пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Материалами дела подтверждается, что Смирнова (до брака - Богданова) М.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; в 1971 году она вместе с родителями приехала в <адрес> Подпорожского района; в 1982 году вместе с мужем переехала в <адрес> Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а с 2000 года проживает в <адрес>, отнесенного распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р к месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе к месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, относящихся к малочисленным народам Севера.

Родители истицы: отец – А.Е. и мать З.А. указаны по национальности русские. В соответствии со свидетельством о заключении брака, фамилия истицы изменена на фамилию Смирнова, что подтверждается записью о заключении брака от 15.10.1982 года, составленной Исполнительным комитетом Шустручейского сельского Совета народных депутатов Подпорожского района Ленинградской области. Между тем в свидетельстве о заключении брака национальность истицы указана – вепс. В свидетельстве о смерти отца истицы - А.Е., его национальность указана - вепс.

В свидетельстве о рождении А.Е. (отца) родители: отец Е.А. и мать Е.А. по национальности указаны вепсы.

Согласно представленным в дело документам, Смирнова М.А. по национальности является вепсом.

Сведениями Администрации муниципального образования «Вознесенкое городское поселение» подтверждается, что Смирнова М.А., проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепского народа, привитые родителями, занимается земледелием (огородничеством), сбором дикорастущих ягод и грибов, принимает участие в вепсском празднике «Древо жизни».

При таких обстоятельствах Смирнова М.И., как достигшая возраста 50 лет, являясь вепсом по рождению, постоянно проживая на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимаясь традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе от 27 октября 2014 года Смирновой М.А. было отказано в назначении социальной пенсии, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Разрешая заявленный спор и приходя к выводу о возможности установить факт национальной принадлежности Смирновой М.А. к вепсам, суд исходил из представленных истцом достаточных и достоверных доказательств, позволяющих сделать вывод о ее принадлежности к вепсам, а также из того, что установление данного факта имеет для истицы юридическое значение, поскольку порождает для нее право на назначение социальной пенсии, в то время как истица лишена возможности получить в ином порядке надлежащий документ, удостоверяющий данный факт. Постановленное решение в указанной части лицами, участвующими в деле, в том числе, ответчиком - Управлением Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области не обжалуется, в связи с чем оснований для его проверки за пределами поданной апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ) судебной коллегией не усматривается.

Установив факт принадлежности истца к вепсам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при достижении Смирновой М.А. возраста 50 лет у нее возникло право на назначение спорной пенсии, поскольку истицей доказаны как факт принадлежности к числу коренных малочисленных народов Севера, так и факты проживания на территории муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», которое отнесено к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России распоряжением Правительства РФ от 08 мая 2009 года №631-р, и занятия ею традиционными видами хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о незаконности указанного решения пенсионного органа, и в соответствии с вышеуказанными требованиями закона и положениями ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обоснованно принято решение об обязании пенсионного органа назначить истцу социальную пенсию в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01 октября 2014 года, при имевшем место обращении истицы в пенсионный орган с соответствующим заявлением 22 октября 2014 года.

Утверждения пенсионного органа о том, что истица не относится к малочисленным народам Севера, а соответствующая социальная льгота должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не основаны на нормах закона.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 13 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Н.И.