ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2424/2014 от 29.05.2014 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

 Дело № 33-2424/2014


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Санкт-Петербург                        29 мая 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

 Председательствующего Андреевой Т.Б.

 судей                  Астапенко С.А. и Шадриной Е.В.

 при секретаре Михейкиной М.О.

 рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 и ФИО2 – ФИО6 на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 февраля 2014 года об оспаривании решения администрации МО Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района об изменении вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения.

 Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., возражение на жалобу представителя администрации муниципального образования Анниковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район <адрес> – ФИО7, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

 установила:

 ФИО1 и ФИО2 обратились в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с заявлением, в котором просили признать недействительным постановление местной администрации МО Аннинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области от 12 июля 2013 года № 204, обязать местную администрацию МО Аннинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области провести публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка.

 В обоснование требований указывается, что заявители являются собственниками земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 21 000 кв.м., с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес>. Указанный участок принадлежит им на основании договора от 17.03.2011 года, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.09.2011 г. № 47-АБ 354942 и № 47-АБ 354943.

 16 мая 2013 года заявители обратились с заявлением к главе местной администрации МО Аннинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области ФИО8 о внесении изменений в правила землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение в части изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 47:14:05-01-007:0085 на вид разрешенного использования «для дачного строительства».

 Главой местной администрации МО Аннинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области ФИО8 вынесено постановление от 12 июля 2013 года № 204 об отклонении предложения собственников земельного участка ФИО1 и ФИО2 Причиной отказа явилось несоответствие обращения правообладателей земельного участка Генеральному плану МО Аннинское сельское поселение. Отказ в проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, по мнению заявителей, нарушает их права и законные интересы. Заявители, руководствуясь частями 1, 8, 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, ч.1 ст. 78 Земельного кодекса РФ, 4.1 ст. 8, ст.ст. 12, 14, и 15 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», полагают, что положительное или отрицательное решение главы местной администрации по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка должно приниматься после проведения публичных слушаний. Однако публичные слушания не были назначены и не были проведены.

 В суде первой инстанции представитель заявителей ФИО6 поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, и пояснила, что отказ в проведении публичных слушаний является не законным, т.к. противоречит действующему законодательству, ч. 3 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ. Орган местного самоуправления может решить вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка по результатам публичных слушаний.

 Представитель заинтересованного лица - местной администрации МО Аннинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в суде первой инстанции возражал против удовлетворения заявления, поддержал доводы возражений на заявление. В возражениях указывается, что в соответствии с Генеральным планом МО Анниковское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район земельный участок заявителей не входит в функциональную зону, где предусмотрено дачное строительство. При удовлетворении требований заявителей, правила землепользования и застройки не будут соответствовать генеральному плану поселения. Законодательство не допускает дачное строительство на сельскохозяйственных угодьях, в связи с чем изменение вида разрешенного использования на дачное строительство» невозможно без изменения категории земли.

 Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 февраля 2014 года в удовлетворении заявления ФИО1 и ФИО2 отказано.

 В апелляционной жалобе представитель заявителей ФИО6 просит отменить постановленное по делу решение и принять новое – об удовлетворении требований ФИО1 и ФИО2

 Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ. В жалобе указывается, что в соответствии со ст. 15 Устава МО Аннинское сельское поселение на публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. Податель жалобы полагает, что в соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ земельный участок заявителей включен в зону, занятую объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенную для ведения сельского хозяйства, дачного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции заявители и его представитель не явились. О времени и месте судебного заседания извещены, сведения о причинах неявки не представлены. При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

 Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками по ? доле каждый земельного участка с кадастровым номером №, площадью 21 000 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес>, рабочий участок 47, принадлежащего им на основании договора дарения от 12.08.2011 года. Их право зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 14.09.2011 года.

 16 мая 2013 года заявители обратились к главе местной администрации МО Аннинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение в части изменений вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 21000 кв.м с кадастровым номером 47:14:05-01-007:0085 с разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» на вид разрешенного использования «для дачного строительства».

 Постановлением и.о. главы местной администрации МО Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района от 12.07.2013 года № 204 ФИО1 и ФИО2 отказано во внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение в части включения в территорию поселения земельного участка заявителей по причине несоответствия указанного предложения генеральному плану МО Аннинское сельское поселение. Данный отказ мотивирован администрацией ст. 33 Градостроительного кодекса РФ и рекомендациями, содержащихся в заключении комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО Аннинское сельское поселение.

 Статьей 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются в числе прочих сельскохозяйственные угодья.

 Положения статьи 78 Земельного кодекса РФ регламентируют, что гражданами, в том числе ведущими садоводство, огородничество, животноводство земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Возможность использования гражданами земельных участков сельскохозяйственных угодий по иному назначению (не для сельскохозяйственного производства или связанных с этим производством целей) допустима только при изменении категории этих земель, иное противоречило бы действующему законодательству.

 В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 В силу ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ при разрешении вопросов о порядке предоставления гражданам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства подлежат применению также нормы Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан» (далее – Федеральный закон от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ).

 Федеральным законом от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ регламентирован поэтапный порядок предоставления земельных участков, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в собственность или на ином вещном праве.

 Исходя из положений Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ, первоначально предусмотрено предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. И только после данной процедуры земли предоставляются членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Для дачного строительства допускается использование только тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не гражданам в индивидуальном порядке.

 Из материалов дела следует, что земельный участок приобретен заявителями по договору дарения для сельскохозяйственного производства, для целей дачного строительства он не выделялся.

 Согласно п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» содержится запрет на процедуру изменения вида разрешенного использования земельных участков в случае изменения одного вида разрешенного использования на другой вид разрешенного использования земельных участков, если он предусматривает жилищное строительство.

 Суд пришел к правильному выводу о том, что исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, непроведение процедуры публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку независимо от наличия либо отсутствия публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования названных земельных участков оснований для изменения вида разрешенного без изменения категории земель для сельскохозяйственных угодий не имеется.

 Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, кроме того, основаны на ином толковании законодательства.

 Решение суда постановлено в соответствии с обстоятельствами дела, установленными на основании представленных по делу доказательств, и нормами материального и процессуального права. Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

 Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

 определила:

 решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 21 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 – представителя ФИО1 и ФИО2 – без удовлетворения.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 Председательствующий

 Судьи

 Судья ФИО9