Саратовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Богомолов А.А. Дело № 33-2431/12АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 17 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.
судей Желонкиной Г.А., Бартенева Ю.И.,
с участием прокурора Савиной С.В.,
при секретаре Анищенко А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Комитет) на решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2012 года, которым постановлено:
"Признать недействующим с момента вступления в законную силу решения суда пункт 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года № 17-од.
Резолютивная часть решения суда после вступления в законную силу в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1 (с последующими изменениями) подлежит опубликованию комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в том средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный акт".
Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя администрации муниципального образования «Город Саратов»- ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Саратова обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 распоряжения комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09 августа 2011 года № 17-од.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Саратова была проведена проверка деятельности Комитета по вопросу соблюдения порядка официального опубликования муниципальных правовых актов. Проведенной проверкой установлено, что 09 августа 2011 года исполняющим обязанности председателя Комитета ФИО2 было издано распоряжение № 17-од об утверждении архитектурно-художественных требований к внешнему виду контейнеров, типу ограждений контейнерных площадок, которое на момент окончания проверки не было опубликовано в средствах массовой информации. Кроме того, при издании указанного распоряжения Комитет вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку в силу п. 7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов» Комитету переданы полномочия по утверждению требований к архитектурно-художественному внешнему виду контейнеров и бункеров-накопителей, а не типов ограждений контейнерных площадок и порядка расположения контейнерных площадок.
В связи с изложенным, 25 ноября 2011 года прокуратура г. Саратова внесла представление об устранении нарушений законодательства в адрес администрации муниципального образования «Город Саратов». По результатам рассмотрения представления 13 декабря 2011 года указанное распоряжение Комитета было опубликовано в специальном выпуске газеты «Саратовская Панорама» № 125 (789). Однако администрация муниципального образования «Город Саратов» не согласилась не согласилась с доводами прокуратуры о превышении полномочий в части установления требований к типу ограждений контейнерных площадок.
По мнению прокурора г. Саратова пункт 2 вышеназванного распоряжения Комитета противоречит требованиям ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», Уставу муниципального образования «Город Саратов» и Правилам благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», поскольку в компетенцию Комитета не входит установление требований к типу ограждения контейнерных площадок. Кроме того, приведенный пункт распоряжения Комитета нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку устанавливает требования к типу ограждения контейнерных площадок, которые необходимо установить гражданам, выбравшим непосредственный способ управления многоквартирным домом.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
С данным решением не согласился Комитет, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора г. Саратова отказать в полном объеме. В качестве оснований для отмены решения указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что распоряжение Комитета от 09 августа 2011 года № 17-од не противоречит требованиям действующего законодательства, при издании данного распоряжения превышения пределов компетенции. Также указывает, что судом не дана оценка доводу Комитета о том, что круг лиц, в защиту интересов которого обратился прокурор, не является неограниченным.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Часть 4 названной нормы предусматривает, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что 09 августа 2011 года исполняющим обязанности председателя Комитета принято распоряжение № 17-од, которым утвержден внешний вид контейнеров и бункеров-накопителей, а также контейнерных площадок на территории муниципального образования «Город Саратов».
Согласно пункту 2 данного распоряжения тип ограждения контейнерных площадок утвержден приложением № 2. В приложении № 2 приведено изображение ограждений контейнерных площадок с указанием параметров, внешнего вида и материалов данных ограждений.
Текст названного распоряжения опубликован в газете «Саратовская панорама», Спецвыпуск, № 125 (789), 13 декабря 2011 года.
Между тем, в силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона (в редакции Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ, действующей на момент издания распоряжения Комитета от 09 августа 2011 года № 17-од) к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Саратов» (в редакции от 24 июня 2010 года), принятого Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649, организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города, относятся к вопросам местного значения города.
Пунктом 7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" (в ред. решения Саратовской городской Думы от 08.07.2011 N 5-58) контейнеры и бункеры-накопители должны содержаться в технически исправном состоянии, быть покрашены и иметь маркировку с указанием ответственного за территорию, владельца контейнера, хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз мусора. На контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз. Внешний вид контейнеров и бункеров-накопителей должен соответствовать архитектурно-художественным требованиям, установленным распоряжением председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Согласно п. 2 Положения о комитете по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 N 42-491 (действующего на момент вынесения распоряжения Комитета от 09 августа 2011 года № 17-од, основные задачи Комитета связаны с решением вопросов местного значения, а именно: сохранение и использование объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов", охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории городского округа; участие в организации архитектурно-художественного оформления муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с действующим законодательством; в соответствии с действующим законодательством выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов".
Для решения названных задач Комитету предоставлены полномочия, перечисленные в п. 3 приведенного Положения.
Анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов позволил суду первой инстанции сделать правильный вывод о том, что действующим законодательством Комитету предоставлены полномочия только по установлению архитектурно-художественных требований к внешнему виду контейнеров и бункеров-накопителей. Правом издания нормативно-правовых актов в части типа ограждений контейнерных площадок и их внешнего вида, а также по другим вопросам благоустройства Комитет не обладает.
Более того, предусмотренные пунктом 2 распоряжения Комитета от 09 августа 2011 года № 17-од требования к типу и внешнему виду ограждений контейнерных площадок (секционные бетонные заборы с определенными параметрами высоты и длины) противоречит п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, согласно которому мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Таким образом, названные Правила предусматривают необходимость установления ограждения контейнерной площадки, однако строгих требований к типу и внешнему виду таких ограждений не устанавливают.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что оспариваемый прокурором г. Саратова п. 2 распоряжения Комитета от 09 августа 2011 года № 17-од вынесено с нарушением компетенции и не соответствует требованиям законодательства, следует признать мотивированным и законным.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
При этом от прокурора не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда г. Саратова от 24 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: