ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Терешко В.Я.
№ 33-2455/2012
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17.08.2012
г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Соляникова Р.В.
судей Слиж Н.Ю., Данилова О.И.
при секретаре Сосновской О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 19 июня 2012 года по иску прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суоярвского городского поселения об обязании совершить определенные действия (составить и утвердить акты выявления бесхозяйных пожарных гидрантов на территории Суоярвского городского поселения, подготовить необходимые документы для принятия на учет пожарных гидрантов и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о приеме данных пожарных гидрантов на учет).
Заслушав доклад судьи Слиж Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Суоярвского района РК обратился в суд с иском по тем основаниям, что в ходе проведения проверки соблюдения норм и правил пожарной безопасности администрацией Суоярвского городского поселения было установлено, что в Суоярвском городском поселении существуют бесхозяйные гидранты, а именно: ПГ ВК - (...); ПГ ВК - пер(...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); 1а ПГ ВК - (...); 1б ПГ ВК - (...); 1в ПГ ВК - (...); 1г ПГ ВК - (...). Поскольку данное обстоятельство значительно затрагивает права граждан, проживающих в указанных районах, а также отсутствие собственника пожарных гидрантов влечет их ненадлежащее содержание с последующим разрушением, что создает опасность для жизни и здоровья граждан, нарушает их право на безопасные условия проживания и своевременное, оперативное устранение возникающих пожароопасных ситуаций, прокурор Суоярвского района просил суд обязать администрацию Суоярвского городского поселения в срок до ХХ.ХХ.ХХ г. составить и утвердить акты выявления бесхозяйных пожарных гидрантов на территории Суоярвского городского поселения согласно вышеперечисленному перечню и в срок до ХХ.ХХ.ХХ года подготовить необходимые документы для принятия на учет указанных гидрантов, и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество заявление о приеме данных пожарных гидрантов на учет.
В последующем прокурор Суоярвского района РК Костин В.В. исковые требования изменил. Просил суд обязать администрацию Суоярвского городского поселения в срок: до ХХ.ХХ.ХХ г. составить и утвердить акты выявления бесхозяйных пожарных гидрантов на территории Суоярвского городского поселения (согласно следующему перечню: ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); ПГ ВК - (...): ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); 1а ПГ ВК - (...); 1б ПГ ВК - (...); 1в ПГ ВК - (...); 1г ПГ ВК - (...)), и в срок до ХХ.ХХ.ХХ г. подготовить необходимые документы для принятия на учет указанных гидрантов, и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество заявление о приеме данных пожарных гидрантов на учет.
Решением суда иск удовлетворен. Суд обязал администрацию Суоярвского городского поселения в срок до ХХ.ХХ.ХХ г. составить и утвердить акты выявления бесхозяйных пожарных гидрантов на территории Суоярвского городского поселения (согласно следующему перечню: ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК — (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); 1а ПГ ВК - (...); 1б ПГ ВК - (...); 1в ПГ ВК - (...); 1 г ПГ ВК - (...)). Обязал администрацию Суоярвского городского поселения в срок до ХХ.ХХ.ХХ г. подготовить необходимые документы для принятия на учет указанных гидрантов и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о приеме данных пожарных гидрантов на учет.
С решением суда не согласна администрация Суоярвского городского поселения. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что прокурором в иске не указано конкретно, в чем заключается нарушение интересов неограниченного круга лиц, какое право неопределенного круга лиц нарушено, не указан закон, предусматривающий такой способ защиты. Полагает, что полномочий на предъявление иска в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ у прокурора не имелось. Считает, что возложение обязанности составить и утвердить акты выявления бесхозяйных пожарных гидрантов на территории Суоярвского городского поселения, подготовить необходимые документы для принятия на учет указанных гидрантов и направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделано судом без учета постановления администрации Суоярвского городского поселения № ХХ от ХХ.ХХ.ХХ. «Об утверждении положения о порядке выявления, учете и приобретении права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, расположенное на территории Суоярвского городского поселения», которым определена последовательность действий по выявлению бесхозяйного имущества, включению этого имущества в соответствующий реестр, а также по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество на территории поселения.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представители администрации Суоярвского городского поселения, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ООО «Суоярвский водоканал» будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, заявлений, ходатайств не представили.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Соболева Ю.В. полагала решение суда законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.94г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относятся в частности создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии со ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 22.07.08г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» требования данного закона об обеспечении пожарной безопасности обязательны для исполнения при эксплуатации объектов защиты, к которым относится в том числе муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество).
Согласно ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ХХ.ХХ.ХХ. ООО «Пудожский водоканал» в соответствии с договором и актом приема-передачи передал в аренду ООО «Суоярвский водоканал» участок водопроводной сети, протяженностью (...) погонных метра, на которых находятся ХХ пожарных гидранта.
Из акта проверки пожарных гидрантов от ХХ.ХХ.ХХ года следует, что на территории Суоярвского городского поселения выявлены пожарные гидранты, не имеющие собственника: ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК - (...); ПГ ВК -(...); 1а ПГ ВК - (...); 1б ПГ ВК – (...); 1 в ПГ ВК - (...); 1 г ПГ ВК - (...).
Согласно выпискам из ЕГРП, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК, на указанные объекты - пожарные гидранты - информация о регистрации права собственности отсутствует, данные пожарные гидранты не обслуживаются.
В соответствии с п.3.1 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России по 25.03.2009 № 178, источники наружного противопожарного водоснабжения: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами и водные объекты, используемые для целей пожаротушения. Согласно п.3.2 вышеуказанного свода Правил, гидрант - техническое устройство, предназначенное для забора воды из водопровода передвижной пожарной техникой.
Проанализировав вышеприведенное законодательство, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу, что пожарные гидранты, являясь частью водопроводной сети, являются недвижимым имуществом, право собственности на которые подлежит государственной регистрации.
Ссылаясь на п.9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 9 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Суоярвское городское поселение» суд обоснованно сделал вывод о том, что пожарный гидрант является объектом недвижимого имущества. В некоторых районах городского поселения находятся пожарные гидранты, собственник которых не определен. Отсутствие собственника пожарных гидрантов влечет их ненадлежащее содержание с последующим разрушением. Отсутствие пригодных для эксплуатации пожарных гидрантов создает опасность для жизни и здоровья граждан, нарушает их право на безопасные условия проживания и своевременное, оперативное устранение возникающих пожароопасных ситуаций, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы жалобы о том, что у прокурора не имелось полномочий на предъявление иска в порядке ч.1 ст.45 ГПК РФ, по мнению коллегии, основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку в целях защиты прав неопределенного круга лиц прокурор в силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ наделен правом обращения в суд с заявлением в том числе о возложении на ответчика обязанности по совершению определенных действий.
Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Поскольку выводы суда основаны на всестороннем выяснении всех обстоятельств по делу, добытым доказательствам дана надлежащая правовая оценка, постановленное по настоящему делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 19 июня 2012 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Суоярвского городского поселения без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи