ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-246 от 28.03.2012 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

                                                                                    Верховный Суд Республики Алтай                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Верховный Суд Республики Алтай — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Председательствующий – Алеховиков В.А. Дело № 33-246

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2012 года г. Горно-Алтайск

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего – Алексиной М.В.,

судей – Ялбаковой Э.В., Антуха Б.Е.,

при секретаре – Тогочаевой К.А.,

с участием прокурора – Кулеевой Л.В.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» Абдолданова С.М. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 29 декабря 2011 года, которым

требования прокурора Кош-Агачского района удовлетворены.

Признано решение районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» №20-7 от 23.09.2011 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай в части пункта 1 недействующим со дня его издания.

Постановлено сообщение о принятом решении опубликовать в газете «Чуйские зори».

Заслушав доклад судьи Антуха, апелляционная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кош-Агачского района обратился в суд с заявлением о признании решения районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» №20-7 от 23.09.2011 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай в части пункта 1 недействующим со дня издания, обязании опубликовать в газете «Чуйские зори» решение суда либо сообщение о принятом решении. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района на предмет соответствия требованиям федерального законодательства проверено решение районного совета депутатов МО «Кош-Агачский район» № 20-7 от 23.09.2011г. «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай». По результатам проверки установлено, что пункт 1 данного решения внесены изменения в пункт 1 статьи 16 Устава муниципального образования «Кош-Агачский район», которые не соответствует требованиям ч.18 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года и ч. 5 ст. 4 Закона РА «О муниципальных выборах в РА» № 14-РЗ от 05.05.2011 года.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого и прекращении производства по делу просит в апелляционной жалобе представитель районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» Абдолданов С.М., указывая, что суд ошибочно принял к производству заявление прокурора Кош-Агачского района, который при оформлении иска, в нарушение требований ст. 131 ГПК РФ, указал ответчиком администрацию МО «Кош-Агачский район», тогда как обжалуемое прокурором решение № 20-7 от 23.09.2011 года принято Кош-Агачским районным Советом депутатов. Суд необоснованно рассмотрел заявление прокурора по существу в отсутствии представителя районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район», известившего суд об уважительных причинах своей неявки и просившего отложить судебное заседание. Действующим законодательством, ч. 3 ст. 23 ФЗ от 06.10.2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 4 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» от 05.05.2011 года № 14-РЗ, предоставлено право установить несколько (альтернативных) видов избирательных систем, из которых муниципальные образования самостоятельно выбирают наиболее приемлемую и соответствующую местным условиям избирательную систему и закрепляют ее в своих уставах.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» Абдолданова С.М., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Кулееву Л.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, апелляционная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.ч. 2-3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Согласно п. 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-ФЗ-131) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 47 вышеназванного Закона муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Из Устава МО «Кош-Агачский район», принятого решением сессии Совета депутатов района МО «Кош-Агачский район» № 38 от 23.01.2008 года следует, что Районный Совет депутатов состоит из 23 депутатов, избираемых населением муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет (статья 27 Устава).

Согласно п. 1 ст. 16 Устава «Выборы депутатов представительного органа, главы муниципального образования осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

23.09.2011 года районным Советом депутатов МО «Кош-Агачский район» принято решение № 20-7 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай.

Пункт 1 данного решения предусматривает внесение дополнения в пункт 1 статьи 16 Устава муниципального образования «Кош-Агачский район» и изложение в следующей редакции: «Выборы депутатов проводятся по одномандатным избирательным округам с применением мажоритарной системы относительного большинства».

Суд первой инстанции, исследовав действующее законодательство и доказательства по делу, пришел к выводу, что вносимые изменения в п. 1 ст. 16 Устава МО «Кош-Агачский район» противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Апелляционная коллегия полагает данный вывод суда верным, основанным на правильном толковании норм федерального и регионального законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с послед. измен.) гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Частью 2 ст. 4 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 года № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай» предусматривается, что выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут проводиться:

1) по мажоритарной системе относительного большинства (избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам);

2) по пропорциональной системе (распределение депутатских мандатов осуществляется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями по единому избирательному округу, пропорционально полученному числу голосов избирателей);

3) по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе (не менее половины депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, остальные депутатские мандаты распределяются между депутатами, избранными по мажоритарной системе относительного большинства).

Часть 3 данной статьи предусматривает, что избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа и главы муниципального образования, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными настоящей статьей видами избирательных систем.

Федеральным законом от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была дополнена частью 3.1, согласно которой не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. С учетом этого аналогичные изменения были внесены в ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст. 4 Закона Республики Алтай от 05.05.2011 года № 14-РЗ «О муниципальных выборах в Республике Алтай», которые также стали предусматривать, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.

Таким образом, федеральным и региональным законодательством было предписано, что на муниципальных выборах представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов применяется пропорциональная система. Как следует из материалов дела и решения районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» № 20-7 от 23.09.2011 года «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Кош-Агачский район» Республики Алтай, этих изменений в законодательстве не было учтено при принятии оспариваемой части решения, что влечет его незаконность в указанной части.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении правильными, оснований для несогласия с ними апелляционная коллегия не находит.

Судебная коллегия находит несущественным нарушением доводы кассатора о том, что суд в нарушение требований ст. 131 ГПК РФ, ошибочно принял к производству заявление прокурора Кош-Агачского района, который при оформлении иска, указал ответчиком администрацию МО «Кош-Агачский район», тогда как обжалуемое прокурором решение № 20-7 от 23.09.2011 года принято Кош-Агачским районным Советом депутатов, так как 5 декабря 2011 года прокурор в соответствии со ст. 41 ГПК РФ ходатайствовал и суд произвел замену ненадлежащего ответчика надлежащим, и дело по существу было рассмотрено с участием надлежащего ответчика.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно рассмотрел заявление прокурора в отсутствии представителя районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район», известившего суд об уважительных причинах своей неявки и просившего отложить судебное заседание не могут повлиять на правовую судьбу вынесенного судебного постановления учитывая следующее.

Суд правомерно в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, поскольку не нашел уважительных причин для неявки представителя юридического лица в судебное заседание.

Согласно ч. 2 ст. 48 ГПК РФ дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

Таким образом, организациям предоставлено право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве, которое судом ограничено не было.

Удовлетворение же ходатайства об отложении разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса, в том числе представителя ответчика, является правом, а не обязанностью суда (ч. 6 ст. 167, ч. 1 ст. 169 ГПК РФ).

Довод о том, что действующим законодательством, ч. 3 ст. 23 ФЗ от 06.10.2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местно самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 4 Закона Республики Алтай «О муниципальных выборах в Республике Алтай» от 05.05.2011 года № 14-РЗ, предоставлено право установить несколько (альтернативных) видов избирательных систем, из которых муниципальные образования самостоятельно выбирают наиболее приемлемую и соответствующую местным условиям избирательную систему и закрепляют ее в своих уставах судебная коллегия с учетом вышеизложенного находит основанным на неправильном толковании действующего законодательства

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 29 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя районного Совета депутатов МО «Кош-Агачский район» Абдолданова С.М. – без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Алексина

Судьи Э.В. Ялбакова

Б.Е. Антух