ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2461/10 от 12.10.2010 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Вельмезев О.В. 33-2461/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе

председательствующего Бурматовой Н.В.,

судей областного суда Литвиновой И.В. и Иванкив Н.П.,

при секретаре Капитулиной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 октября 2010 г. дело по кассационным жалобам Администрации Мокроусовского района, МУ Мокроусовский районный отдел образования на решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 02.09.2010, которым постановлено:

«Заявленные требования Никитиной С.М. в интересах Никитиной М.А.; Пуховой Н.В. в интересах Пуховой М.А.; Кузнецовой И.В. в интересах Журавлева М.С.; Сединкиной С.П. в интересах Пьянкова В.С. и Достовалова С.А. к Администрации Мокроусовского района о признании незаконным постановления № 186 «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения Рассветская средняя общеобразовательная школа» признать обоснованными.

Признать постановление Администрации Мокроусовского района № 186 от 23.06.2010 с изменениями, внесёнными постановлением Администрации Мокроусовского района № 234 от 23.08.2010, незаконным.

Постановление Администрации Мокроусовского района № 186 от 23.06.2010 с изменениями, внесёнными постановлением Администрации Мокроусовского района № 234 от 23.08.2010, отменить».

Заслушав доклад судьи областного суда Иванкив Н.П., объяснения заявителей, представителей заинтересованных лиц, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Никитина С.М., действующая в интересах Никитиной М.А., Пухова Н.В., действующая в интересах Пуховой М.А., Кузнецова И.В., действующая в интересах Журавлева М.С., Сединкина С.П., действующая в интересах Пьянкова В.С. и Достовалова С.А., обратились в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования Мокроусовского района Курганской области (далее - Администрация Мокроусовского района) от 23.06.2010 № 186 «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения Рассветская средняя общеобразовательная школа», признании незаконным бездействия Администрации Мокроусовского района по лицензированию муниципального общеобразовательного учреждения (далее - МОУ) Лопаревская основная общеобразовательная школа.

В обосновании заявленных требований указали, что их несовершеннолетние дети и подопечные являются учащимися МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа. Данное учреждение с 16.12.2006 осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Администрация Мокроусовского района никаких действий по оформлению лицензии не производит. Постановлением Администрации Мокроусовского района Курганской области от 23.06.2010 № 186 «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения Рассветская средняя общеобразовательная школа» предусмотрена реорганизация МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа в форме присоединения к нему МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа. Полагали, что указанное решение принято с нарушением порядка реорганизации общеобразовательных учреждений. Так, в состав комиссии по проведению экспертной оценки последствий реорганизации образовательного учреждения включены заинтересованные лица, но не включены представители органа школьного самоуправления, директор МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа, глава Администрации Лопаревского сельсовета.

Вместе с тем оспариваемое постановление предполагает ежедневный подвоз учащихся из с. Лопарево, дер. Воскресенка, дер. Сливное Мокроусовского района в МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа на расстоянии около 30 км, где расстояние от с. Лопарево до с. Рассвет составляет 18,6 км, до дер. Воскресенка еще 6 км, расстояние заезда в каждый населённый пункт - 4,5 км. Дорога имеет асфальтированное покрытие только на протяжении 18,6 км. Время на доставку учащихся до МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа составит более 40 мин.

Полагали, что реорганизация МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа повлечёт нарушение прав детей с. Лопарево, дер. Воскресенка, дер. Сливное на доступность и обязательность основного общего образования и дополнительного образования, ограничение в участии в мероприятиях, не предусмотренных учебным планом. Более того, жизнь и здоровье обучающихся, среди которых имеются 30 детей с наличием ряда заболеваний, ввиду длительности перевозки и состояния дороги будут подвергаться риску. У детей возникнут проблемы адаптации в новом коллективе, они будут переутомляться, у них сократиться свободное время и время на подготовку домашнего задания. Считали, что ликвидация МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа, как места учёбы сельских детей и работы ряда жителей с. Лопарево, дер. Воскресенка, дер. Сливное повлечет сокращение рабочих мест, негативно повлияет на перспективы развития села.

В ходе судебного разбирательства заявители Никитина С.М., Пухова Н.В., Сединкина С.П., Кузнецова И.В. отказались от требования признать незаконным бездействие Администрации Мокроусовского района по лицензированию МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа. Дополнительно пояснили, что в новый учебный год 2010-2011 их дети начали учиться в МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа. При этом организация перевозки обучающихся является неудовлетворительной, автобус приезжает раньше установленного времени, поэтому некоторые дети не успевают позавтракать, а другие - опаздывают на посадку в автобус и не могут пройти учебный план. Выразили несогласие с проживанием своих детей в период учёбы в общежитии ПУ № 35 в с. Мокроусово либо осуществлении надомного обучения.

Представитель заинтересованного лица Администрации Мокроусовского района - Бетехтина И.П. по доверенности с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что на основании постановления Администрации Мокроусовского района от 01.02.2007 № 10 установлен порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений. Постановлением Администрации Мокроусовского района от 07.05.2010 № 130 определён состав экспертной комиссии по проведению экспертной оценки последствий реорганизации МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа. Позднее решением Мокроусовской районной Думы от 10.06.2010 № 23 утверждено новое положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений. Постановление Администрации Мокроусовского района от 23.06.2010 № 186 о реорганизации МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа принято в пределах полномочий муниципального образования. Во исполнение требований Главного управления образования Курганской области 23.08.2010 Администрацией Мокроусовского района внесены изменения в оспариваемое постановление, которым при реорганизации образовательных учреждений МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа переименована в МОУ Лопаревская начальная общеобразовательная школа и является филиалом МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа. Полагала, что заинтересованными лицами допущены незначительные нарушения порядка реорганизации учреждений.

Представители МУ Мокроусовский районный отдел образования - начальник Демешкина М.А. и Езиешвили З.А. по доверенности с заявленными требованиями не согласились. Пояснили, что МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа и МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа не имеют лицензий на осуществление образовательной деятельности. Поскольку здание МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа построено не по типовому проекту, имеет встроенную котельную, необходимо произвести его реконструкцию, имеются нарушения норм противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа работает пищеблок, то целесообразнее произвести реорганизацию данных учреждений путём присоединения к МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа и создании в с. Лопарево филиала начальной школы. Реорганизация общеобразовательных учреждений проведена на основании действующего на момент принятия решения Мокроусовской районной Думы порядка, утверждённого постановлением Администрации Мокроусовского района от 01.02.2007 № 10, который составление плана реорганизации сети образовательных учреждений не предусматривает. Вместе с тем информационно-аналитическая справка о муниципальной образовательной системе была составлена. Экспертная комиссия в едином составе на своих заседаниях проводила анализ двух учреждений, установила последствия проводимой реорганизации МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа и МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа, но аналитические материалы и результаты исследования по Рассветскому учреждению оформлены не были. Не оспаривали отсутствие на заседаниях экспертной комиссии главы Лопаревского сельсовета и секретаря комиссии, присутствие от родительского комитета - председателя районного совета Ж.А. Указали, что при реорганизации учреждений в каждом объединённом классе наполняемость обучающихся не будет превышать 20 человек. Согласились, что расстояние подвоза обучающихся из с. Лопарево, дер. Воскресенка, дер. Сливное в МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа превышает нормы СанПиН, пришкольный интернат в с. Рассвет не организован. Полагали, что допущенные нарушения порядка реорганизации учреждений являются несущественными. Оспариваемое постановление было опубликовано на сайте Администрации Мокроусовского района. Родители обучающихся МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа имели возможность ознакомиться с оспариваемым решением и вправе выбрать любое общеобразовательное учреждение.

Директор МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа - Зяблова Т.М. заявленные требования поддержала. Пояснила, что не принимала участия в работе экспертной комиссии по реорганизации школы. Считала, что постановление Администрации Мокроусовского района от 23.06.2010 № 183 нарушает права детей на выбор школы, свободный доступ к образованию, направлено на сохранение МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа. При реорганизации МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа не учтены требования СанПиН, возраст детей, наличие в школе большого количества учащихся, имеющих ряд заболеваний.

Представитель Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился.

Суд заявленные требования удовлетворил, постановив вышеуказанное решение.

В кассационных жалобах глава Мокроусовского района Кизеров В.И. и начальник МУ Мокроусовский районный отдел образования Демешкина М.А. просят решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. Выражают несогласие с выводами суда о необходимости осуществления органами исполнительной власти Мокроусовского района при реорганизации МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа и МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа исполнения действий в порядке, определённым положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, утверждённым решением Мокроусовской районной Думы от 10.06.2010 № 23. Указывает, что на момент принятия оспариваемого постановления Администрации Мокроусовского района Курганской области от 23.06.2010 № 186 «О реорганизации муниципального общеобразовательного учреждения Рассветская средняя общеобразовательная школа» решение районной Думы не было опубликовано, поэтому утвержденное думой положение не могло применяться. Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления действовал порядок реорганизации общеобразовательных учреждений, утверждённый постановлением Администрации Мокроусовского района от 01.02.2007 № 10, который предусматривает принятие соответствующего решения главой администрации района и необходимость составления экспертной оценки последствий принятого решения не содержит. Полагает, что утверждение устава Мокроусовского района в новой редакции в 2008 году не влечёт прекращение действия ранее принятых правовых актов, изданных органами местного самоуправления. Считает, что суд необоснованно применил положения ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", которые регулируют условия принятия решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, что к процессу реорганизации учреждения не относится. Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований, признал постановление Администрации Мокроусовского района Курганской области от 23.06.2010 № 186 с изменениями, внесёнными постановлением Администрации Мокроусовского района от 23.08.2010 № 234, незаконным и отменил его, не указал закон, которому противоречит оспариваемый правовой акт. Более того, истцы не указали какие их права и свободы нарушены оспариваемым решением.

Проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 57, ч. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно ст. 34 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок реорганизации муниципальных образовательных учреждений устанавливается органом местного самоуправления.

Из материалов дела видно, что учредителем МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа является Администрация Мокроусовского района. В соответствии с п. 7.1 устава учреждения оно может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Списочный состав обучающихся в учреждении на 2009-2010 учебный год составил 41 чел., из которых 9 обучающихся подвозят из дер. Сливное, 5 обучающихся - из дер. Воскресенка. По данным МУ «Мокроусовская центральная районная больница» 30 обучающихся в МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа являются диспансерными больными.

Постановлением Администрации Мокроусовского района № 186 от 23.06.2010 принято решение о реорганизации МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Рассвет, ул. Вострецова, 4, в форме присоединения к нему МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа, расположенного по адресу: Курганская область, Мокроусовский район, с. Лопарево, ул. Школьная, 17. Постановлением Администрации Мокроусовского района от 23.08.2010 № 243 в вышеуказанное постановление внесены изменения и дополнения, которыми постановление дополнено пунктом 1 об изменении вида муниципального общеобразовательного учреждения Лопаревская основная общеобразовательная школа, переименовав его в муниципальное общеобразовательное учреждение Лопаревская начальная общеобразовательная школа, как филиал МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа.

Согласно пп. 2.1.7, 2.1.8, 2.1.9 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44, в сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для обучающихся I ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания обучающихся II - III ступеней не должен превышать 15 км.

Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Предельный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Для обучающихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий предусматривается пришкольный интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.

Из объяснений заявителей, представителей заинтересованных лиц, справки Мокроусовского МУПТ судом установлено, что расстояние от с. Лопарево до дер. Сливное составляет 5,1 км, от дер. Сливное до с. Рассвет - 13,5 км, от с. Лопарво до с. Рассвет - 18,6 км, от с. Лопарево до дер. Воскресенка - 6 км л.д. 3 т. 1). Из справки Администрации Лопаревского сельсовета усматривается, что расстояние от основной дороги до автобусной остановки составляет: дер. Сливное - 400 м, дер. Воскресенка - 200 м, с. Лопарево - 1 км. Пришкольный интернат для размещения детей указанных населенных пунктов в МОУ Рассветская основная общеобразовательная школа не создан. Подвоз детей из дер. Воскресенка организован двумя транспортными средствами с пересадкой в с. Лопарево и большим перерывом. Время в пути составляет более 40 мин.

Учитывая, что радиус обслуживания обучающихся и время перевозки детей к месту учебы превышает допустимые нормы, предусмотренные СанПиН 2.4.2.1178-02, дети не обеспечены возможностью проживать в пришкольном интернате, суд пришел к законному и обоснованному выводу о том, что постановления Администрации Мокроусовского района от 23.06.2010 № 186 и от 23.08.2010 № 234 о реорганизации МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа приняты с нарушением требований вышеуказанных нормативных актов, нарушают права детей на общедоступность и обязательность основного общего образования, закрепленные ст. 43 Конституции Российской Федерации и ст. 5 закона «Об образовании».

В силу ч. 1 ст. 9 и ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

В судебном заседании было установлено, что во исполнение вышеуказанной нормы закона постановлением Администрации Мокроусовского района от 07.05.2010 № 130 был утвержден состав экспертной комиссии по проведению экспертной оценки последствий реорганизации МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа. В состав экспертной комиссии вошли заместитель главы администрации района по социальным вопросам (председатель комиссии) Р.Ю., начальник отдела образования администрации района (заместитель председателя комиссии) С.В., председатель районной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации Телегина Н.А., председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации района Я.Л., специалист финансового отдела администрации района Л.М., глава Администрации Лопаревского сельсовета П.Г., председатель районного родительского совета Ж.А., юрист отдела образования М.С., начальник ОГПН по Мокроусовскому району К.С.

Оспариваемые постановления Администрации Мокроусовского района о реорганизации МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа приняты с учетом положительного заключения данной экспертной комиссии.

Суд обоснованно оценил заключение экспертной комиссии критически, поскольку оно принято без учета отмеченных нарушений. Кроме того, судом принято во внимание, что к работе экспертной комиссии необоснованно не привлечены директор МОУ Лопаревская основная общеобразовательная школа, глава Администрации Лопаревского сельсовета, родители обучающихся в школе, отсутствуют выводы об условиях обучения в МОУ Рассветская средняя общеобразовательная школа, которая также не имеет лицензии. Указанные недостатки свидетельствуют о поверхностном изучении вопроса о реорганизации школы, о принятии решения без учета общественного мнения.

С учетом изложенных обстоятельств дела и требований закона судом постановлено законное и обоснованное решение о признании обжалуемых постановлений незаконными и их отмене.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело проверено судебной коллегией в пределах доводов кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 345, 360, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Мокроусовского районного суда Курганской области от 2 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы Администрации Мокроусовского района, МУ Мокроусовский районный отдел образования - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи