ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2494/2012 от 29.08.2012 Астраханского областного суда (Астраханская область)

                                                                                    АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья: Хохлачева О.Н. дело № 33-2494/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 29 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Костиной Л.И.

судей областного суда Ожеговой И.Б., Лапшиной Л.Б.

при секретаре Курбановой М.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ожеговой И.Б. дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Кировского районного суда г.Астрахани от 27 июня 2012 года по иску ФИО1 к Министерству социального развития и труда Астраханской области, Министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, Правительству Астраханской области о признании незаконным отказа в обеспечении жильем вдовы ветерана Великой Отечественной войны и предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что постановлением администрации г.Астрахани № от 12 мая 2011 года она принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеет право на получение жилья на основании Указа Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г. Однако, решением комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан № от 30 марта 2012 года ей было отказано в обеспечении жильем ввиду незаконности постановления №, как вынесенного с нарушением норм статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. ФИО1 Обращаясь в суд, просила признать решение комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в виде отказа в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем незаконным и обязать Министерство социального развития и труда включить ее в сводный список кандидатов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем, обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области предоставить ей социальную выплату на приобретение жилья как члену семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

В судебном заседании истец ФИО1 не участвовала, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители ответчиков Министерства социального развития и труда в Астраханской области и Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители ответчиков Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, Правительства Астраханской области в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица администрации г.Астрахани в лице Жилищного управления в судебное заседание не явился, предоставили отзыв на исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 27 июня 2012 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, просит вынести новое решение, удовлетворив ее требования, указав, что комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 21 ноября 2006 года №, вправе определять только правомерность включения кандидатов в сводный список, а не проверять правомерность принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановлением администрации г.Астрахани № от 12 мая 2011 года она уже принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку участников ВОВ и данное постановление не признано недействительным, в судебном порядке никем не оспорено. Судом при вынесении решения не учтены положения статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым она не относится к членам семьи собственника жилого помещения, в котором зарегистрирована, так как совместно с собственником не проживает. Кроме того, положения статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации в данном случае не могут применяться, поскольку на момент принятия решения Комиссией по обеспечению жильем отдельных категорий граждан со дня совершения сделки дарения жилого помещения уже прошло пять лет и на момент совершения сделки намерения приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся у истца не было, так как Указ Президента РФ № 714 был принят позже совершения сделки.

Учитывая надлежащее извещение, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, третьего лица, представителей.

Выслушав представителя Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ФИО2, просившего жалобу оставить без удовлетворения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в пунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона, предоставляется, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно части 2 статьи 21 независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, согласно статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, имеют право указанные в статье 49 малоимущие и другие категории граждан, в том числе и относящиеся к определенной Указом Президента РФ категории, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Во исполнение Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области", Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" Правительством Астраханской области создана комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, которая является постоянно действующим координационным органом по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением жилья за счет средств федерального бюджета гражданам, вставшим на учет до 1 января 2005 года, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Согласно решения Совета МО «Город Астрахань» № 61 от 30 мая 2006 г. учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 11 квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

Из анализа приведенных норм права следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что ФИО1, являясь вдовой умершего участника Великой Отечественной войны, что подтверждается справкой военного комиссариата Ленинского района г.Астрахани от 20.01.2003 года (л.д. 18), постановлением администрации города Астрахани № от 12 мая 2011 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по списку участников Великой Отечественной войны.

Решением комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 30 марта 2012 года ФИО1 отказано во включении ее в состав кандидатов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в связи с тем, что постановление № от 12 мая 2011 года о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий принято в нарушение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разрешая спор по существу и проверяя законность и обоснованность вынесенного комиссией решения об отказе в предоставлении социальной поддержки в обеспечении жильем ФИО1, судом первой инстанции установлено, что истец 29 января 1985 года зарегистрирована и проживает по адресу:  Общая площадь вышеуказанного жилого помещения составляет 61,5 кв.м.

Данная квартира принадлежала истцу на праве собственности и 01 марта 2007 года была подарена ею по договору дарения дочери Б. О.И. В квартире состоит на регистрационном учете и постоянно проживает только ФИО1

Таким образом, районным судом верно установлено, что на момент постановки истца на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и вынесения администрацией города Астрахани 12 мая 2011 года постановления №, ФИО1 не имела законных оснований для постановки на этот учет, поскольку была обеспечена жилой площадью, общей площадью значительно превышающей учетную норму, установленную на территории МО «Город Астрахань».

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Поскольку действующее законодательство ухудшение жилищных условий связывает не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях, судебная коллегия находит, что заключив договор дарения квартиры, ФИО1 не ухудшила свои жилищные условия, поскольку как до заключения договора, так и после его заключения ФИО1 не нуждалась в жилом помещении ввиду обеспеченности общей площадью жилых помещений, выше учетной нормы, предусмотренной в Астраханской области. Кроме того, после заключения сделки ФИО1 сохранила право пользования указанным жилым помещением, продолжает в нем проживать.

Что касается доводов истца о неправомерности действий Комиссии по проверке обоснованности принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то с данным доводом судебная коллегия также не может согласиться, поскольку Комиссия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Закона Астраханской области от 10.10.2006 N 75/2006-ОЗ "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области № 395-П от 21 ноября 2006 года производит проверку обоснованности включения кандидатов в представленный сводный список и составляет список получателей мер социальной поддержки по обеспечению жильем с последующим представлением на утверждение в министерство социального развития и труда Астраханской области и министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области.

Таким образом, при вынесении комиссией по обеспечению жильем отдельных категорий граждан решения об отказе ФИО1 включить ее в состав кандидатов на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем комиссия выполняла свои непосредственные функции.

Оказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требованиям гражданского процессуального законодательства.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных суду доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.

Учитывая изложенное и, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

о п р е д е л и л а:

решение Кировского районного суда г.Астрахани от 27 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.