Суд Ямало-Ненецкого автономного округа Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГАДело 33-2526/2012 Судья Жвавая Н.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 08 ноября 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего МАРЧУК Е.Г.,
судей коллегии АКБАШЕВОЙ Л.Ю., ДОЛМАТОВА М.В.
при секретаре КАЗАНЦЕВОЙ З.С.
с участием прокурора КАМАЛТЫНОВОЙ З.Х. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Избирательной комиссии муниципального образования поселок Харп на решение Приуральского районного суда ЯНАО от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ избирательной комиссии муниципального образования поселок Харп от 19 сентября 2012 года за исх.№ 12 по результатам рассмотрения обращения от 14 сентября 2012 года кандидата на должность Главы муниципального образования поселок Харп ФИО1 о начислении и выплате компенсации среднего месячного заработка.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа - МАРЧУК Е.Г., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании решения Избирательной комиссии муниципального образования п.Харп незаконным и его отмене. В обоснование заявленных требований указал, что является зарегистрированным кандидатом на должность Главы МО п.Харп. В силу ст. 24 Федерального закона № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» по заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
14 сентября 2012 года ФИО1 обратился на имя председателя Избирательной комиссии с заявлением, в котором просил направить ему приказ (распоряжение) о начислении и выплате компенсации в размере среднемесячного заработка с момента регистрации заявителя в качестве кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. Однако 19 сентября 2012 года за исх. № 12 ему был вручено решение об отказе в выплате компенсации, по тем основаниям, что Федеральный закон № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года применяется лишь в случаях отсутствия в субъекте РФ законодательства, регламентирующего проведение муниципальных выборов. Между тем, выборы главы муниципального образования п.Харп в ЯНАО проходят в соответствии с Законом ЯНАО № 30-ЗАО от 27 июня 2006 года, а также Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, которыми не предусмотрена возможность выплаты компенсации в размере среднемесячного заработка зарегистрированному кандидату в органы местного самоуправления.
Не соглашаясь с указанными основаниями для отказа, заявитель ссылался на часть 2 ст. 1 Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года, из которой следует, что настоящий Закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Считает, что решение Избирательной комиссии об отказе в начислении компенсации в размере среднемесячного заработка с момента его регистрации в качестве кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов вынесено в нарушение ст. 24 Федерального закона № 138-ФЗ, является незаконным и подлежит отмене.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования уточнил, просил признать незаконным отказ Избирательной комиссии МО п.Харп от 19 сентября 2012 года за исх. № 12 по результатам рассмотрения обращения заявителя о начислении и выплате ему компенсации среднего месячного заработка.
Представители Избирательной комиссии МО п.Харп ФИО2, действующая на основании решения об избрании председателя Избирательной комиссии МО п.Харп, и ФИО3, действующий на основании доверенности, заявленные ФИО1 требования не признали.
Прокурор Приуральского района ЯНАО Овчаров С.А. дал заключение об удовлетворении требований заявителя.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласны представитель Избирательной комиссии МО п.Харп и прокурор Приуральского района ЯНАО.
В апелляционной жалобе представитель Избирательной комиссии просит об отмене судебного решения, полагая его незаконным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд неправомерно исходил из положений Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", которые подлежат применению лишь при отсутствии устанавливающего порядок проведения муниципальных выборов закона, принятого законодательным (представительным) органом субъекта РФ. Между тем, порядок проведения муниципальных выборов на территории ЯНАО установлен Законом ЯНАО № 30-ЗАО от 27 июня 2006 года "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе". Положения настоящего Закона не предусматривают каких-либо выплат зарегистрированным кандидатам, освобожденным от исполнения должностных (служебных) обязанностей на время их участия в выборах. Не предусмотрены такие выплаты и Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, правовой основой формирования регионального законодательства о муниципальных выборах является Федеральный закон № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с ч. 2 ст. 5 которого порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Федерации устанавливается именно законом субъекта РФ.
В апелляционном представлении прокурор Приуральского района ставит вопрос об отмене решения суда, ввиду неправильного применения норм материального права.
До рассмотрения дела судом апелляционной инстанции от прокурора Приуральского района Овчарова С.А. поступило заявление об отзыве представления.
В соответствии со статьей 326 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснение представителя Избирательной комиссии МО п.Харп ФИО3, действующего на основании доверенности от 24 сентября 2012 года, заключение прокурора Камалтыновой З.Х., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, решением Избирательной комиссии муниципального образования поселок Харп № 2/6 от 26 июля 2012 года назначены выборы Главы муниципального образования поселок Харп на 14 октября 2012 года.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования поселок Харп № 11/35 от 05 сентября 2012 года ФИО1 зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования поселок Харп, о чем заявителю выдано удостоверение № 7 (л.д. 5).
14 сентября 2012 года ФИО1 обратился в Избирательную комиссию муниципального образования п.Харп с заявлением о начислении и выплате ему предусмотренной Федеральным законом "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года компенсации в размере среднемесячного заработка с момента регистрации в качестве кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов (л.д. 6).
Так, статьей 5 настоящего Федерального закона утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 1, абзацем 2 ст. 24 Временного положения, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей; по заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов; в течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является муниципальным служащим; в период со дня своей регистрации в качестве кандидата на должность Главы МО п.Харп и по 28 сентября 2012 года не занимался исполнением служебных обязанностей в связи с нахождением в ежегодном оплачиваемом отпуске; в период с 29 сентября по 15 ноября 2012 года находится в отпуске без сохранения заработной платы (л.д. 20-22, 39, 40, 41).
Между тем, как видно из сообщения председателя Избирательной комиссии МО п.Харп от 19 сентября 2012 года за исх. № 12, в начислении и выплате компенсации в размере среднемесячного заработка с момента регистрации в качестве кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов ФИО1 было отказано (л.д. 7).
Отказ Избирательной комиссии мотивирован тем, что ни Законом ЯНАО № 30-ЗАО от 27 июня 2006 года "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе", ни Федеральным законом № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выплата такой компенсации не предусмотрена, а Федеральный закон № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" применяется лишь в случаях отсутствия в субъекте Российской Федерации законодательства, регламентирующего проведение муниципальных выборов.
Признавая отказ Избирательной комиссии МО п.Харп от 19 сентября 2012 года за исх. № 12 в начислении и выплате компенсации среднего месячного заработка кандидату на должность Главы МО п.Харп ФИО1 незаконным, суд первой инстанции в достаточном объеме установил обстоятельства дела, имеющие значение для его разрешения, дал правильное толкование нормам материального права и не допустил нарушения норм процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены решения суда, по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия, не усматривает.
Так,из преамбулыФедерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в случаях нарушения указанных прав.
Утвержденным приложением к настоящему Закону является Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Абзацами 1 и 2 ст. 24 настоящего Временного положения установлено, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.
Доводы представителя Избиркома МО п.Харп, что вышеназванные положения не подлежат применению при наличии Закона ЯНАО "О муниципальных выборах в Ямало-Ненецком автономном округе" № 30-ЗАО от 27 июня 2006 года, не предусматривающего каких-либо выплат зарегистрированному кандидату, нельзя признать состоятельными. Поскольку, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года, настоящий Закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, даже при наличии закона субъекта РФ, регулирующего порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, в случае не урегулирования в нем в какой-либо части прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в указанной части подлежат применению положения Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года, в том числе и положения утвержденного настоящим Федеральным законом Временного положения.
Согласно Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
Из части 1 ст. 3, части 1 ст. 5 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также следует, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права, на равных основаниях.
Таким образом,отказ ФИО1, как кандидату на должность Главы МО п.Харп, в начислении и выплате компенсации среднего месячного заработка со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов, безусловно свидетельствует об ограничении возможностей кандидата в реализации своего избирательного права, так как ставит его в неравные условия с претендентами на выборные посты в органы местного самоуправления в других субъектах Российской Федерации.
С учетом того, что настоящий отказ Избирательной комиссии МО п.Харп влечет за собой нарушение конституционного избирательного права ФИО1, вывод суда о признании его незаконным является, правильным.
Представленные в суд апелляционной инстанции документы об отмене распоряжения Администрации МО п.Харп о предоставлении ФИО1 отпуска без сохранения заработной платы с 29 сентября по 15 ноября 2012 года не могут повлечь отмену обжалуемого судебного решения. Поскольку на момент разрешения судом первой инстанции заявления ФИО1 о признании незаконным отказа Избиркома МО п.Харп от 19 сентября 2012 года за исх. № 12, вышеуказанное распоряжение Администрации МО п.Харп являлось действующим.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального или процессуального права, в связи с чем удовлетворению судом апелляционной инстанции не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Приуральского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ