Ростовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Судья Мусенко А.В. Дело №33-2567
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 февраля 2012 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Чеботаревой М.В.
судей Абрамова Д.М., Шикуля Е.В.
при секретаре Магакьян Е.М.
с участием прокурора Корниенко Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.
дело по апелляционной жалобе Торбина А.А. на решение Красносулинского районного суда от 28.12.2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Торбин А.А. – член участковой избирательной комиссии №2229 с правом решающего голоса от КПРФ обратился в суд с заявлением об отмене решения участковой избирательной комиссии №2229 от 05.12.2011 года, признании недействительными итогов голосования по избирательному участку, установленных участковой избирательной комиссией №2229 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва 04.12.2011 года, полагая, что в ходе определения итогов голосования были существенно нарушены требования избирательного законодательства, его заявление о пересчете избирательных бюллетеней по существу не рассмотрено, протокол УИК он не подписал.
Решением Красносулинского районного суда от 28.12.2011 года требования Торбина А.А. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Торбин А.А. просит отменить решение суда как незаконное, полагая, что обстоятельствам дела суд дал ненадлежащую оценку с точки зрения норм материального избирательного права.
Поскольку жалоба, именуемая заявителем кассационной, подана после 01.01.2012 года, судебная коллегия рассматривает дело в апелляционном порядке по правилам главы 39 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 09.12.2010 года №353-ФЗ).
Выслушав объяснения представителя Торбина А.А. – Дьяконова В.П., просившего решение отменить, председателя УИК Лаврухиной М.А., просившей решение оставить без изменения, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим отмене с прекращением производства, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что Торбин А.А. обратился в суд как член участковой избирательной комиссии №2229 с правом решающего голоса от КПРФ, что никем не оспаривалось, основанием заявленных требований являются имевшиеся, по его утверждению, существенные нарушения процедуры подсчета избирательных бюллетеней (определения итогов голосования), при этом он при оспаривании итогов голосования не заявил требований, связанных с защитой и восстановлением своих субъективных прав как члена УИК с правом решающего голоса.
В соответствии с п.10 ст.75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.
Согласно ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные, территориальные и участковые избирательные комиссии, соответствующие комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в суд в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностными лицами, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением, иным общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума, членом избирательной комиссии, комиссии референдума.
В соответствии со ст.77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.
Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
В силу статьи 92 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации":
1. Если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования и принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
2. После установления итогов голосования, определения результатов выборов депутатов Государственной Думы вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу. О принятом избирательной комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол избирательной комиссии и (или) сводную таблицу избирательная комиссия, составившая этот протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
3. Суд соответствующего уровня, отменив решение избирательной комиссии об итогах голосования, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, если при проведении голосования или установлении его итогов были допущены нарушения настоящего Федерального закона, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из недоказанности наличия таких нарушений норм Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которые бы не позволили выявить действительную волю избирателей на вышеуказанном избирательном участке.
Решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Материально-правовой интерес в оспаривании итогов голосования и результатов выборов по федеральному округу по данному виду выборов имеют политические партии, принимавшие участие в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, поскольку от результатов выборов зависит изменение их прав и обязанностей (участие в распределении депутатских мандатов).
Иные субъекты избирательного процесса, в том числе члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, по смыслу норм избирательного права наделены федеральным законодательством определенными субъективными правами на разных стадиях избирательного процесса. О нарушении своих прав как члена участковой избирательной комиссии и защите нарушенных прав соответствующим нарушению способом Торбин А.А. не заявил.
Согласно п.23 ст.29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса:
а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии;
б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума;
е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Полномочий на оспаривание итогов голосования, а не конкретных действий в связи с нарушением своих прав как члена УИК, заявитель не имеет, иное означало бы возможность обжалования членом избирательной комиссии любых решений и действий, которые прямо не влияют на права и обязанности члена комиссии в избирательном процессе, что не соответствует смыслу и содержанию как статьи 29, так и статьи 77 базового Федерального закона. Оспаривание итогов голосования и результатов выборов возможно лишь теми субъектами избирательного процесса, чьи права и обязанности затрагиваются такими итогами (результатами).
В соответствии со статьей 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Абзацем 2 ст.220 ГПК РФ предусмотрена возможность для прекращения производства по делу по аналогичному основанию.
В данном случае заявитель оспаривает от своего имени акт избирательной комиссии, который не затрагивает его права, свободы или законные интересы.
Торбин А.А. не лишен возможности оспорить конкретные действия (бездействие) избирательной комиссии, которые, по его мнению, нарушают его права как члена избирательной комиссии.
При таком положении в силу пункта 3 статьи 328, пункта 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в силу абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красносулинского районного суда от 28.12.2011 года отменить.
Прекратить производство по настоящему делу в соответствии с абзацем 2 статьи 220 ГПК РФ.
Председательствующий:
Судьи: