ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2591 от 03.10.2012 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Мурманский областной суд

Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)Вернуться назад       

          Мурманский областной суд — СУДЕБНЫЕ РЕШЕНИЯ

      Судья Толстова Т.В.

№ 33-2591

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Синицы А.П.

с участием прокурора Мурманской областной прокуратуры

ФИО2

Ивановой Н.В.

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ковдорского района Мурманской области о признании незаконным бездействия по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера,

по апелляционной жалобе представителя администрации Ковдорского района Мурманской области ФИО4 на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 20 июля 2012 года,   по которому постановлено:

«Заявление прокурора Ковдорского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ковдорского района Мурманской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Ковдорского района по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Ковдорского района.

Обязать Администрацию Ковдорского района Мурманской области разместить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Администрации Ковдорского района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте в срок до _ _  2012 года.

Взыскать с Администрации Ковдорского района Мурманской области государственную пошлину в размере *** (***) рублей».

Заслушав доклад судьи Синицы А.П., возражения по апелляционной жалобе прокурора Ивановой Н.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Прокурор Ковдорского района Мурманской области, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Ковдорского района Мурманской области по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих.

В обоснование заявленных требований указал на то, что _ _  2012 года в результате проведенной прокуратурой проверки соблюдения муниципальными служащими обязанности предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, установлено, что в ходе реализации положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» допускаются нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку до настоящего времени не размещены в сети Интернет на официальном сайте сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы.

Просил признать бездействие администрации Ковдорского района Мурманской области по не размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Ковдорского района незаконным и обязать администрацию Ковдорского района разместить указанные сведения в срок до _ _  2012 года.

Помощник прокурора Ковдорского района Мурманской области Блинова Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель администрации Ковдорского района Мурманской области ФИО5 требования прокурора не признал.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Ковдорского района Мурманской области ФИО4, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенным в решении суда, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора отказать.

Указывает, что прокурор Ковдорского района не имел полномочий на обращение в суд в интересах неопределенного круга с данным заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Обращаясь с данным заявлением в суд, прокурор не привел оснований правомерности его обращения, не представил доказательств обращения к нему гражданина либо группы граждан с просьбой обеспечения размещения в сети Интернет сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации.

Также указывает, что требования прокурора основаны на результатах проверки, оформленных в виде справки, которая не может быть принята судом в качестве доказательства наличия в действиях администрации нарушений, поскольку при оформлении результатов проверки нарушены положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.

Кроме того, судом не дана надлежащая оценка доводам представителя администрации о том, что администрация Ковдорского района не является надлежащим ответчиком по делу.

Безосновательно оставлены судом без внимания и доводы представителя администрации о том, что согласно пункту 1 статьи 23 Устава муниципального образования Ковдорский район разработка порядка размещения в сети Интернет сведений о доходах муниципальных служащих относится исключительно к компетенции Совета депутатов Ковдорского района.

Считает ссылки суда в решении на положения Федерального закона «О противодействии коррупции», Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также Указ Президента РФ от 18 мая 2009 года № 561, необоснованными, поскольку данными нормами утвержден порядок предоставления сведений, но не порядок их размещения в сети Интернет. При этом, Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 561 утвержден порядок предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей, тогда как администрация является органом местного самоуправления, и не входит в систему федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.

Необоснованной считает и ссылку суда в решении на проект постановления, поскольку данный проект поступил в администрацию от прокуратуры Ковдорского района в рамках законодательной инициативы и является лишь проектом, не имеющим юридической силы.

Также указывает, что в нарушение статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения отсутствуют указания суда на то, в каком объеме, и за какой период необходимо опубликовать сведения в сети Интернет.

При принятии решения судом с администрации Ковдорского района взыскана государственная пошлина в размере *** рублей, тогда как в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ковдорского района Губарева О.Н. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание апелляционной инстанции не явились представители администрации Ковдорского района Мурманской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и оснований для его отмены не усматривает.

На основании статьи 42 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 5 Федерального закона 02 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством, в том числе, единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы, а также единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.

Приведенная правовая норма отражена и в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (пункт 4 статьи 5).

Противодействие коррупции – деятельность, в том числе, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции (статья 1).

Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1-3 настоящей части.

В силу части 6 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мя 2009 № 557 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», органам местного самоуправления рекомендовано до 1 сентября 2009 года определить должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 № 559 органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 № 561 утвержден Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийском средствам массовой информации для опубликования.

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в двухмесячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Исходя из совокупности вышеприведенных положений федерального законодательства, устанавливающих взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, провозглашающих единство правовых и организационных основ, а также основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, свидетельствует о том, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в ходе проведенной прокуратурой Ковдорского района проверки соблюдения муниципальными служащими обязанности предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установлено, что все муниципальные служащие, утвержденные Перечнем должностей муниципальной службы муниципального образования Ковдорский район, выполнили требования Федерального закона «О противодействии коррупции» предоставив представителю нанимателя (работодателя) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также указанные сведения о своих супругах и несовершеннолетних детях. Вместе с тем, нанимателем (работодателем) указанные сведения в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» не размещены на сайте администрации Ковдорского района - ***.

На рассмотрении администрации Ковдорского района находится проект муниципального правового акта «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих администрации Ковдорского района Мурманской области и членов их семей на официальном сайте администрации Ковдорского района и предоставления этих сведений средствам массовой информации», согласно которому размещение на официальных сайтах сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности, обеспечивается администрацией Ковдорского района.

Удовлетворяя заявленное прокурором требование, руководствуясь вышеприведенными нормами федерального законодательства, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и основных требований при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы.

Суд учел, что Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 № 561, положениями которого орган местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» обязан руководствоваться в своей деятельности.

По указанным основаниям несостоятельно и утверждение заинтересованных лиц о том, что указанные сведения не должны быть опубликованы в связи с отсутствием законодательных норм, регулирующих данные правоотношения.

Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь приведенными выше нормами права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неисполнении администрацией Ковдорского района Мурманской области обязанности по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы.

Вывод суда об удовлетворении заявленных требований прокурора в решении мотивирован и соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.

Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с требованиями закона.

Вместе с тем, судебная коллегия находит ошибочным вывод суда в части взыскания с администрации Ковдорского района государственной пошлины в размере 200 рублей, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах администрация Ковдорского района как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

Поэтому указание о взыскании государственной пошлины подлежит исключению из резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 20 июля 2012 года оставить без изменения.

Исключить из резолютивной части решения суда указание о взыскании с администрации Ковдорского района Мурманской области государственной пошлины в сумме *** рублей.

председательствующий:

судьи: