Судья Иващенко В.А. Дело № 33-2597
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2016 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Мельниковой О.Г., Завальной Т.Ю.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Находка в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по Приморскому краю о возложении обязанностей
по апелляционному представлению прокурора, апелляционной жалобе ОМВД России по г. Находка на решение Находкинского городского суда Приморского края от 27 октября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Постановлено обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю устранить имеющиеся в здании изолятора временного содержания, находящегося в помещении здания ОМВД России по г. Находка по адресу: <адрес> нарушения: оборудовать специальную комнату для свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами в соответствие с п. 139 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950; оборудовать ИВС ОМВД России по г. Находка прогулочным двором в срок в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части исковых требований - отказать.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения прокурора Комаровой О.Н., представителя ответчика ФИО1, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой в результате проверки установлено, что в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Находка отсутствует комната свиданий с родственниками, свидания с родственниками предоставляются в неприспособленных для этого помещениях, а именно в следственных комнатах. Кроме того, ИВС ОМВД России по г. Находка не оборудован прогулочным двором, в связи с чем не обеспечиваются и не реализуются права подозреваемых и обвиняемых на ежедневные прогулки. Также в ИВС ОМВД России по г. Находка отсутствует санпропускник и дезинфекционная камера, в связи с чем в течение первых суток вновь прибывшие подозреваемые и обвиняемые не проходят санитарную обработку. В санпропускнике (бане) общего пользования г. Находка такая процедура также не предоставляется. Одежда и иные носильные вещи не проходят обработку в дезинфекционной камере. Прокуратурой г. Находка 15.08.2014 г. и 12.05.2015 г. начальнику ОМВД России по г. Находка выносились представления об устранении указанных нарушений, однако до настоящего времени нарушения не устранены. ИВС ОМВД России по г. Находка входит в систему органов внутренних дел России и находится в подчинении УМВД России по Приморскому краю, которое является территориальным органом МВД России на региональном уровне и осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районом уровне, подразделения и организации для реализации задач и обеспечения деятельности УМВД России по Приморскому краю. Просил обязать УМВД России по Приморскому краю организовать на территории Находкинского городского округа условия для содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания ОМВД России по г. Находка, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности в соответствии с п.5, п. 11 ст. 17 ФЗ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», п. 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора г. Находка в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что Управление является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с п. 21 Приказа ОМВД России по г. Находка является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной схемы Российской Федерации, ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности. ИВС ОМВД по г. Находка является структурным подразделением ОМВД России по г. Находка, согласно пп. 1 п. 17 Приказа от 16.06.2011 № 359 «Об утверждении положения об ОМВД России по г. Находка» начальник ОМВД организует деятельность Отдела, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений на территории обслуживания. УМВД России по Приморскому краю не является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на содержание органов внутренних дел, а лишь доводит выделенные главным распорядителем (МВД России) лимиты бюджетных средств до территориальных органов, следовательно не несет обязанности по организации деятельности ИВС ОМВД России по г. Находка. Кроме того, указала, что объект введен в строй в 1977 году, расположен в полуподвальном помещении здания ОМВД России по г. Находка, построенного в 1953 г. и не соответствует типовому проекту и требованиям Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России. Оборудование прогулочного двора, площадь которого должна составлять не менее 12 кв.м., невозможно в связи с отсутствием прилегающей к ИВС режимной территории и плотности городской застройки в центре города. Комната для свидания отсутствует в ИВС ОМВД в связи с нехваткой помещений, несмотря на это, свидания с родственниками обеспечиваются в одном из имеющихся следственных кабинетов. В ИВС ОМВД отсутствует дезинфекционная камера и санпропускник. Однако дезинфекция вещей проводится в специальном приемнике для лиц, арестованных в административном порядке ОМВД. Все вновь поступающие в ИВС подозреваемые и обвиняемые проходят обязательную санитарную обработку в душевой ИВС. Управлением МВД России по Приморскому краю проводится целенаправленная работа по решению вопроса о строительстве в г. Находка нового здания ИВС.
Представитель третьего лица ОМВД России по г. Находка в судебном заседании пояснила, что свидания лицам, содержащимся в ИВС ОМВД по г. Находка предоставляются в отдельной комнате, при осуществлении свидания сотрудник ИВС ОМВД России по г. Находка всегда присутствует и осуществляет визуальный контроль. Комната для свиданий в ИВС ОМВД отсутствует в связи с нехваткой помещений. Отсутствие ежедневных прогулок вызвано объективными причинами, для устранения которых принимаются меры. В ИВС ОМВД нет дезинфекционной камеры и санпропускник отсутствует, однако дезинфекция проводится в специальном приемнике для лиц, арестованных в административном порядке ОМВД. Полагает, что администрация выполняет санаторно-эпидемиологические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по г. Находка.
Судом постановлено указанное решение, с которым третье лицо не согласилось, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить.
Прокурором также подано апелляционное представление, просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона N 103-ФЗ, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
На основании п.п. 2, 4 и 5 ст. 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право: на личную безопасность в местах содержания под стражей; на свидания с защитником; на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
На основании п.п. 135, 139 и 140 Правил подозреваемому или обвиняемому свидания с родственниками и иными лицами предоставляются на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, но не более двух свиданий в месяц продолжительностью до трех часов каждое. Разрешение действительно только на одно свидание.
Свидания подозреваемых и обвиняемых с родственниками и иными лицами (кроме защитников) проводятся под контролем сотрудников ИВС в специально оборудованных для этих целей помещениях через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению.
Переговоры подозреваемых или обвиняемых с вышеуказанными лицами, прибывшими на свидание, осуществляются непосредственно или через переговорное устройство и могут прослушиваться сотрудниками ИВС.
Свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику ИВС видеть их, но не слышать.
Также, в силу п. 11 ст. 17 ФЗ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым гарантировано право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа.
Судом установлено, что ИВС ОМВД России по г. Находка является структурным подразделением ОМВД России по г. Находка.
Также судом установлено, что изолятор г. Находка не оборудован комнатой для свиданий с родственниками, защитником и иными лицами, через разделительную перегородку, исключающую передачу каких-либо предметов, но не препятствующую переговорам и визуальному общению; не созданы условия для свидания подозреваемого или обвиняемого с защитником, что является существенным нарушением п. 5 ст. 17 ФЗ от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ.
Право на ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа в ИВС ОМВД г. Находка лицам, содержащимся под стражей не предоставляется.
Судом также установлено отсутствие нарушений п. 14 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, в ИВС ОМВД России по г. Находка, поскольку дезинфекция вещей проводится в специальном приемнике для лиц, арестованных в административном порядке ОМВД России, все вновь поступающие в ИВС подозреваемые и обвиняемые проходят обязательную санитарную обработку в душевой ИВС, в дальнейшем, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.
С учетом установленных нарушений, удовлетворяя исковые требования частично, суд, возлагая обязанность по устранению указанных нарушений на УМВД России по Приморскому краю, исходил из того, что ОМВД России по г. Находка является территориальным органном МВД России и подчиняется УМВД России по Приморскому краю, вопросы финансирования и распределения денежных средств относятся к полномочиям УМВД по Приморскому краю.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 ФЗ от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. №248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с пп. 20 п. 12, пп. 6 п. 13 Положения об УМВД России по Приморскому краю, утвержденного приказом МВД РФ №275 от 27.04.2011 г., УМВД России по Приморскому краю осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством РФ содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в целях реализации указанных полномочий организовывает капитальное строительство, реконструкцию, эксплуатацию и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении УМВД России по Приморскому краю.
Согласно пп. 19 п. 11, пп. 4 п. 12 Положения об Отделе МВД России по городу Находке, утвержденному приказом УМВД России по Приморскому краю N 359 от 16 июня 2011 г., Отдел МВД России по городу Находке обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в целях реализации указанных полномочий осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в оперативном управлении Отдела.
Как правильно установлено судом, ИВС ОМВД России по г. Находка является структурным подразделением ОМВД России по г. Находка. Указанные обстоятельствам сторонами не оспаривались.
С учетом указанного, поскольку ОМВД России по г. Находка в соответствии с указанным Положением является территориальным органом МВД России на районном уровне, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, за ним в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество, в отношении которых Отдел осуществляет эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, а также Отдел является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, финансирование изоляторов временного содержания согласно действующего законодательства осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете МВД России, выводы суда первой инстанции о том, что по заявленным прокурором исковым требованиям надлежащим ответчиком следует считать Управление МВД России по Приморскому краю, являются неправильными.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 27 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления прокурора г. Находка в интересах неопределенного круга лиц к УМВД России по Приморскому краю о возложении обязанностей отказать.
Председательствующий
Судьи