ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2614 от 14.03.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Турлюк А.Б. Дело № 33-2614

Докладчик Рыжонина Т.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 марта 2012 года. Судебная коллегия по гражданским делам

Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Ларченко Н.М.,

судей: Рыжониной Т.Н., Раужина Е.Н.,

при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Раужина Е.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – И.

на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2011 года

по заявлению Прокурора г. Ленинска-Кузнецкого в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным и об обязывании администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о признании бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным и об обязывании администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ленинск-Кузнецка в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области, планом работы прокуратуры города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проведения проверки установлено, что администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не исполняются обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

В администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа при проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза в соответствии со ст.2, ч.ч.1, 4 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не проводится, экспертные заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы не составляются.

Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционой экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов исполнительным органом местного самоуправления администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов является обязанностью, а не правом органов, принимающих нормативные правовые акты.

В связи с бездействием администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого просил признать бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным; обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году; в соответствии со ст. 204 ГПК РФ установить определенный срок исполнения решения суда до 01 марта 2012 года.

Представитель администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа - И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13), иск не признала.

Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2011 года постановлено:

Признать незаконным бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения.

Обязать администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году, в срок до 01 марта 2012 года.

В кассационной жалобе представитель Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – И. просит решение суда отменить как необоснованное, принятое с нарушением материальных норм, не основанное на всестороннем и полном исследовании доказательств.

Указывает, что поскольку при проведении правовой и антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа и Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов коррупциогенных факторов выявлено не было, заключения не составлялись.

Поручений от главы города и комиссии на проведение антикоррупционной экспертизы действующих правовых актов не поступало, что в процессе рассмотрения дела под сомнение не ставилось.

Вывод суда о том, что администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа заключение по результатам антикоррупционной экспертизы не составляется, как не проводится сама антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов, а также о том, что согласно п. 3.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы экспертное заключение составляется в любом случае, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам, установленным федеральным законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Вывод суда о не проведении экспертизы администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не основан на установленных нормах и правилах.

Судом не учтена ст. 9.1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

В администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа требований об изменении или отмене принятых нормативных правовых актов не поступало, значит все нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа, в том числе и с начала 2011 года, не содержат коррупциогенных факторов, а значит нарушения прав, свобод и законных интересов граждан администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа не допущено.

На кассационную жалобу помощником прокурора г. Ленинск-Кузнецкого принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, заслушав представителя администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа - И., поддержавшую доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г.) законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе и возражениях, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ РФ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно п. 2 ст. 6 указанного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является принцип обязательности ее проведения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 3 Федерального закона РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Постановлением администрации г. Ленинска-Кузнецкого от 19.05.2010 года № 640 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации города Ленинска-Кузнецкого, в соответствии с п. 1.4. которого антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов на коррупциогенность проводится юридическим отделом администрации города при согласовании проекта правового акта, иным уполномоченным органом при подготовке проекта правового акта в срок до 5 рабочих дней со дня поступления проекта документа уполномоченному органу (лицу) на экспертизу.

Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится по поручению главы города либо комиссии по урегулированию конфликта интересов в срок до 15 рабочих дней со дня поступления уполномоченному органу (лицу) правового акта на экспертизу.

В силу п. 3.1 вышеприведенного порядка по результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта в случае выявления в проекте правового акта, правовом акте коррупциогенных факторов, составляется экспертное заключение.

В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы правового акта в тексте правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, соответствующим уполномоченным органом (лицом) составляется экспертное заключение.

В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным органом (лицом) экспертное заключение не составляется.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что законодателем предусмотрено обязательное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления коррупциогенных факторов в порядке, установленном органом местного самоуправления. При этом суд исходил из того, что экспертное заключение составляется при проведении антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта в любом случае, то есть при выявлении либо при не выявлении коррупциогенных факторов.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

Из вышеприведенных норм, в частности п. 3.1. Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации города Ленинска-Кузнецкого, следует, что экспертное заключение составляется в случае выявления в проекте правового акта, правовом акте коррупциогенных факторов.

В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным органом (лицом) экспертное заключение не составляется.

В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы правового акта в тексте правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, соответствующим уполномоченным органом (лицом) составляется экспертное заключение.

При этом суд не учел, что в соответствии с п. 2.5. Порядка при проведении антикоррупционной экспертизы не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых уполномоченным органом (лицом) проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов не проводилась только на том основании, что отсутствуют заключения по данной экспертизе. Однако утвержденным Положением составление заключения в данном случае не предусмотрено.

Вывод суда о незаконном бездействии администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, не подтвержден материалами дела.

В соответствии с п.1.4 Порядка о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов администрации г. Ленинск-Кузнецкого антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится по поручению главы города либо комиссии по урегулированию конфликта интересов в срок до 15 рабочих дней со дня поступления уполномоченному органу (лицу) правового акта на экспертизу.

Данное положение является действующим, в установленном порядке в него не внесены изменения.

Указанные обстоятельства судом первой инстанции не устанавливались и не исследовались.

Прокурор, обращаясь в суд с требованиями о признании бездействия администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и невыявлении в них коррупционных признаков, несоставлении экспертного заключения, незаконным и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых в 2011 году, не указал, в каких нормативных правовых актах, принятых в 2011 году администрацией Ленинск-Кузенцкого городского округа, были выявлены коррупциогенные факторы, по каким нормативно-правовым актам в нарушение действующего Положения после обращения за таким проведением она не была проведена, заключение не было составлено.

Требований об изменении конкретного нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов прокурором не было заявлено.

Между тем, удовлетворяя требования истца о признании незаконным бездействия администрации города Ленинск-Кузнецкого городского округа, суд не применил положения ст.ст. 157, 195, 249, 257 ГПК РФ, не определил, какие обстоятельства имеют значение для дела, исходя из заявленных требований и положений материального закона, не установил их, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.

Ввиду вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судебной коллегией.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть вышеизложенное, правильно применить нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, установить их в полном объеме и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 347 ч.1, 361 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г.) судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий: Н.М. Ларченко

Судьи: Т.Н. Рыжонина

Е.Н. Раужин