ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2615 от 14.03.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Турлюк А.Б. Дело № 33-2615

Докладчик Рыжонина Т.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 марта 2012 года. Судебная коллегия по гражданским делам

Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Ларченко Н.М.,

судей: Рыжониной Т.Н., Раужина Е.Н.,

при секретаре Алтынбаевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Рыжониной Т.Н. гражданское дело по кассационной жалобе представителя Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов Г. на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2011 года

по заявлению Прокурора г. Ленинска-Кузнецкого в интересах неопределенного круга лиц к Ленинск-Кузнецкому городскому Совету народных депутатов о признании бездействия Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным и об обязывании Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Ленинск-Кузнецкому городскому Совету народных депутатов о признании бездействия Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и невыявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения, незаконным и об обязывании Совета народных депутатов провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ленинска-Кузнецка в соответствии с заданием прокуратуры Кемеровской области, планом работы прокуратуры города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проведения проверки установлено, что Ленинск-Кузнецким городским Советом народных депутатов не исполняются обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Ленинск-Кузнецким городским Советом народных депутатов при проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза в соответствии со ст. 2, ч.ч. 1, 4 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не проводится, экспертные заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы не составляются.

Таким образом, установленная федеральным законодательством обязанность проведения антикоррупционой экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов исполнительным органом местного самоуправления - Ленинск-Кузнецким городским Советом народных депутатов не исполняется, вместе с тем, проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, нормативных правовых актов является обязанностью, а не правом органов, принимающих нормативные правовые акты.

В связи с бездействием Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, выразившемся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и невыявлении в них коррупционных признаков нарушаются права граждан и Российской Федерации в целом.

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого просил признать бездействие Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и невыявлении в них коррупционных признаков, несоставлении экспертного заключения, незаконным; обязать Ленинск-Кузнецкий городской Совет народных депутатов провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году; в соответствии со ст. 204 ГПК РФ установить срок исполнения решения суда до 01 марта 2012 года.

Представитель Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов - Г., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12), иск не признала.

Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2011 года постановлено:

Признать незаконным бездействие Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и не выявлении в них коррупционных признаков, не составлении экспертного заключения.

Обязать Ленинск-Кузнецкий городской Совет народных депутатов провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых данным органом в 2011 году, в срок до 01 марта 2012 года.

В кассационной жалобе представитель Совета народных депутатов просит решение суда отменить, как необоснованное, принятое с нарушением материальных норм, не основанное на всестороннем и полном исследовании доказательств.

Указывает, что вывод суда о том, что Ленинск-Кузнецким городским Советом народных депутатов заключение по результатам антикоррупционной экспертизы не составляется, как не проводится сама антикоррупционная экспертиза правовых актов и проектов правовых актов, а также о том, что согласно п. 3.1 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы экспертное заключение составляется в любом случае, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам, установленным федеральным законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Вывод суда о непроведении экспертизы Советом народных депутатов не основан на установленных нормах и правилах.

_Судом не была учтена ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В Ленинск-Кузнецкий городской Совет народных депутатов требований об изменении или отмене принятых нормативных правовых актов не поступало, что свидетельствует о том, что все нормативные правовые акты, принятые органами местного самоуправления Ленинск-Кузнецкого городского округа, в том числе и с начала 2011 года, не содержат коррупциогенных факторов, а значит нарушения прав, свобод и законных интересов граждан Ленинск-Кузнецким городским Советом народных депутатов не допущено.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Ленинск-Кузнецкого городского совета народных депутатов - И., поддержавшую доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г.) законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ РФ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно п. 2 ст. 6 указанного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 17.07.2009г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является принцип обязательности ее проведения.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3, ч. 4 ст. 3 Федерального закона РФ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 4 вышеуказанного Федерального закона выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составляемом при проведении антикоррупционной экспертизы.

Постановлением администрации г. Ленинска-Кузнецкого от 19.05.2010 года № 640 утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации города Ленинска-Кузнецкого, в соответствии с п. 1.4. которого антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов на коррупциогенность проводится юридическим отделом администрации города при согласовании проекта правового акта, иным уполномоченным органом при подготовке проекта правового акта в срок до 5 рабочих дней со дня поступления проекта документа уполномоченному органу (лицу) на экспертизу.

Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится по поручению главы города либо комиссии по урегулированию конфликта интересов в срок до 15 рабочих дней со дня поступления уполномоченному органу (лицу) правового акта на экспертизу.

В силу п. 3.1 вышеприведенного порядка по результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта в случае выявления в проекте правового акта, правовом акте коррупциогенных факторов, составляется экспертное заключение.

В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы правового акта в тексте правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, соответствующим уполномоченным органом (лицом) составляется экспертное заключение.

В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным органом (лицом) экспертное заключение не составляется.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд исходил из того, что законодателем предусмотрено обязательное проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) в целях выявления коррупциогенных факторов в порядке, установленном органом местного самоуправления.

При этом суд исходил из того, что экспертное заключение составляется при проведении антикоррупционной экспертизы правового акта, проекта правового акта в любом случае, то есть при выявлении либо при не выявлении коррупциогенных факторов.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.

Из вышеприведенных норм, в частности п. 3.1. Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации города Ленинска-Кузнецкого, следует, что экспертное заключение составляется в случае выявления в проекте правового акта, правовом акте коррупциогенных факторов.

В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы проекта правового акта в тексте проекта правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, уполномоченным органом (лицом) экспертное заключение не составляется.

В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы правового акта в тексте правового акта коррупциогенных факторов не выявлено, соответствующим уполномоченным органом (лицом) составляется экспертное заключение.

При этом суд не учел, что в соответствии с п. 2.5. Порядка при проведении антикоррупционной экспертизы не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу правовых актов, а также правовых актов, в отношении которых уполномоченным органом (лицом) проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти акты не вносились изменения.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов не проводилась только на том основании, что отсутствуют заключения по данной экспертизе. Однако утвержденным Положением составление заключения в данном случае не предусмотрено.

Вывод суда о незаконном бездействии Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, выразившемся в не проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, не подтвержден материалами дела.

В соответствии с п.1.4 Порядка о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов проводится по поручению главы города либо комиссии по урегулированию конфликта интересов в срок до 15 рабочих дней со дня поступления уполномоченному органу (лицу) правового акта на экспертизу.

Данное положение является действующим, в установленном порядке в него не внесены изменения.

Однако данные обстоятельства судом первой инстанции не устанавливались и не исследовались.

Прокурор, обращаясь в суд с требованиями о признании бездействия Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и невыявлении в них коррупционных признаков, несоставлении экспертного заключения, незаконным и обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, принятых в 2011 году, не указал, в каких нормативных правовых актах, принятых в 2011 году администрацией Ленинск-Кузенцкого городского округа, были выявлены коррупционные факторы, по каким нормативно-правовым актам в нарушение действующего Положения, после обращения за проведением экспертизы, она в нарушение установленного порядка не была проведена, заключение не было составлено.

Требований об изменении конкретного нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов прокурором также не заявлялись.

Между тем, удовлетворяя требования истца о признании незаконным бездействия Ленинск-Кузнецкого городского Совета народных депутатов, суд в нарушение ст.ст. 157, 195, 249, 257 ГПК РФ не определил, какие обстоятельства имеют значение для дела, исходя из заявленных требований и положений материального закона, не установил их, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.

Ввиду вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом нарушения не могут быть устранены судебной коллегией.

При новом рассмотрении суду необходимо учесть вышеизложенное, правильно применить нормы материального права, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, установить их в полном объеме и разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Руководствуясь ст.ст. 347 ч.1, 361 ГПК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2012г.) судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 25 ноября 2011 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.

Председательствующий: Н.М. Ларченко

Судьи: Т.Н. Рыжонина

Е.Н. Раужин