Судья Юденков А.И. дело № 33-2622
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 апреля 2014 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.,
судей Корчагиной П.А., Шульга С.В.,
при секретаре Клюгер Т.И.,
при участии прокурора Бобылевой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Михайловского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя образовательная школа им. ... <адрес>, Департаменту образования и науки Приморского края, администрации Приморского края о возложении обязанности укомплектовать библиотечный фонд учебниками и учебными пособиями по всем образовательным предметам основной образовательной программы, о возложении обязанности на Департамент образования и науки Приморского края и администрацию Приморского края произвести финансирование расходов на учебники, учебные и учебно – наглядные пособия за счет средств бюджета Приморского края
по апелляционным жалобам Администрации Приморского края и Департамента образования и науки Приморского края
на решение Михайловского районного суда Приморского края от 26 декабря 2013 года, которым на МОУ «Средняя общеобразовательная школа им ... <адрес>» возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников.
На Департамент образования и науки Приморского края и администрацию Приморского края возложена обязанность осуществить финансирование расходов на учебники, учебные и учебно – наглядные пособия, за счет средств бюджета Приморского края.
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Михайловского района обратился в суд с вышеназванным иском к ответчикам, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Михайловского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области образования в части обеспечения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа им ... <адрес>» учебными материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы. В ходе проверки установлен факт несоответствия количества учебников, находящихся в библиотечном фонде образовательного учреждения, количеству, требуемому для проведения качественного и полноценного процесса обучения, установлено, что библиотечный фонд МОУ «Средняя общеобразовательная школа им ... <адрес>» укомплектован не полностью. Необходимое количество учебников на 2013 – 2014 учебных год составляет 8656 экземпляров, в наличии имеется 3784 экземпляра, что составляет 37% библиотечного фонда. Библиотечный фонд учебными пособиями не укомплектован. Неукомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями нарушает конституционные права учащихся на общедоступное и бесплатное образование, прямо противоречит нормам законодательства.
В судебном заседании прокурор Михайловского района исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа им ... <адрес>» в судебном заседании исковые требования признала, дополнительно пояснила, что фонд учебной литературы школьной библиотеки формируется за счет субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ из краевого бюджета и регламентируется в соответствие с Законом Приморского края «О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных образовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края» от 23.12.2005 № 320 – КЗ.
Представитель администрации Приморского края в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Спор рассмотрен в его отсутствие.
Представитель Департамента образования и науки Приморского края, в представленном суду отзыве не согласился с исковыми требованиями. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков - администрации Приморского края и Департамента образования и науки Приморского края.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Приморского края и Департамента образования и науки Приморского края, представителями поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене судебного акта.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, что, в соответствии с положениями ст. 167, ч.1. ст. 327 ГПК РФ, не является препятствием к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, ФЗ от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ от 06.10.1999 № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Приморского края от 13.08.2013 № 243 – КЗ «Об образовании в Приморском крае», Законом Приморского края от 20 декабря 2012 года №143-К3 «О краевом бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», Постановлением Администрации Приморского края от 03 июля 2009 года №171-па «Об утверждении Положения о департаменте образования и науки Приморского края», исходил из того, что неукомплектованность учебниками и учебными пособиями нарушает права учащихся муниципального учреждения на общедоступное и бесплатное образование, несовместимое с задачами общеобразовательных программ и снижает качество их подготовки.
При этом пришел к выводу о том, что обязанность по финансированию расходов на учебники и учебные пособия должна быть возложена на Департамент образования и науки Приморского края, администрацию Приморского края.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находит его законным и обоснованным.
Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Реализации права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 указанного Закона, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации образовательных программ, согласно статье 18 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, формируются библиотеки, фонд которых должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Полномочиями по обеспечению муниципальных образовательных организаций и государственных (краевых) образовательных организаций в Приморском крае учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ, наделен департамент образования и науки Приморского края, что прямо предусмотрено пунктом 8.17 Положения о департаменте образования и науки Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 03.07.09 № 171-па.
Поскольку прокурором в результате проверки установлен факт неполной обеспеченности учащихся МБОУ «СОШ им. ...» бесплатной учебной литературой в 2013 году, суд с учетом названных положений закона правильно возложил на указанное общеобразовательное учреждение обязанность укомплектовать библиотечный фонд необходимыми учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы, а на департамент образования и науки Приморского края, Администрацию Приморского края обязанность по финансированию расходов для приобретения необходимых учебников и учебных пособий для полного укомплектования библиотечного фонда.
Учитывая, что департамент образования и науки Приморского края является главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета, предусмотренных на его содержание и на реализацию возложенных на него функций, но не имеющим полномочий по управлению финансовыми ресурсами Приморского края, суд в целях реализации его полномочий удовлетворил требования прокурора, заявленные к Администрации Приморского края, возложив на них обязанность по выделению денежных средств необходимых для приобретения необходимых учебников и учебных пособий для полного укомплектования ими общеобразовательного учреждения.
Так как на основании п. 13 ч. 2 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 4 Закона Приморского края от 13.08.2013 № 243-КЗ «Об образовании в Приморском крае» к органам государственной власти Приморского края, осуществляющим государственное управление в сфере образования относится Администрация Приморского края и уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в сфере образования. Органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Приморского края является департамент Приморского края (п.1. Постановления Администрации Приморского края от 03.07.2009 № 171-па «Об утверждении Положения о департаменте образования и науки Приморского края»)
В соответствии с п.8.29 указанного Положения департамент осуществляет полномочия по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание департамента и возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В связи с чем, обязанность по выделению денежных средств на обеспечение указанных гарантий обоснованно возложена на ответчиков департамент образования и науки Приморского края и Администрацию Приморского края.
Доводы апелляционной жалобы Администрации Приморского края о том, что судом не были учтены нормативы расходов, предусмотренные Законом Приморского края от 23.12.05 № 320-K3 «О нормативах расходов и методике распределения субвенций на реализацию основных общеобразовательных программ между муниципальными образованиями Приморского края», которые не оспорены заинтересованными лицами, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Несмотря на то, что пунктом 3 статьи 3 Закона Приморского края № 320-K3 (в редакции, действовавшей до 31.12.2013) величина базовых учебных расходов, принятых за основу при расчете величины учебных расходов на один класс, определена в сумме 250 рублей в год на одного учащегося (обучающегося) в муниципальных общеобразовательных учреждениях, финансирование, осуществляемое ответчиками в соответствии с названными нормативами, в случае его недостаточности, не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного общего образования.
Несостоятельным признается и довод апелляционной жалобы о том, что обеспечение дополнительных расходов, возникающих в связи с обеспечением учебниками образовательных учреждений, должно осуществляться за счет местного бюджета.
Принимая во внимание, что частью 2 статьи 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено определение нормативов согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 настоящего Закона в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а значит в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов, в том числе на учебники и учебные пособия, недостаточность финансирования расходов на укомплектование библиотечного фонда необходимыми учебниками и учебными пособиями по общей основной образовательной программе не должна компенсироваться за счет местного бюджета.
Доводы апелляционной жалобы департамента образования и науки Приморского края о необоснованном выводе суда о недостаточном финансировании Школы на приобретение учебников и учебных пособий, судебная коллегия находит также необоснованным и не влекущим отмену решения суда, поскольку выводы суда о недостаточности финансирования ответчиками не опровергнуты.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований к отмене решения апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Михайловского районного суда Приморского края от 26 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей администрации Приморского края и Департамента образования и науки Приморского края – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи