Верховный Суд Республики Хакасия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Председательствующий: Адыякова Н.П.
Дело № 33- 2648/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 17 ноября 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лапуговой Л.А.,
судей Душкова С.Н., Ионкиной Н.В.,
при секретаре Даньо Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика – администрации муниципального образования Вершино-Тёйский поссовет ФИО1 на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 09 сентября 2011 года, которым частично удовлетворены исковые требования Абаканского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Вершино-Тёйский поссовет, администрации муниципального образования Аскизский район о понуждении к совершению определенных действий.
Заслушав доклад судьи Душкова С.Н., объяснения представителя ответчика – администрации муниципального образования Вершино-Тёйский поссовет ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, помощника прокурора Республики Хакасия Полежаевой Н.С., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абаканский транспортный прокурор Безгин Ю.Е. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации МО Вершино-Тёйский поссовет об обязании ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оценку состояния водоотводных труб на км. автомобильной дороги , в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести систему водоотвода в работоспособное состояние в соответствии с Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88, утвержденными Минавтодором РСФСР 29.06.1988, мотивируя требование тем, что на км автомобильной дороги , являющейся дорогой местного значения, в непосредственной близости от станции железной дороги сооружены две водопропускные трубы, которые не соответствуют техническим нормам и правилам. При резком увеличении водопритока под водой оказываются пути и стрелочные переводы нечетной горловины станции, чем нарушаются права и законные интересы ОАО «РЖД», работников станции, неопределенного круга лиц.
Определением суда от 23.08.2011 в качестве соответчика привлечена администрация МО Аскизский район.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 уточнила требования в части установления срока для устранения нарушений, просила обязать ответчиков в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оценку состояния водоотводных труб на км автомобильной дороги , в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести систему водоотвода на км автомобильной дороги в работоспособное состояние в соответствии Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог ВСН 24-88, в обоснование которых ссылалась на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - ОАО «РЖД» ФИО3 считал, что заявленный иск подлежит удовлетворению, поскольку ответчик в течение длительного периода времени не осуществлял надлежащим образом эксплуатацию автомобильной дороги, не поддерживал в работоспособном состоянии водопропускные сооружения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Тейского филиала ОАО «Евразруда» ФИО4 суду пояснила, что водопропускные трубы не находятся на балансе Тейского филиала ОАО «Евразруда», поскольку участок автомобильной дороги, на котором расположены водопропускные трубы, находится за зоной действия дорожного информационного знака , в данном случае ответственность по содержанию возлагается на органы местного самоуправления МО Вершино-Тёйский поссовет.
Представитель ответчика - администрации МО Вершино-Тёйский поссовет ФИО1 иск не признал, суду пояснил, что ст. 2 Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 №74-ЗРХ «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских) Республики Хакасия» утвержден перечень объектов, передаваемых из собственности МО Аскизский район в собственность МО Вершино-Тёйский поссовет. Из строки 6 данного Перечня следует, что из собственности МО Аскизский район в собственность МО Вершино-Тейский поссовет подлежит передаче дорога с асфальтовым покрытием протяженностью км, местонахождение объекта: . Во исполнение названного Закона ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО Аскизский район и администрацией МО Вершино-Тёйский поссовет подписан акт о передаче данного объекта. Спорный участок дороги является оконечным участком автодороги . Находится за пределами границ населенного пункта и на него не распространяется дорожная деятельность администрации МО Вершино-Тейский поссовет. Просил отказать в иске к администрации МО Вершино-Тёйский поссовет, поскольку требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Представитель ответчика - администрации МО Аскизский район ФИО5 иск не признал, суду пояснил, что администрация МО Аскизский район не является собственником автомобильной дороги , а также водопропускных труб, проложенных под данной автомобильной дорогой в районе км, в связи с чем у администрации отсутствует обязанность по содержанию имущества, предусмотренная статьей 210 ГК РФ. Данный участок находится в черте населенного пункта п. , что подтверждается информационным знаком . Просил в иске к администрации МО Аскизский район отказать.
Суд постановил решение, которым обязал администрацию МО Вершино-Тёйский поссовет Аскизского района РХ в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести оценку состояния водоотводных труб на км автомобильной дороги ; в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести систему водоотвода на км автомобильной дороги в работоспособное состояние в соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденными письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис.
В части требований к администрации МО Аскизский район отказал.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель ответчика – администрации МО Вершино-Тёйский поссовет ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с кассационной жалобой, в которой просит суд отменить решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 09.09.2011 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального и процессуального права.
Кассатор, приводя нормы действующего законодательства, ссылается на то, что в нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ суд не указал основания, по которым отверг довод представителя ответчика о том, что оспариваемый участок дороги находится за пределами границ населенного пункта п. и на него не распространяется дорожная деятельность администрации МО Вершино-Тёйский поссовет.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 5 ч. 1 ст. 14) и Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ч. 9 ст. 5, ч. 8 ст. 6, ст. 13) единообразно установлена обязанность органов местного самоуправления поселения осуществлять дорожную деятельность только в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Вопрос о границах населенного пункта п. не был исследован судом при разрешении дела.
Как следует из ч. 1 ст. 12 Закона Республики Хакасия от 05.05.2004 №20 «Об административно-территориальном устройстве Республики Хакасия», установление и изменение границ административно-территориальных единиц производится Верховным Советом Республики Хакасия по ходатайству представительных органов соответствующих муниципальных образований.
Судом не был исследован представленный в судебное заседание межевой план спорного участка автомобильной дороги, согласно которому он входит в состав земельного участка принадлежащего ОАО «Евразруда».
Суд первой инстанции не учел, что ответчику на праве собственности принадлежит только участок автомобильной дороги протяженностью км.
При вынесении решения суд первой инстанции вышел за пределы заявленных истцом требований: произвольно установил границы населенного пункта п. , изъял у ОАО «Евразруда» часть земельного участка, закрепленного межевым планом, предоставил его ответчику, наделив правом собственности на не принадлежащую ему автомобильную дорогу.
Кроме того, кассатор считает, что с учетом специфики подлежащих выполнению работ, установленные судом первой инстанции сроки не является разумными.
В письменных возражениях относительно кассационной жалобы представители истца ФИО2, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, - Тейского филиала ОАО «Евразруда» ФИО4, ответчика - администрации МО Аскизский район ФИО6 выражают согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменных возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Из акта обследования участка на км автомобильной дороги и технического состояния, расположенных под её насыпью водопропускных труб следует, что водопропускные трубы смонтированы в ДД.ММ.ГГГГ. Обе трубы изготовлены из стандартных железобетонных звеньев с раструбами, вставляемыми один в другой. Нижняя труба диаметром м и длиной м со стороны входа и выхода удлинена шпальным лотком с дощатым перекрытием на м во избежание замывания её мелкой фракцией рудных отходов, поскольку ни входного, ни выходного оголовков труба не имеет. Верхняя труба имеет диаметр м. и длину м, оголовки не оформлены, на входе установлены две стальные решетки для предотвращения закупоривания бытовым мусором. Система водосброса неисправна, имеет место засорение водоотводных сооружений.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 №160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В подп. 1 п. 11 Классификации работ определено, что при ремонте систем водоотвода проводятся следующие работы: восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятые и введенные в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис, содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.
Особенности содержания водоотвода указаны в разделе 3.4 обозначенных рекомендаций.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 8 ст. 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (ч. 9 ст. 5 Федерального закона №257-ФЗ).
Из п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно ст. 3 и ч. 1 ст. 5 Закона Республики Хакасия от 07.10.2004 №67 «Об утверждении границ муниципальных образований Аскизского района и наделении их соответственно статусом муниципального района, городского, сельского поселения» в составе муниципального образования Аскизский район образовано муниципальное образование Вершино-Тейский поссовет, которое наделено статусом городского поселения.
Подп. 5 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования Вершино-Тёйский поссовет предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения.
Суд установил, что автомобильная дорога протяженностью км. состоит на балансе Государственного казенного учреждения , что подтверждается информацией представленной министром транспорта и дорожного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ. Обслуживанием автомобильных дорог общего пользования, относящихся к государственной собственности Республики Хакасия, расположенных в границах Аскизского района, общей протяженностью км., в том числе автодороги , протяженностью км. занимается ООО , что подтверждается государственным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о том, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является администрация МО Вершино-Тёйский поссовет, правомерно отказал в иске Абаканского транспортного прокурора к администрации МО Аскизский район, обязав администрацию МО Вершино-Тёйский поссовет произвести оценку состояния водоотводных труб и привести систему водоотвода на км автомобильной дороги в работоспособное состояние в соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденными письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Кроме того, они сводятся к иной оценке доказательств по делу, что в соответствии с действующим гражданским процессуальным законодательством является исключительным правом суда. В связи с этим являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При этом, доводы кассатора о том, что для исполнения решения суда в части приведения системы водоотвода на км автомобильной дороги в работоспособное состояние установлен недостаточный срок заслуживают внимания.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Действующим законодательством не регламентирован срок исполнения решения. Исходя из общих принципов права, такой срок должен быть разумным, достаточным для совершения предписанных действий.
С целью соблюдения всех установленных законом процедур (выделение денежных средств, проведение конкурсов, размещение заказа и т.п.), судебная коллегия полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в части приведения системы водоотвода на км автомобильной дороги в работоспособное состояние, в соответствии с Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденными письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис, не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части решение суда не обжаловано, его законность судебная коллегия не проверяет.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, материальный закон, подлежащий применению, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, им дана надлежащая оценка, и судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 09 сентября 2011 года по настоящему делу изменить в части:
Обязать администрацию муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести систему водоотвода на м километре автомобильной дороги в работоспособное состояние в соответствии Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденным письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 №ОС-28/1270-ис.
В остальной части решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 09 сентября 2011 года по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика – администрации муниципального образования Вершино-Тёйский поссовет ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Лапугова
Судьи С.Н. Душков
Н.В. Ионкина