Судья Безносова Е.И. Дело № 33-2737/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Иванкив Н.П., Ушаковой И.Г.,
при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 27 ноября 2012 года гражданское дело по исковому заявлению Палицина Н.М. к Военному комиссариату Курганской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии,
по апелляционной жалобе Палицина Н.М. на решение Курганского городского суда Курганской области от 9 августа 2012 года, которым постановлено:
«Исковые требования к Военному комиссариату Курганской области о взыскании невыплаченной суммы пенсии, оставить без удовлетворения».
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения Палицина Н.М., представителя Военного комиссариата по Курганской области Дюрягина С.Н., судебная коллегия
установила:
Палицин Н.М. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Курганской области о взыскании недополученной пенсии, в обоснование требований указав, что проходил военную службу в качестве в Вооруженных Силах Российской Федерации с , выполнял работу с химическим оружием. Общая выслуга за работу с химическим оружием по состоянию на составляет более , занимаемая им должность до выхода на пенсию входила в список профессий и должностей на производствах с вредными условиями труда, работа на которых дает право гражданам, занятым на работах с химическим оружием, на меры социальной поддержки, установленные постановлением Правительства РФ № 188 от 29.03.2002, его функциональные обязанности предусматривали выполнение работ, относящихся к первой группе работ с химическим оружием, установленных Федеральным законом от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», в связи с чем полагает, что имеет право на повышение тарифной ставки должностного оклада, из которого исчисляется пенсия, на коэффициент 2. До 01.01.2012 получал пенсию по выслуге лет с учетом данного коэффициента, считает, что расчет полученной за январь, февраль и март 2012 года пенсии произведен ответчиком – Военным комиссариатом Курганской области, неверно, с увеличением должностного оклада с 01.01.2012 с учетом коэффициента 1,5, установленного в соответствии с постановлением Правительства РФ № 187 от 29.03.2002 «Об оплате труда граждан, занятых на работе с химическим оружием». Поскольку должность и выполняемые в период службы функциональные обязанности относятся к первой группе работ, при исчислении пенсии за выслугу лет учитывался коэффициент 2, просил обязать Военный комиссариат Курганской области выплатить недополученную часть пенсии за январь, февраль, март 2012 года в сумме .
В судебное заседание истец Палицин Н.М. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представители ответчика Военного комиссариата Курганской области Петрова И.С, Дюрягин С.Н. против иска возражали, пояснив, что на основании постановления Правительства РФ № 60 от 31.01.2012, внесшего изменения в постановление Правительства РФ № 187 от 29.03.2002 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием», с 01.01.2012 оклад по воинской должности, отнесенной к первой группе работ с химическим оружием, входящий в расчет денежного довольствия для исчисления пенсии, рассчитывается с применением коэффициента 1,5.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Палицин Н.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование излагает доводы искового заявления, а также указывает, что является получателем пенсии не с , а с . Нарушение своих прав усматривает в том, что ответчиком был применен нормативный правовой акт, который не может иметь обратную силу, так как нарушает права и законные интересы истца. При этом судом не исследован вопрос о возможности применения коэффициента 1,5 с 01.01.2012, то есть до официального опубликования постановления Правительства РФ № 60 от 31.01.2012 и вступления его в силу с 19.03.2012. Полагает, что применение указанного постановления Правительства РФ противоречит нормам действующего пенсионного законодательства, а также нарушает основы конституционного строя Российской Федерации. Обращает внимание, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что государство не может произвольно уменьшать обусловленный определенным статусом лица, связанный с выполнением им публичных обязательств перед государством, объем социальных гарантий. В противном случае подрывается авторитет государственной власти, уважение граждан к закону, умаляется достоинство личности.
В суде апелляционной инстанции истец Палицин Н.М. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, представитель ответчика с иском не согласился, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства основные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7), не устанавливает конкретные меры такой защиты, их объем (размеры), а также условия предоставления. Выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к компетенции законодателя.
Разрешение вопросов, связанных с определением порядка исчисления пенсий и расширением круга лиц, имеющих право на такое исчисление, составляет в силу ст. 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации компетенцию законодателя.
В соответствии со ст. 43 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом «а» ст. 49 указанного Закона предусмотрено, что пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 установлен порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации.
Пунктами 8, 9, 14 указанного Постановления установлено, что пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах «в», «г», «д» настоящего пункта) включается оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.
В соответствии с п. 14 Постановления № 941, в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях увеличения денежного довольствия состоящих на службе военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, изменения размеров денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, указанного в ст. 43 Закона, либо увеличения расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст. 46 Закона, пенсии (в том числе исчисленные в минимальных размерах), надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, назначенные в соответствии с Законом, подлежат пересмотру.
Статьей 12 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В соответствии с пунктами 2, 28 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты). В период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в порядке, предусмотренном руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Из материалов дела усматривается, что истец ФИО1 является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
На дату увольнения со службы () истец замещал должность , относящуюся к первой группе работ с химическим оружием, предусмотренной ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием», являлся получателем повышенной тарифной ставки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием».
истец был уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (л.д. 26).
С истцу была назначена пенсия исходя из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием руб., месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью руб. и из ежемесячных и иных дополнительных выплат: процентной надбавки за выслугу лет – % в размере руб.; основной размер пенсии составил % - руб., ежемесячная доплата к пенсии – руб., сумма пенсии в месяц с учетом районного коэффициента составила руб. (л.д. 26, 27).
При назначении пенсии истцу размер (коэффициент) повышения оклада по воинской должности был установлен в размере 2, что соответствует положениям постановления Правительства РФ от 29.03.2002 № 187 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием».
С пенсия истцу была переназначена в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.2011 № 225 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства РФ от 31.03.2011 № 224 «Об утверждении коэффициента индексации с 01.04.2011 социальных пенсий» (л.д. 6).
С 01.01.2012 пенсия истцу была переназначена исходя из изменений должностного оклада с увеличением в 1,5 раза, применения коэффициента 1,5 за работу с химическим оружием, увеличения оклада по воинскому званию, применения процентной надбавки за выслугу лет % (л.д. 6).
В результате перерасчета пенсии ее размер увеличился, перерасчет произведен в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», что подтверждено расчетом пенсии истца по состоянию на 01.01.2012 (л.д. 6).
Размер коэффициента повышения оклада по воинской должности за работу с химическим оружием с 01.01.2012 истцу был изменен, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 187 (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.01.2012 № 60) его размер установлен в размере 1,5.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для сохранения коэффициента в размере, установленном на дату назначения пенсии (2) не имеется.
Как указано выше, пенсии уволенным со службы военнослужащим исчисляются из суммы их денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии.
Постановлением Правительства РФ № 60 от 31.01.2012 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР», вступившим в силу 19.03.2012, в Постановление Правительства РФ № 187 от 29.03.2002 «Об оплате труда граждан, занятых на работах с химическим оружием» в части дифференциации применяемых размеров (коэффициентов) внесены изменения не только по группам работ, но и в части размера (коэффициента) повышения тарифных ставок, должностных окладов - в размере 2, к окладам по воинским (штатным) должностям - 1,5.
В соответствии с п. 6 указанного постановления, его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.
Таким образом, доводы истца о необоснованности применения к нему при перерасчете пенсии размера (коэффициента) повышения должностного оклада в двойном размере, установленном прежней редакцией постановления Правительства РФ от 29.03.2002 № 187, несостоятельны.
Судебная коллегия находит необоснованными и доводы истца о нарушении его имущественных прав и уменьшении объема его социальных гарантий.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», сохранение размеров денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, иных выплат, установленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, производится в случае уменьшения размеров ежемесячного денежного довольствия военнослужащих, пенсий граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона и Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до приобретения ими права на ежемесячное денежное довольствие и пенсии в больших размерах на условиях, установленных настоящим Федеральным законом.
Как следует из расчета размера пенсии, установленной истцу до 01.01.2012, и после перерасчета 01.01.2012 (л.д. 6), пояснений представителя ответчика, размер пенсии истца увеличен, что опровергает доводы истца о нарушении его прав.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования (п. 6).
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
В силу п. 7 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» в актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
Согласно с изложенной нормой постановление Правительства РФ от 31.01.2012 № 60 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам денежного довольствия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, а также о признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР» в соответствии с его пунктом 6 вступает в силу со дня официального опубликования (19.03.2012) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012, а в отношении лиц, указанных в ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ и частях 2 и 3 ст. 20 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, применяется с 01.01.2013.
Проанализировав нормы материального права, регулирующие возникшие между сторонами правоотношения, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и расчета денежного довольствия для начисления пенсии с учетом оклада по воинской должности, увеличенного в два раза.
При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 9 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья – председательствующий
Судьи: