Краснодарский краевой суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Краснодарский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Дорошенко Е.В. Дело № 33-27588/11 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 декабря 2011 года
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Ефименко Е.В., Перовой М.В.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
слушала в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по доверенности Дрога А.А. на решение Брюховецкого районного суда от 21 октября 2011 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Алексеенко Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» о признании незаконными требований об установке прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и возложении обязанности опломбировать прибор учета холодной воды в помещении кухни жилого дома.
Заявленные требования Алексеенко Н.В. обосновала тем, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: , а также собственником жилого дома с пристройками (литер А, а, а1), расположенного на данном земельном участке. В 2002 году она установила прибор учета холодной воды СГВ-15, по которому оплачивала воду ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по настоящее время. Прибор учета холодной воды устанавливался сотрудниками организации в помещении кухни жилого дома. 15 июля 2011 года контролер ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» составил акт № 1008, согласно которого она обязана заменить водомер на новый магнитозащищенный, и вручил уведомление № 1008 с требованием провести проверку водомерного устройства в течение одного месяца, заменить на новый и установить его согласно техническим условиям на врезке в уличный водопровод, до 15 августа 2011 года. Однако, врезка в уличный водопровод находится на расстоянии 50 м. от ее домовладения. Кроме того, ей было разъяснено, что она обязана за свой счет прорыть траншею длинною в 75 м, заменить водопроводную трубу, установить кирпичный колодец, оплатить работы по подключению воды. Считает указанные требования незаконными. Новое водомерное устройство она установила в домовладении на прежнем месте и 29 августа 2011 года обратилась в ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» с заявлением опломбировать его. Однако ответчик отказался опломбировать водомерный счетчик в домовладении. Просила признать незаконными требования ответчика, содержащиеся в уведомлении № 1008 от 15 июля 2011 года, разрешении на установку прибора учета холодной воды от 24 августа 2011 года по установке магнитозащищенного прибора учета холодной воды на врезке в уличный водопровод и обязать ответчика опломбировать установленный ею прибор учета холодной воды в ее жилом доме, в помещении кухни.
Обжалуемым решением Брюховецкого районного суда от 21 октября 2011 года иск Алексеенко Н.В. удовлетворен в полном объеме. Признаны незаконными требования ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» к Алексеенко Н.В. об установке узла учета холодной воды на врезке в уличный (магистральный) водопровод, содержащиеся в акте № 1008 от 15 июля 2011 года и разрешении по установке узла учета холодной воды от 24 августа 2011 года. ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» обязано опломбировать прибор учета холодной воды - счетчик воды крыльчатый модернизированный ВСКМ 90-15,20, установленный в помещении кухни жилого дома Алексеенко Н.В., расположенного по адресу:
В кассационной жалобе представитель ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по доверенности Дрога А.А. просит решение суда отменить, принять новое решение, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по доверенности Дрога А.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что Алексеенко Н.В. является собственником земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: . В 2002 году Алексеенко Н.В. установила прибор учета холодной воды СГВ-15, по которому оплачивала воду ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по настоящее время. Прибор учета холодной воды устанавливался сотрудниками организации в жилом доме, в помещении кухни.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что наличие прибора учета холодной воды с 2002 года в помещении кухни жилого дома Алексеенко Н.В. ответчиком не оспаривается, данное обстоятельство также подтверждается абонентской книжкой по расчету за воду, согласно которой оплата воды по кубатуре с 2004 года по 14 сентября 2011 года производилась по старому счетчику, с 14 сентября 2011 года - по новому, установленному заявительницей взамен прежнего, срок поверки которого истек.
Согласно материалов дела, 15 июля 2011 года контролер ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Сербиненко Л.Н. составил акт № 1008, согласно которому Алексеенко Н.В. обязана заменить водомер на новый магнитозащищенный, а также вручил уведомление № 1008 с требованием провести проверку водомерного устройства в течение одного месяца, заменить на новый и установить его согласно техническим условиям на врезке в уличный водопровод, до 15 августа 2011года.
24 августа 2011 года Алексеенко Н.В. обратилась к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» с заявлением о предоставлении технических условий на установку водомера. Заявительнице было выдано разрешение по установке узла учета холодной воды, согласно которого точка установки узла учета на врезке в уличный водопровод, требования к счетчику – мокроходу - диаметр 15-20 мм, предназначенному для измерения питьевой воды по ГОСТ Р 51232 и зарегистрированному в госреестре.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Алексеенко Н.В. самостоятельно был установлен прибор учета холодной воды - счетчик воды крыльчатый модернизированный ВСКМ 90- 15, 20 с диаметром условного прохода 15 и 20 мм. для питьевой воды по ГОСТ Р 51232, защищенный от воздействия магнитного поля, что подтверждается паспортом счетчика. Прибор установлен на прежнем месте - в кухне жилого дома. Соответствие прибора учета холодной воды установленным требованиям ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции не оспаривалось, согласно паспорту прибор соответствует установленным техническим требованиям.
Из материалов дела следует, что 29 августа 2011 года Алексеенко Н.В. обратилась к ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» с заявлением об опломбировании прибора учета холодной воды. Однако, ответчиком проверка технических условий установки прибора с выездом на место не осуществлялась. При рассмотрении дела судом первой инстанции представителем ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» Дрога А.А., соблюдение заявительницей технических условий по установке прибора учета холодной воды не оспаривалось.
Согласно материалов еда письмом от 28 сентября 2011 года ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» отказало Алексеенко Н.В. в опломбировании прибора, поскольку он установлен не на врезке в уличный водопровод, а также лицом, не отвечающим требованиям, предусмотренным п. 8 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Судом первой инстанции достоверно установлено, что письменный договор по эксплуатации прибора учета холодной воды ответчиком с заявительницей не заключался как ранее, так и после замены счетчика.
Отношения между заявительницей, как потребителем воды, и ответчиком, как ресурсоснабжающей организацией, регламентируются ст.ст. 539-547 ГК РФ, если иное не установлено другими нормативными актами. При этом законодательство содержит различные условия и правила пользования коммунальными услугами для потребителей, использующих эти услуги для бытовых нужд, и потребителей - организаций, пользующихся услугами для иных нужд.
Из указанных норм Гражданского кодекса РФ следует, что энергия, в том числе вода, подается энергоснабжающей организацией потребителю через присоединенную сеть, при этом договор энергоснабжения считается заключенным с момента подключения потребителя к присоединенной сети, а не к системам централизованного снабжения. Потребитель обязан соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Одновременно потребитель и энергоснабжающая организация обязаны выполнять требования относящихся к ним нормативно-правовых актов по вопросам, не урегулированным ГК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам. Установка приборов учета потребляемых энергоресурсов осуществляется в местах подключения к централизованным системам только в случаях, когда иное не установлено нормативно-правовыми актами.
Судом первой инстанции правомерно указано, что законодательство различает понятия - система централизованного снабжения и присоединенная сеть.
Пунктом 7 действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства № 307 от 23 мая 2006 года, установлено, что при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.
Судом первой инстанции правомерно указано, что Правила предоставления коммунальных услуг гражданам содержат конкретные нормы, регламентирующие место установки прибора учета холодной воды - на границе сетей коммунальной инфраструктуры с сетями, принадлежащими собственникам жилых домов.
При этом п.п. 7 и 13 Правил предусмотрено, что на собственника жилого дома возлагается ответственность только за состояние внутридомовых инженерных систем, понятие которых установлено п.3 Правил - "внутридомовые инженерные системы" - это инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме. Холодное водоснабжение - это круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки (п.6 Правил). То есть указанные Правила содержат понятие присоединенной сети, которая связывает центральные сети с внутридомовыми инженерными сетями.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что поскольку Правилами № 307 на потребителя возложена ответственность только за внутридомовые инженерные системы, то возложение на него обязанности по врезке в уличный водопровод и ответственности за эксплуатацию присоединенной сети, проходящей вне жилого помещения, не основано на законе.
Согалсно п.34 Правил, в случае обнаружения несанкционированного подключения к системе трубопроводов, электрических сетей, оборудования, устройств и сооружений на них, предназначенных для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние и безопасность которых отвечает исполнитель (присоединенная сеть), исполнитель вправе произвести перерасчет размера платы за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором было выявлено совершение указанного действия, и выполнять дальнейшие расчеты с потребителем в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 настоящих Правил до дня устранения нарушений включительно. Следовательно, именно исполнитель (энергоснабжающая организация), а не потребитель отвечает за присоединенную сеть.
В соответствии с п.5 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
При этом в законе речь идет об обеспечении приборами учета потребляемых энергетических ресурсов именно домов, а не сетей централизованного водоснабжения на улицах.
Согласно п. 5.8.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23 сентября 2003 года № 170, помещение водомерного узла должно быть освещено, температура в нем в зимнее время не должна быть ниже 5 град.С. Вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается. То есть указанные Правила не допускают эксплуатацию приборов учета воды жилых помещений вне помещений в условиях уличных колодцев, не позволяющих обеспечить температурный режим, освещение и допуск посторонних лиц.
В соответствии со ст.ст. 539, 540, 543 ГК РФ и п. 52 Правил № 307, при обнаружении неисправностей (аварий) внутриквартирного оборудования, коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, потребитель должен немедленно сообщить о них исполнителю и в аварийно-спасательную службу, а при наличии возможности, принять все возможные меры по их устранению; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допустить в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время; в заранее согласованное с исполнителем время (не чаще 1 раза в 6 месяцев) обеспечить допуск для снятия показаний общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что перечисленные обязанности потребителя содержат прямое указание на то, что потребитель обеспечивает сохранность пломб только на приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Исполнитель (энергоснабжающая организация) имеет право не чаще 1 раза в 6 месяцев снимать показания с индивидуальных приборов учета, и проверять техническое состояние приборов учета, установленных в жилом помещении. При неисполнении потребителем обязанности допуска исполнителя для проверки прибора учета, п.24 Правил № 307 регламентирована процедура расчета стоимости услуг по нормативу потребления на 1 человека, а не по показаниям прибора учета.
Новое законодательство, направленное на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении», в частности Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 11 мая 2011 года, содержат понятие централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, под которыми понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам, и понятие внутридомовых инженерных систем в жилых домах, которые включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарнотехническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Пункт 81 новых Правил предусматривает, как и Закон «Об энергосбережении», что приборами учета оснащаются жилые и нежилые помещения, что в системном толковании указывает на установку приборов в жилых и нежилых помещениях в местах присоединения сетей к внутридомовым инженерным системам, а не на улице - на землях общего пользования.
Судом первой инстанции обоснованно указано на несостоятельность ссылки ответчика на самовольную замену заявительницей прибора учета потребления холодной воды, поскольку прибор был заменен по указанию самого ответчика, содержащемуся в акте и уведомлении от 15 июля 2011 года.
Пунктом 8 ст.13 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» определено, что действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для осуществления таких действий. Вместе с тем, законодательство не сдержит каких-либо специальных требований к лицам, которые могут устанавливать (производить замену) приборов учета холодной воды, в связи с чем, потребитель вправе установить их самостоятельно с соблюдением технических условий.
При рассмотрении дела судом первой инстанции исследовалось ценообразование по поставкам холодной воды.
В соответствии со ст.7 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации. Методы регулирования тарифов на товары и услуги коммунального комплекса установлены ст. 8 указанного Закона. В их число входит метод установления фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период, исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов, с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, законодательство содержит механизм покрытия расходов организаций ЖКХ на улучшение качества производимых товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры, то есть на ремонт и обслуживание этих объектов согласно производственной программе.
Приказом РЭК департамента цен и тарифов Краснодарского края от 2 ноября 2010 года утвержден экономически обоснованный тариф на холодную воду для ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» в сумме 15, 43 руб. за 1 кубометр.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что согласно представленной производственной программы ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» на 2011 год усматривается, что ответчиком в тариф на холодную воду включены потери к объему отпущенной воды в сеть в размере 30,1%, мероприятия по текущему ремонту и замене водопроводных сетей различного диаметра, общестроительные работы, замена артезианских насосов и т.п., то есть в тариф ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» на холодную воду включены мероприятия по реконструкции системы коммунальной инфраструктуры и улучшение качества услуг.
Согласно договору аренды, заключенному 1 ноября 2007 года, водозаборы, водопроводная линия ст. Брюховецкой 12 км. и другие объекты, относящиеся к водоснабжению, находятся у ответчика в аренде и принадлежат на праве собственности Брюховецкому сельскому поселению. При этом технического паспорта водопроводной линии ст.Брюховецкой не имеется.
Из представленной ответчиком схему магистральных сетей водопровода ст.Брюховецкой усматривается, что по ул. в районе домовладения заявительницы - № магистральный водопровод не проложен, ближайшая магистраль проходит по ул..
Вместе с тем, согласно техническому паспорту домовладения Алексеенко Н.В. за 1987 год, проекту газификации жилого дома и акту о выполненных работах по газификации усматривается, что по состоянию на 1975 год дом заявительницы уже был подключен к централизованному водоснабжению. На схеме к проекту газификации отображено наличие водопроводной трубы по ул.Орджоникидзе, около дома заявительницы.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что присоединенная сеть, связывающая магистральный водопровод с домом заявительницы существует как минимум с 1975 года, то есть существовала на момент первоначальной установки прибора учета холодной воды и на момент передачи водопроводных линий в аренду ответчику.
Граница ответственности потребителя Алексеенко Н.В. и исполнителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» проходит по внутридомовым инженерным сетям и присоединенной сети. Указанное означает, что реконструкция присоединенной сети может быть включена ответчиком в производственную программу и затраты на нее учитываются в тарифе на холодную воду, оплачиваемую потребителями. В то же время требования ответчика об установке учета прибора холодной воды на врезке в магистральный водопровод (уличный) на практике приведут к тому, что потребитель за собственный счет проведет реконструкцию присоединенной сети, находящейся в границе ответственности ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство».
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Алексеенко Н.В.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Брюховецкого районного суда от 21 октября 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя ООО «Брюховецкое водопроводное хозяйство» по доверенности Дрога А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи