ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2875/12 от 10.07.2012 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

                                                                                    Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

  Судья Дроздов В.Ю. Дело № 33-2875/12

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2012 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

Председательствующего судьи Ульянова Р.Л.

судей Волкова А.Е. и Григорчук О.В.

при секретаре Рудаковой-Березиной Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Городские Теплосети» о признании незаконными распоряжения председателя Думы г.Когалыма, приказа председателя контрольно-счетной палаты г. Когалыма и действий председателя и специалистов контрольно-счетной палаты г.Когалыма,

по апелляционной жалобе заинтересованного лица - Думы г.Когалыма на решение Когалымского городского суда от 25 апреля 2012 года, которым постановлено:

«Распоряжение председателя Думы г.Когалыма от 26.03.2012года №14-рк «О проведении плановой проверки исполнения Инвестиционной программы ООО «Городские Теплосети» по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения г.Когалыма на 2010-2020 годы» признать незаконным.

Приказ председателя контрольно-счетной палаты г.Когалыма от 26.03.2012 года (номер обезличен) КСП «О проведении контрольного мероприятия-проверки исполнения Инвестиционной программы ООО «Городские Теплосети» по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения г.Когалыма на 2010-2020 годы» признать незаконным.

В остальной части заявления отказать».

Заслушав доклад судьи Волкова А.Е., объяснения представителя Думы г.Когалыма Максимовой О.В., судебная коллегия

установила:

ООО «Городские теплосети» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными распоряжения председателя Думы г.Когалыма, приказа председателя контрольно-счетной палаты г. Когалыма и действий председателя и специалистов контрольно-счетной палаты г.Когалыма. Заявленные требования мотивировало тем, что распоряжением председателя Думы г.Когалыма от 26.03.2012г. (номер обезличен)-рк «Опроведении плановой проверки исполнения Инвестиционной программы ООО «Городские Теплосети» по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения г.Когалыма на 2010-2020 годы» контрольно-счётной палате г.Когалыма поручено провести контрольное мероприятие в виде плановой проверки исполнения данной инвестиционной программы. Приказом председателя контрольно-счетной палаты г. Когалыма от 26.03.2012 г. (номер обезличен) КСП главному специалисту (ФИО обезличено)4, специалистам-экспертам (ФИО обезличено)5 и (ФИО обезличено)6 предписано под руководством председателя контрольно-счетной палаты (ФИО обезличено)10 провести проверку исполнения Инвестиционной программы ООО «Городские Теплосети» по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения города Когалыма на 2010-2020 годы в срок с 2 по 28 апреля 2012г. Письмом председателя контрольно-счетной палаты г.Когалыма от 06.04.2012г. генеральному директору ООО «Городские теплосети» для проведения проверки предложено представить комиссии организационно-распорядительные и финансово-хозяйственные документы, в том числе: утвержденную структуру и утвержденное штатное расписание общества; утвержденные положения о структурных и функциональных подразделениях общества; утвержденный график документооборота; положение о проведении инвентаризаций в обществе; приказы о назначении и акты проведенных инвентаризаций в обществе за 2009-2011г.г.; годовую бухгалтерскую и налоговую отчетность за 2009-2011г.г.; имеющиеся аудиторские и аналитические справки к годовой бухгалтерской отчетности; акты сверок расчетов на дату проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; копии всех договоров, контрактов и соглашений, в том числе договоров по полученным кредитам и займам (по запросу); копии документов, регламентирующих порядок подготовки, заключения и исполнения договоров и контрактов, а также документов, peгламентирующих порядок организации и проведения обществом тендерных процедур по выбору подрядных организаций на выполнение работ, оказание услуг, или поставок товарно-материальных ценностей.

В заявлении указало, что в соответствии с Положением о контрольно-счётной палате города Когалыма, утвержденного решением Думы г.Когалыма от 29.09.2011г. (номер обезличен)-ГД, палата является постоянно действующим органом, внешнего муниципального финансового контроля, который образуется Думой г.Когалыма и ей подотчётен. Следовательно, нормативный акт о проведении проверки должен быть вынесен, либо утвержден Думой г.Когалыма, а не председателем Думы, как в данном случае.

Согласно ст. 7.1. Положения о контрольно-счетной палате г.Когалыма палата осуществляет свою деятельность на основании планов, которые разрабатываются ею самостоятельно и утверждаются Думой города. На основании статьи 6 Регламента контрольно-счётной палаты г.Когалыма, палата строит свою деятельность на основании плана работы на год, однако план работы палаты на 2012г. Думой города не утверждён.

В соответствии с п. 6 ст. 4 Положения о контрольно-счётной палате г.Когалыма к полномочиям палаты относится оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счётсредств бюджета города и имущества, находящегося в собственности муниципального образования г.Когалым.

На основании п.1 ст.4.2. Положения о контрольно-счётной палате г.Когалым внешний финансовый контроль осуществляется палатой в отношении иных организаций, если они используют имущество, находящееся в собственности муниципального образования. Согласно п. 2 данной статьи внешний финансовый контроль также осуществляется палатой в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета города в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета города, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счёт средств бюджета города.

Пунктом 4 ст.9 Федерального закона от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» определен круг лиц, в отношении которых может осуществляться внешний муниципальный финансовый контроль, к которым относятся и иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности.

Инвестиционная программа по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения города Когалыма на 2010-2020 годы не предусматривает привлечение бюджетных средств муниципального образования и, следовательно, проверка финансовой деятельности предприятии незаконна.

Подпункт 5 п.2 ст.9 Федерального закона от 07.02 2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» ограничивает финансовый контроль проведением проверки только за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В судебном заседании представители заявителя Ткачук И.Н. и Прусевич В.С. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица - Думы г.Когалыма Максимова О.В. с заявлением не согласилась. Пояснила, что согласно ч. 2, 6 ст.3 Федерального закона от 07.02.2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счётный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счётная палата г.Когалыма создана на основании решения Думы г.Когалыма от 29.09.2011г. №76-ГД, которым также утверждено Положение о контрольно-счётной палате города. В соответствии Федеральным законом от 07.02.2011г. № 6-ФЗ контрольно-счетные органы обладают организационной функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Одним из полномочий контрольно-счётного органа муниципального образования является контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Внешний муниципальный контроль осуществляется контрольно-счётными органами в двух направлениях: в отношении организаций, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности, и в отношении организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов и гарантий за счет бюджета муниципального образования. Указанные нормы Федерального закона также содержатся в статье 4 Положения о контрольно-счётной палате г.Когалыма.

Председатель контрольно-счетной палаты г.Когалыма Горожанкин В.И. с заявлением не согласился, пояснил, что проведение плановой проверки исполнения Инвестиционной программы ООО «Городские Теплосети» было согласовано в установленном порядке. Он составил план работы и передал Администрации г.Когалыма на ознакомление. Заместитель главы г.Когалыма  и начальник УЖКХ администрации г.Когалыма  подписали этот план. Он запросил документы в ООО «Городские Теплосети», так как исполнял свои обязанности, поскольку Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Когалыма не проводит проверки, а ведет реестр. Считал, что поскольку муниципалитет является гарантом по кредиту, полученному ООО «Городские Теплосети», они имеют право проверять финансово-хозяйственную деятельность общества. Плановая проверка проводилась, в том числе для того, чтобы проверить обоснованность тарифов на услуги ЖКХ, которые предоставляет ООО «Городские Теплосети» жителям г.Когалыма. Полагал, что при проверке выполнения ООО «Городские Теплосети» инвестиционной программы по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения г.Когалыма на 2010-2020гг. необходимо проверять всю финансово-хозяйственную деятельность ООО «Городские Теплосети».

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Дума г.Когалыма просит решение отменить и принять новое. Считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Полагает, что контрольно-счетные органы обладают организационной функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Обладание правами юридического лица, либо не обладание таковыми не ущемляет прав и полномочий контрольно-счетного органа муниципального образования. Действия Председателя КСП и Председателя Думы г.Когалыма согласуются с действующими требованиями нормативных правовых актов муниципального образования г.Когалым. Полагает, что выводы суда о не полномочности председателя Думы по организации проверки ООО « ГТС» в соответствии с требованиями самой Инвестиционной программы также являются ошибочными., так как из паспорта Инвестиционной программы следует, что контроль исполнения программы осуществляет Дума г. Когалым. Контроль инвестиционных программ и других программ и положений осуществляется Думой г.Когалым посредством проведения мероприятий в том числе и Контрольно-счётной палатой г.Когалым на основании нормативных правовых актов, принятых Думой г.Когалыма. Также считают ошибочным вывод суда о том, что Контрольно-счётная палата г.Когалыма не имела законных оснований на проведение повторной проверки ООО «ГТС», поскольку ранее контрольно-ревизионный отдел Администрации (адрес обезличен) осуществил проверку выполнения ООО «ГТС» обязательств по концессионному соглашению № 1 за 2010 год, поскольку проведенная проверка не является повторной и на неё не распространяются нормы Федерального закона от 28.12.2008г. №294-ФЗ. Кроме того, в силу положения части 6 ст.14 Федерального закона о том, что должностные лица контрольно-счетных органов в пределах своей компетенции могут знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых организаций, в том числе с документами, содержащими коммерческую тайну.

ООО «Городские Теплосети» представлены возражения на апелляционную жалобу, в которой заявитель считает решение суда законным и обоснованным. Доводы жалобы о том, что ООО «ГТС», заключив концессионное соглашение, стало организацией по одному из направлений осуществления внешнего финансового контроля считают неверным. ООО «ГТС» является частной коммерческой организацией. Финансирование для выполнения условий инвестиционной программы осуществляется за счет собственных средств Общества, кредитных заемных средств, инвестиционной надбавки к тарифу. Часть процентов по кредиту погашается из бюджета ХМАО-Югры. Средства для реализации инвестиционной программы из бюджета г.Когалым не выделялись.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в связи с существенным нарушением норм процессуального права.

На основании ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Материалами дела подтверждается, что 26.03.2012г. председателем Думы г.Когалыма ХМАО-Югры издано распоряжение (номер обезличен)-рк, которым контрольно-счетной палате г.Когалыма поручено в срок до 28.04.2012г. провести контрольное мероприятие в виде плановой проверки исполнения Инвестиционной программы ООО «Городские Теплосети» по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения г.Когалыма на 2010-2020 годы и в срок до 30.04.2012 г. предоставить Думе г.Когалыма отчет о результатах проведения контрольного мероприятия.

Контроль за выполнением распоряжения возложен на Председателя контрольно-счётной палаты г.Когалыма (ФИО обезличено)10.

Во исполнение данного распоряжения (ФИО обезличено)10 издан приказ от (дата обезличена) (номер обезличен) КСП, которым должностным лицам контрольно-счетной палаты г.Когалыма поручено провести проверку исполнения Инвестиционной программы ООО «Городские Теплосети» по реконструкции, модернизации и развитию системы теплоснабжения г.Когалыма на 2010-2020 годы.

06.04.2012 г. председателем контрольно-счетной палаты г.Когалыма направлено ООО «Городские Теплосети» письмо, в котором были истребованы организационно-распорядительные и финансово-хозяйственные документы о деятельности предприятия за период 2009-2011г.г.

В соответствии с п.п.8.1 и 8.2 Положения о Контрольно-счетной палате города Когалыма требования и запросы должностных лиц данного органа, связанные с осуществлением своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения, в том числе организациями, в отношении которых осуществляется внешний муниципальный финансовый контроль. Неисполнение законных требований и запросов влекут за собой ответственность, установленную действующим законодательством.

В соответствии с частью 3 статьи 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что согласно положениям части 2 статьи 27, пункта 2 статьи 29 и части 1 статьи 197 АПК РФ суды общей юрисдикции не вправе рассматривать и разрешать дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, как следует из заявления ООО «Городские теплосети», заявитель просил признать распоряжение председателя Думы г.Когалыма и приказ председателя контрольно-счетной палаты г.Когалыма по проведению проверки неправомерными в связи с тем, что они противоречат закону и негативно влияют на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, поскольку были истребованы для проверки все документы, относящиеся к деятельности организации, в том числе, составляющие коммерческую тайну.

Таким образом, оспариваемые акты должностных лиц органа местного самоуправления содержат обязательные для исполнения предписания, распоряжения и влекут правовые последствия, нарушающие права и законные интересы организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, неправомерно возлагают, по мнению заявителя, обязанности, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем должны быть обжалованы в ином судебном порядке.

В соответствии со ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

При таких обстоятельствах обжалуемое решения суда нельзя признать законным, обоснованным и оно подлежит отмене с прекращение производства по делу.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Когалымского городского суда от 25 апреля 2012 года отменить, производство по делу прекратить, разъяснив лицам, участвующим в деле, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Председательствующий Ульянов Р.Л.

Судьи: Григорчук О.В.

Волков А.Е.