Ростовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Судья Сорокобаткина Т.П. Дело №33-2891
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2012 года г.Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам
Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Порутчикова И.В.
судей Абрамова Д.М., Чайка Е.А.,
при секретаре Магакьян Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамова Д.М.
дело по кассационной жалобе Управления Росреестра по Ростовской области на решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26.10.2011 года, по частной жалобе Управления Росреестра по Ростовской области на определение того же суда от 09.12.2011 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по Ростовской области во внесении сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства. В обоснование заявленных требований указано, что заявители являлись сособственниками жилого дома по ул…. в г.Ростове-на-Дону площадью … кв.м. Решением Третейского суда г.Цимлянска от 06.06.2011 года по спору между ними прекращено право общей долевой собственности, за каждым из заявителей признано право собственности на отдельные квартиры и помещения в названном строении литер «П». Центральный районный суд г.Волгограда 20.06.2011 года выдал исполнительный лист. Заявление о внесении сведений в ЕГРОКС Управлением Росреестра по Ростовской области, осуществлявшим данную функцию, оставлено без удовлетворения ввиду несоответствия технического паспорта установленной форме, наличия сведений в Едином государственном реестре о жилом доме, расположенном на земельном участке с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства в зоне Ж-1, где строительство многоквартирных домов относится к условно разрешенным видам использования, представлены документы для регистрации нежилых помещений в многоквартирном жилом доме с отсутствием номеров у нежилых помещений. Заявители считали, что приведенные в решении об отказе во внесении сведений в реестр выводы не основаны на требованиях правовых норм, поскольку имеются вступившие в законную силу судебные акты, подлежащие обязательному исполнению в силу ст.13 ГПК РФ.
Представитель заявителей в суде первой инстанции поддержал заявленные требования.
Представитель Управления Росреестра по Ростовской области просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26.10.2011 года заявление удовлетворено.
Определением суда от 09.12.2011 года в решении исправлена описка в наименовании заинтересованного лица.
В кассационной жалобе представитель Управления Росреестра по Ростовской области просит отменить решение как незаконное, а в частной жалобе ставится требование об отмене определения.
ФИО1, ФИО2 в суд кассационной инстанции не явились, судебное заседание откладывалось с 05.03.2012 года на 15.03.2012 года для обеспечения явки заявителей, представитель ФИО1 по доверенности извещен под роспись, телеграмму она не получила, телеграмма, направленная ФИО2, вручена жене, в судебное заседание явился его представитель, в суд представлены письменные возражения на кассационную жалобу, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителей в силу ч.2 ст.354 ГПК РФ, учитывая отсутствие ходатайств об отложении судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя Управления Росреестра по Ростовской области ФИО3, просившей решение и определение отменить, представителя ФИО2 – ФИО4, просившей решение и определение оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной и частной жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда пришла к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, решением Третейского суда г.Цимлянска от 06.06.2011 года по спору между ФИО1 и Тагировым.Т. прекращено право общей долевой собственности на жилой дом по ул…. в г.Ростове-на-Дону площадью … кв.м, за каждым из сособственников признано право собственности на отдельные квартиры и помещения в названном строении литер «П». На основании определения Центрального районного суда г.Волгограда 20.06.2011 года выдан исполнительный лист для принудительного исполнения решения третейского суда.
Решениями Управления Росреестра по Ростовской области от 27.07.2011 года отказано заявителям во внесении сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства на основании пункта 11 Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 08.09.2006 года №268. В частности, в решении указано на то, что технический паспорт не соответствует установленной форме, в ЕГРОКС содержатся сведения о жилом доме литер П площадью 2183,1 кв.м с конкретным кадастровым номером, данный жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства и расположен на земельном участке с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства. Для проведения государственного технического учета объектов капитального строительства представлены документы на нежилые помещения многоквартирного, а не индивидуального жилого дома, дом находится в зоне жилой застройки первого типа (Ж-1), где строительство многоквартирных жилых домов относится к условно разрешенным видам использования. В установленном порядке номера нежилым помещениям не присвоены.
В силу пункта 11 названных Правил учетный орган принимает решение об отказе во внесении сведений в реестр в следующих случаях:
организация, изготовившая технический паспорт объекта учета, не является организацией, аккредитованной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. N 70 "Об утверждении Положения об аккредитации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства", зарегистрированным в Минюсте России 28.04.2005, регистрационный N 6562;
технический паспорт не соответствует установленной форме;
в техническом паспорте отсутствуют сведения, которые являются обязательными при его составлении;
сведения технического паспорта не соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах.
Согласно пункту 12 Правил о факте и причине отказа учетный орган в течение десяти рабочих дней сообщает ОТИ, предоставившей документы, в виде уведомления. В уведомлении должны быть указаны основания для отказа во внесении сведений в реестр и перечень нарушений, допущенных при оформлении технического паспорта.
Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства" государственным учетом объектов учета признаются действия по внесению в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта учета), указанными в пункте 13 Порядка, или подтверждают прекращение существования такого объекта учета, а также иных предусмотренных Порядком сведений об объектах учета, указанных в пункте 14 Порядка. Государственный учет объектов учета и ведение Единого государственного реестра осуществляют подведомственные Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии государственные бюджетные учреждения (пп.5-6 Порядка).
Согласно п.6 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 года №921) техническая инвентаризация объектов капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный технический учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства. Техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.
Пунктом 7 Положения определено, что первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации, за исключением случаев, установленных пунктом 8 настоящего Положения. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).
В силу пункта 8 Положения первичный государственный технический учет многоквартирных домов, объектов капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду (как с расположенными в них помещениями, так и без таковых), введенных в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., а также индивидуальных жилых домов, построенных после 1 марта 2008 г., на которые имеется проектная документация, осуществляется по выбору заявителя:
по результатам первичной технической инвентаризации;
без проведения первичной технической инвентаризации.
В целях осуществления первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., и расположенных в нем помещений без проведения первичной технической инвентаризации к заявлению о проведении данного учета прилагаются копия разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию, поэтажный план многоквартирного дома с указанием размеров и экспликации помещений и ситуационный план размещения объекта капитального строительства в границах земельного участка, оформляемые в соответствии с требованиями к подготовке графической части соответствующего раздела проектной документации на такой многоквартирный дом.
При осуществлении первичного государственного технического учета многоквартирного дома, введенного в эксплуатацию после 1 марта 2008 г., одновременно осуществляется первичный государственный технический учет расположенных в нем помещений.
В результате осуществления первичного государственного технического учета указанных в настоящем пункте объектов капитального строительства и помещений организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации выдаются кадастровые паспорта соответствующих объектов капитального строительства и помещений.
На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр.
Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Положения сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества.
Удовлетворив заявленные требования о признании оспариваемых решений Управления Росреестра по Ростовской области незаконными, суд исходил из наличия вступивших в законную силу вышеприведенных судебных постановлений, которые в силу статьи 13 ГПК РФ подлежат обязательному исполнению, отказ во внесении сведений об объекте капитального строительства в ЕГРОКС не соответствует требованиям закона и нарушает права собственников недвижимого имущества. Как следует из решения третейского суда и определения районного суда был произведен раздел домовладения по ул.Боряна,20 в г.Ростове-на-Дону между заявителями и прекращено право общей долевой собственности на него, на каждое жилое и нежилое помещение изготовлены технические паспорта. Из представленных технических паспортов усматривается, что в них имеется титульный лист со всеми необходимыми сведениями и реквизитами, указаны номера и площадь помещений, имеются экспликации, сведения о принадлежности помещений, их износе и стоимости, а также техническое описание помещений, чертежный план каждого помещения выполнен на основе поэтажного плана дома, поэтому все необходимые параметры жилых и подсобных помещений нашли свое отражение в техпаспортах, при таком положении оснований для отказа во внесении сведений в ЕГРОКС не имелось.
Судебная коллегия находит решение и определение подлежащими отмене по следующим основаниям.
Вывод решения о наличии вступивших в законную силу судебных постановлений, которые подлежали обязательному исполнению в силу статьи 13 ГПК РФ, не основан на материалах дела. Из решения третейского суда и определения Центрального районного суда г.Волгограда не следует, что на Управление Росреестра по Ростовской области была возложена обязанность по внесению сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства в отношении многоквартирного жилого дома.
С заявлением о регистрации права собственности на отдельные объекты ФИО2 и ФИО1 не обращались. Внесение сведений в ЕГРОКС об объекте капитального строительства не тождественно регистрации права на такой объект либо его части.
Суждения суда о соответствии технических паспортов установленным требованиям не базируются на доказательствах. На время обращения заявителей в Управление Росреестра по Ростовской области был осуществлен государственный технический учет индивидуального жилого дома, а не многоквартирного дома, что не учтено судом первой инстанции при оценке технической документации.
При таком положении у суда не имелось оснований в рамках статьи 258 ГПК РФ для вывода о наличии нарушения прав и свобод заявителей в результате отказа во внесении сведений в ЕГРОКС.
Решения Управления Росреестра по Ростовской области об отказе во внесении сведений в ЕГРОКС основаны на компетенции государственного органа и соответствуют фактическим обстоятельствам обращения.
Более того, на данном этапе после устранения отмеченных недостатков сведения об объекте капитального строительства внесены в ЕГРОКС, что установлено в суде кассационной инстанции.
Поскольку решение суда вынесено при неправильном применении норм материального права и вопреки доказательствам, оно подлежит отмене в силу п.4 ч.1 ст.362 ГПК РФ с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявления в силу ст.258 ГПК РФ.
Определение суда от 09.12.2011 года также подлежит отмене ввиду отмены решения.
Руководствуясь ст.ст.360-362 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г.Ростова-на-Дону от 26.10.2011 года, определение того же суда от 09.12.2011 года отменить.
Принять новое решение:
отказать в удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 об оспаривании действий Управления Росреестра по Ростовской области.
Председательствующий:
Судьи: