Дело № 33-2901/2013
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 19 июня 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.
судей Астапенко С.А., Пучковой Л.В.
при секретаре Мельниковой О.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области ФИО4 на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании назначить социальную пенсию.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Подпорожском районе Ленинградской области о назначении ей социальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований истец указала на то обстоятельство, что она по национальности вепс и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории вепсского народа в с. Винницы Подпорожского района Ленинградской области (Винницкое сельское поселение), достигла 52-летнего возраста (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ), потому в силу Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеет право на социальную пенсию, однако в назначении ей данной пенсии ответчиком отказано, истец считает такой отказ незаконным, нарушающим ее права.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, дополнив, что ее родители вепсы и она считает себя по национальности вепсом, всю жизнь живет и работает в Винницком сельском поселении, имеет огород, где выращивает овощи, занимается сбором лесных ягод и их продажей.
Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснив, что в соответствии с пп.4 п. 1 ст. 11 Закона № 166-ФЗ граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) имеют право на социальную пенсию. В ст. 1 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ раскрыто понятие коренных малочисленных народов России. Под коренными малочисленными народами России понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в России менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Ни в Законе № 166-ФЗ, ни в Законе № 82-ФЗ не указано, какие из малочисленных народов России относятся к малочисленным народам Севера. Действовавший до ДД.ММ.ГГГГ Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в РФ» не содержал нормы по досрочному назначению пенсии указанной категории граждан. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам из числа малочисленных народов Крайнего Севера предоставлялось в соответствии с законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям». Согласно Перечню районов Крайнего Севера Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 82-ФЗ, Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ были утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов России, а не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан.
Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» исковые требования поддержала.
Подпорожский городской суд Ленинградской области решением от ДД.ММ.ГГГГ обязал Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области назначить ФИО1 социальную пенсию по старости как лицу из малочисленных народов Севера в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить. Жалобу мотивирует аналогичными доводами, указанными в возражениях на иск, дополнив, что Ленинградская область не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вывод суда о том, что необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих предков, является неверным. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а так же Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, были утверждены Правительством Российской Федерации не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. В суде не установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. О времени и месте судебного заседания извещены, сведения о причинах неявки не представлены. При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.
В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.
Так же распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в соответствии с ч. 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.
При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).
Из правового анализа Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).
Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.
Таким образом, вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 50 лет (женщины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о рождении истца – ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее родители: отец – ФИО5 и мать – ФИО6 указаны по национальности вепсы.
Согласно справке Администрации МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО1 с момента рождения по настоящее время проживает на территории муниципального образования «Винницкое сельское поселение» Подпорожского района Ленинградской области.
Сведениями администрации муниципального образования «Винницкое сельское поселение» подтверждается, что ФИО1, проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепсского народа, занимается земледелием (огородничеством), выращивает сельскохозяйственную продукцию на личном подсобном хозяйстве, занимается сбором лекарственных растений, дикорастущих ягод и грибов, их переработкой, вепсской национальной кухней, разговаривает на вепсском языке.
При таких обстоятельствах ФИО1, как достигшая возраста 52 лет, являясь вепсом по рождению, постоянно проживая на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимаясь традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении социальной пенсии, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о незаконности указанного решения пенсионного органа, и в соответствии с вышеуказанными требованиями закона и положениями ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», правомерно принято решение об обязании пенсионного органа назначить истцу социальную пенсию в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, при имевшем месте обращении истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ
Утверждения пенсионного органона о том, что истец не относится к малочисленным народам Севера, а соответствующая социальная льгота должна предоставляться только тем гражданам, из числа малочисленных народов Севера, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не основаны на нормах закона и противоречат материалам дела.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области ФИО4– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья ФИО7