Судья Сабурова О.А. Дело № 33-2923
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2016 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Стрюкова Д.А.
судей Завальной Т.Ю., Соловьевой О.В.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уссурийского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Уссурийскому муниципальному унитарному предприятию тепловых сетей о признании незаконным начисления платы за отопление гражданам
по апелляционной жалобе ответчика на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 27 ноября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Постановлено признать незаконным начисление Уссурийским муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей платы за отопление гражданам, которые производили круглогодично оплату тепловой энергии за отопительный период 2012-2013 г.г., в период с 01.07.2013 г. по 30.09.2013 г. по тарифу в размере 2 881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденному постановлением департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2012 г. №.
Признать незаконным начисление Уссурийским муниципальным унитарным предприятием тепловых сетей платы за отопление гражданам, которые производили круглогодично оплату тепловой энергии за отопительный период 2013-2014 г.г., в период с 01.07.2014 г. по 30.09.2014 г., исходя из тарифа в размере 3 035,13 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края № от 04.12.2013 г.
Заслушав доклад судьи Стрюкова Д.А., объяснения представителей ответчика Панченко А.А., Крамаренко А.А., представителя Департамента по тарифам Приморского края Хоменко Е.А., прокурора Познер И.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе проведенной проверки установлено нарушение ответчиком требования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В отопительном периоде 2012-2013 г.г. (с октября 2012 г. по апрель 2013 г.) постановлениями департамента по тарифам Приморского края от 07.12.2011 г. № 70/14, от 25.12.2012 г. № 87/6 для потребителей УМУПТС был установлен тариф на тепловую энергию для населения в размере 2 572,40 руб. за 1 Гкал с учетом НДС. Вместе с тем, гражданам, которые производили круглогодичную оплату тепловой энергии за данный отопительный период с 01.07.2013 г. по 30.09.2013 г. произведено начисление платы за отопление по тарифу в размере 2 881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденному постановлением департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2012 г. № 87/6 на отопительный период 2013-2014 г.г.. При этом фактически услуга отопления населению была предоставлена ответчиком в период действия тарифа в размере 2 572,40 руб. за 1 Гкал, утвержденного постановлением департамента по тарифам Приморского края от 07.12.2011 г. № 70/14. Аналогичные нарушения закона допущены УМУПТС при начислении платы за отопление за отопительный сезон 2013-2014 г.г.. Так, в период с 01.07.2014 г. по 30.09.2014 г. ответчиком произведено начисление собственникам и нанимателям жилых помещений, выбравшим порядок оплаты в течение года, исходя из тарифа в размере 3 035,13 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утверждённым постановлением Департамента по тарифам Приморского края № 74/13 от 04.12.2013 г.. При этом, фактически услуга отопления населению была предоставлена ответчиком в период действия тарифа в размере 2 881,09 руб. за 1 Гкал, утвержденного постановлением департамента по тарифам Приморского края от 25.12.2012 № 87/6. На основании изложенного, просил признать незаконным начисление ответчиком платы за отопление гражданам, которые производили круглогодично оплату тепловой энергии за отопительный период 2012-2013 г.г., в период с 01.07.2013 г. по 30.09.2013 г. по тарифу в размере 2881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденному постановлением департамента по тарифам Приморского края от 25.12.20012г. № 87/3; признать незаконным начисление ответчиком платы за отопление гражданам, которые производили круглогодично оплату тепловой энергии за отопительный период 2013-2014 г.г., в период с 01.07.2014 г. по 30.09.2014 г., исходя из тарифа в размере 3035,13 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, утвержденного постановлением Департамента по тарифам Приморского края № 74/13 от 04.12.2013 г..
17 сентября 2015 года по ходатайству сторон к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Департамент по тарифам Приморского края, Управление федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился, ссылался на то, что УМУПТС не нарушает норм закона, при начислении платы за отопление ответчиком используется формула № 2 приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 и действующий тариф.
Представитель Департамента по тарифам Приморского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. С предъявленным иском был не согласен, в письменных пояснениях указал, что при начислении платы за отопление населению в период с 01.07.2013 г. по 31.12.2013 г. предприятие должно применить тариф 2881, 09 руб./Гкал (с НДС), в период с 01.07.2014 по 31.12.2014 г. – 3035,13 руб./Гкал (с НДС). Просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Представитель Управления федеральной антимонопольной службы России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие. С предъявленным иском был согласен, по доводам, изложенным в отзыве, указал на то, что взимание платы за коммунальные услуги за период, когда эти услуги фактически не предоставлялись, неправомерно.
Судом постановлено указанное решение, с которым ответчик не согласился, представителем подана апелляционная жалоба, просит решение суда отменить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчета за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения урегулирован Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2014 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно п. 14 Правил N 307, п. 37 Правил N 354 расчетным периодом для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.
Согласно приложению к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 от 23.05.2006г., норматив на отопление определяется как 1/12 годовых затрат на производство тепловой энергии для целей отопления и подлежит оплате гражданами ежемесячно равными платежами в течение календарного года.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов); при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (пункт 38 Правил N 354); размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за, коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 Правил N 354); плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 67 Правил N 354).
Согласно формуле № 2 приложения № 2 Расчет размера платы за коммунальные услуги Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2: Pj = Sj х Nt х Tt, где: Sj. общая площадь i-гo жилого или нежилого помещения; Nt - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; Tt - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 37 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» решение об установлении цен (тарифов) не имеет обратной силы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Департаментом по тарифам Приморского края постановлением № 70/14 от 07.12.2011 г. Уссурийскому муниципальному предприятию тепловых сетей был установлен тариф для потребителей на тепловую энергию с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 — 2 427,30 руб./Гкал (с учетом НДС), с 1 июля 2012 года – 2 572,4 руб./Гкал (с учетом НДС).
Постановлением № 87/6 от 25.12.2012 г. Департаментом по тарифам Приморского края Уссурийскому муниципальному предприятию тепловых сетей был установлен тариф для потребителей на тепловую энергию с 1 января 2013 года по 30 июня 2013 года – 2 572,4 руб./Гкал (с учетом НДС), с 1 июля 2013 года – 2 881,09 руб./ Гкал (с учетом НДС).
Постановлением № 74/13 от 04.12.2013 г. Департаментом по тарифам Приморского края Уссурийскому муниципальному предприятию тепловых сетей был установлен тариф для потребителей на тепловую энергию с 1 января 2014 года по 30 июня 2014 года – 2 881,09 руб./Гкал (с учетом НДС), с 1 июля 2014 года - 3035,13 руб./ Гкал (с учетом НДС).
В соответствии с Постановлениями администрации УГО от 11.10.2012 г. № 3558, от 25.02.2013 г. № 578, от 27.09.2013 г. № 3457, от 31.03.2014 г. № 1076 отопительный сезон 2012-2013 г.г. начался 15.10.2012 г., завершился 01.05.2013 г., отопительный сезон 2013-2014 г.г. начался 15.10.2013 г., завершился - 01.05.2014 г..
Судом также установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что указанные в постановлениях Департамента по тарифам Приморского края № 70/14 от 07.12.2011 г., № 87/6 от 25.12.2012 г. тарифы применялись УМУПТС в отношении граждан, которые производили круглогодично оплату тепловой энергии за отопительные периоды 2012-2013 г.г., 2013-2014 г.г. с учетом периодов финансового года, в связи с чем в период с 01.07.2013 г. по 30.09.2013 г. - за отопительный период 2012-2013 г.г. применялся тариф в размере 2881,09 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС, в период с 01.07.2014 г. по 30.09.2014 г. - за отопительный период 2013-2014 г.г. применялся тариф в размере 3035,13 руб. за 1 Гкал, с учетом НДС.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав приведенные нормы права, пришел к правильному выводу о том, что по итогам каждого календарного года коммунальный ресурс ответчика был оплачен конечными потребителями, которые производили круглогодично оплату тепловой энергии, в большем размере, чем это было предусмотрено тарифами, утвержденными на отопительные периоды 2012-2013 г.г., 2013-2014 г.г..
С учетом установленного, поскольку ответчиком в нарушение действующего законодательства в отопительных периодах 2012-2013 г.г., 2013-2014 г.г., производились начисления собственникам и нанимателям жилых помещений, выбравшим порядок оплаты в течение года, платы по тарифам, которые не были утверждены для данных отопительных периодов, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 27 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи