ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-2926/2015 от 17.09.2015 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Квасова О.В. Дело № 33-2926/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2015 года город Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Казанцевой Н.К.,

судей Ивашуровой С.В., Половниковой Л.П.,

при секретаре Левиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Половниковой Л.П. дело по апелляционной жалобе Журихиной В.В. на решение Калужского районного суда Калужской области от 11 июня 2015 года по делу по иску Журихиной В.В. к министерству лесного хозяйства Калужской области об изменении арендной платы за пользование земельным участком,

УСТАНОВИЛА:

Журихина В.В., обратившись 11 марта 2015 года в суд с иском к министерству лесного хозяйства Калужской области, дополнив и уточнив его, просила возложить на ответчика обязанность составить дополнительное соглашение к договору аренды об уменьшении арендной платы в федеральный бюджет на 75%, что составит сумму годового платежа в федеральный бюджет - 2014 рублей, а также о включении в дополнительное соглашение к договору аренды в раздел 11 «Арендная плата» пункт 5 о том, что арендная плата по данному договору составляет 2014 рублей в год; внести поправку в договор в Приложение № 4 в таблицу «Сроки внесения арендной платы», что арендную плату производить до 10 числа апреля месяца; возложить обязанность исключить платёж в бюджет Российской Федерации по договору аренды.

В обоснование требований истица сослалась на то, что между нею и ответчиком 25.06.2009 заключён договор аренды лесного участка № 52, в соответствии с которым ей для осуществления рекреационной деятельности предоставлен лесной участок площадью 0,20 га, расположенный вдоль <адрес> в <адрес>, за аренду которого истица ежегодно платила 25489,18 руб. На момент выставления участка на аукцион действовал лесохозяйственный регламент лесничеств, утвержденный приказом министерства природных ресурсов Калужской области от 30.12.2008, при котором позволялось временное строительство, что вызвало интерес для участия истицы в аукционе. Однако ответчик до настоящего времени не даёт истице возможности пользоваться данным участком, поскольку не получена положительная экспертиза на проект освоения лесов на лесной участок, так как министерство меняет условия пользования лесным участком, запрещая временное строительство, создавая более худшие условия для использования участка. В связи с этим истица обратилась к ответчику с заявлением о заключении дополнительного соглашения к договору аренды об уменьшении годовой арендной платы, которое оставлено без удовлетворения.

В судебном заседании истица дополненные и уточнённые исковые требования поддержала.

Ответчик, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, в своём отзыве на иск возражал против его удовлетворения.

Третье лицо – ГКУ КО «Боровское лесничество», извещённое о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя также не направило.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 11 июня 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона.

Представителем ответчика поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав истицу Журихину В.В., поддержавшую доводы жалобы, обсудив доводы, изложенные в жалобе и возражениях относительно неё, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Как видно из материалов дела, по результатам проведенного 18 июня 2009 года аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка с целью передачи в аренду для осуществления рекреационной деятельности министерство природных ресурсов Калужской области и Журихина В.В. 25 июня 2009 года подписали договор аренды лесного участка № 52, на основании которого Журихина В.В. является арендатором лесного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 0,20 га по адресу: <адрес>, предоставленного для осуществления рекреационной деятельности на срок 15 лет. Договор зарегистрирован 11 сентября 2009 года в установленном законом порядке.

Согласно подпункту «а» пункта 10 договора арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора после государственной регистрации договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка в аренду, и предоставления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности с положительным заключением государственной экспертизы.

В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата составляет 25489,18 рублей в год. Арендатор вносит арендную плату согласно приложению № 4 и представляет в течение 1 месяца арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Оплата производится ежеквартально равными частями до 10 числа месяца следующим за отчетным кварталом. Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4 марта 2013 года Журихина В.В. обращалась в суд с иском к министерству лесного хозяйства Калужской области о возложении обязанности проводить государственную экспертизу в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утверждённым приказом министерства природных ресурсов Калужской области № 418-08/06 от 30.12.2008, действовавшим на период выставления лесного участка на аукцион, считая, что ответчик незаконно даёт ей отрицательные заключения, требуя приведение проекта освоения лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом, утверждённым приказом министерства природных ресурсов Калужской области № 330-10 от 08.07.2010.

Вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 21 апреля 2014 года Журихиной В.В. в иске отказано.

В суде апелляционной инстанции истица пояснила, что после 21 апреля 2014 года не предоставляла в экспертную комиссию проект освоения лесов для дачи заключения.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом ГУ «Боровское лесничество», утверждённым приказом министерства природных ресурсов Калужской области № 418-08/06 от 30.12.2008, размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений в лесном фонде Боровского лесничества допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии – на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

Согласно п. 2.8.1 лесохозяйственного регламента ГУ «Боровское лесничество», утверждённого приказом министерства природных ресурсов Калужской области № 330-10 от 08.07.2010 (в соответствии с которым признан утратившим силу приказ министерства природных ресурсов Калужской области № 418-08/06 от 30.12.2008 «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств»), при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.). Если в проекте освоения лесов определены зоны, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений (часть 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации). В связи с большой рекреационной нагрузкой в квартале 52 Балабановского участкового лесничества возведение временных построек запрещено. Допускается лишь организация дорожно-тропиночной сети и возведение малых архитектурных форм (беседки площадью до 12 кв.м, скамьи, урны).

Из дела также видно, что истица 06.02.2015 обратилась в министерство лесного хозяйства Калужской области с просьбой заключить на основании п. 4 ст. 614 ГК Российской Федерации дополнительное соглашение к договору аренды № 52 об уменьшении годовой арендной платы, сославшись на то, что условия пользования, предусмотренные договором аренды, существенно ухудшились, поскольку истице до настоящего времени не выдана положительная экспертиза на проект освоения, так как министерство требует включение в проект иных условий для пользования по сравнению с условиями, на которых участок выставлялся на аукцион и заключался договор аренды, а именно лесохозяйственным регламентом, действовавшим на период выставления лесного участка на аукцион, в лесном фонде Боровского лесничества допускалось размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, однако в него внесены изменения, в соответствии с которыми возведение временных построек запрещено, допускается лишь организация дорожно-тропиночной сети и возведение малых архитектурных форм.

24 февраля 2015 года ответчиком истице было отказано в уменьшении арендной платы в соответствии с ч. 2 ст. 74 Лесного кодекса Российской Федерации (л.д. 50).

Согласно части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 № 442-ФЗ), то есть, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора.

Из приведенных норм права следует, что Лесным кодексом Российской Федерации был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.

В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 № 250-ФЗ редакция части 2 статьи 74 Лесного кодекса была изменена, указанная норма в настоящей редакции содержит положения, которые предусматривают случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.

При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 № 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.

Кроме того, в обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что арендодатель допустил ошибки при расчёте арендной платы в размере 25489,18 руб. в год, считая, что арендная плата в год за её участок площадью 0,20 га должна составлять 8056 рублей в федеральный бюджет, при этом основания для платежей в бюджет субъекта Российской Федерации в договоре аренды не указаны. В силу п. 3 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации и п. 4 ст. 614 ГК Российской Федерации просила обязать ответчика составить дополнительное соглашение об уменьшении арендной платы в федеральный бюджет на 75%, что составит сумму годового платежа в федеральный бюджет – 2014 рублей, сославшись на то, что в силу обстоятельств, за которые она не отвечает, условия пользования участком, предусмотренные договором аренды, существенно ухудшились.

В соответствии с пунктом 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 настоящей статьи, договор аренды лесного участка заключается с единственным участником аукциона по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), а начальная цена единицы аукциона формируется на основе минимального размера платы устанавливаемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.

При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (часть 2).

При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (часть 3).

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

Несмотря на то, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды должна быть равна минимальному размеру арендной платы, установленному статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской извещение о проведении аукциона должно содержать сведения: о начальной цене предмета аукциона (начальном размере арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины), определяемой в соответствии со статьями 73 и 76 Лесного кодекса Российской Федерации, но не ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Таким образом, законодательством предусмотрено, что размер арендной платы за пользование лесным участком устанавливается на аукционе.

На аукционе был установлен годовой размер платы за выставленные на аукцион лесные участки, в том числе за участок – квартал № 52, выдела № 15, 43 площадью 0,20 га - в размере 25489,18 руб., что подтверждается протоколом аукциона (л.д. 49), и истица согласилась с размером арендной платы.

Учитывая изложенное, суд обоснованно не нашел оснований для удовлетворения искового заявления.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Журихиной В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи