Калининградский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Калининградский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья: Епимахина И.А. Дело № 33-2952/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» июля 2012 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Костикова С.И.
судей Ганцевича С.В., Струковой А.А.
при секретаре Наливайко О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе комитета социальной поддержки населения администрации городского округа «Город Калининград» на решение Центрального районного суда г.Калининграда от 5 мая 2012 года, которым заявление ФИО1 об оспаривании пункта 8 постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 5 марта 2012 года № «Об отказе в постановке на учет граждан в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно» удовлетворено: признано незаконным указанное постановление в оспариваемой части и администрация городского округа «Город Калининград» обязана устранить в полном объеме нарушенные права и свободы заявителя.
Заслушав доклад судьи Струковой А.А., объяснения представителя администрации городского округа «Город Калининград» и комитета социальной поддержки населения администрации городского округа «Город Калининград» - ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, возражения ФИО1 и ее представителя ФИО3, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пунктом 8 постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 5 марта 2012 года № «Об отказе в постановке на учет граждан в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно» отказано ФИО1 в постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно на основании п. 3 ч. 7 ст. 16.2 Закона Калининградской области № 105 от 21 декабря 2006 года «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» (в редакции Закона области № 45 от 3 ноября 2011 года).
ФИО1 обратилась в суд 5 апреля 2012 года с заявлением об оспаривании названного решения органа местного самоуправления, ссылаясь на то, что она имеет троих детей (сын А., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, студент очной формы АНО « техникум»; сын Б., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения; дочь В., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения). Поскольку ее семья является многодетной, она обратилась 21 февраля 2012 года в администрацию городского округа «Город Калининград» по месту жительства семьи с заявлением о постановке на учет граждан в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, представив документы, перечисленные в ч. 5 ст. 16 Закона Калининградской области № 105 от 21 декабря 2006 года «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» (в редакции Закона области № 45 от 3 ноября 2011 года). Однако пунктом 8 постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 5 марта 2012 года № в постановке на такой учет отказано по тем основаниям, что ФИО1 не имеет права на получение земельного участка в льготном порядке. Заявитель полагает незаконным и нарушающим права ее многодетной семьи отказ в постановке на учет граждан в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, поскольку как в федеральном, так и в региональном законодательстве (п. 2 ст. 28 ЗК РФ, ст.ст. 16-16.2 Закона Калининградской области № 105 от 21 декабря 2006 года в редакции Закона области № 45 от 3 ноября 2011 года) не установлено ограничительное условие о несовершеннолетнем возрасте всех детей.
Судом вынесено решение, изложенное выше.
В апелляционной жалобе комитет социальной поддержки населения администрации городского округа «Город Калининград» просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1, ссылаясь на неверное толкование судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований вследствие неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что вышеназванным Законом Калининградской области не установлено ограничительное условие о несовершеннолетнем возрасте всех детей в составе многодетной семьи, принятие Закона области № 45 от 3 ноября 2011 года направлено на улучшение жилищных условий многодетных семей, в связи с чем достижение совершеннолетия ребенком (детьми) в многодетной семье не может быть признано законным основанием к отказу в постановке на учет в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства.
С такими суждениями коллегия не может согласиться.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ (в редакции вступившего в силу 17 июня 2011 года Федерального закона № 138-ФЗ от 14 июня 2011 года) граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
На основании приведенной нормы федерального закона соответствующее правовое регулирование на территории Калининградской области установлено Законом Калининградской области от 3 ноября 2011 года № 45 «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области».
Применительно к абзацу 2 пункта 2 ст. 28 ЗК РФ круг лиц, имеющих право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, определен в пункте 1 ст. 16.1 названного Закона области и включает в себя граждан, имеющих трех и более детей (многодетные граждане).
Порядок учета многодетных граждан в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов регламентирован в статье 16.2 Закона области, согласно которой ведение такого учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства многодетных гражданин, обладающих соответствующим правом, на основании поданных заявлений (п.п. 1, 3); к заявлению о постановке на учет заявитель прилагает копии документов, подтверждающих право заявителя на предоставление земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, в том числе свидетельства о рождении каждого из детей многодетной семьи (п. 4); основанием для отказа в постановке на учет многодетных граждан является одно из условий, указанных в п. 7 настоящей статьи, в том числе, если с заявлением обратилось лицо, не имеющее права на получение земельного участка в порядке, предусмотренном настоящей статьей (п.п. 3 п. 7).
Таким образом, в приведенных нормах Закона области действительно отсутствует указание на возраст ребенка в составе многодетной семьи для целей льготного предоставления земельного участка.
В то же время, само по себе это обстоятельство, по мнению судебной коллегии, не означает, что возраст детей не ограничен применительно к спорным правоотношениям.
В соответствии с Декларацией прав ребенка от 20 ноября 1959 года, предусматривающей, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, являющаяся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, обязывает государства-участники обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия (пункт 2 статьи 3).
В названных международных правовых актах возраст ребенка не установлен и определены лишь основные критерии лица, подлежащего в соответствии с названными Декларацией и Конвенцией особой государственной защите, - физическая и умственная незрелость.
Из общих норм действующего законодательства Российской Федерации следует, что ребенком является лицо, не достигшее возраста 18 лет (ст. 54 Семейного кодекса РФ, ст. 1 Федерального закона № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
При этом в Российской Федерации особенности понятия «ребенок» могут определяться в зависимости от целей правового регулирования в различных отраслях права.
Федеральным и региональным земельным законодательством не раскрывается понятие «ребенок, дети» как участника земельных отношений (ст. 5 ЗК РФ, ст. 1 Закона Калининградской области № 105 от 21 декабря 2006 года «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области»).
По мнению заявителя, толкование примененного законодателем Калининградской области в Законе области № 45 от 3 ноября 2011 года понятия «дети» возможно по аналогии с положениями гражданского и жилищного законодательства (ст.ст. 288, 292 ГК РФ, ст. 31 ЖК РФ), которыми не установлено ограничительное условие о возрасте ребенка.
В то же время, гражданское и жилищное законодательство основываются на признании равенства участников регулируемых ими отношений, свободы договора, а также свободы в установлении и реализации гражданами своих жилищных прав (ст. 1 ГК РФ, ст. 1 ЖК РФ).
В отличие от этих основных начал гражданского и жилищного законодательства при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли (п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
С учетом изложенного к правоотношениям в связи с предоставлением земельных участков из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аналогия норм гражданского и жилищного законодательства не применима.
Применение по аналогии закона положений п. 4 ст. 218 Налогового кодекса о том, что налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и в случае прохождения ребенком обучения по очной форме обучения – до достижения 24 лет (как об этом ставит вопрос заявитель), также невозможно.
В тех отраслях права, где применяется принцип государственного регулирования, указание на установление каких-либо исключений из общих правил, регулирующих правоотношения с участием и (или) по поводу ребенка после достижения им 18-летнего возраста, содержится в специальных нормах (например, п. 4 ст. 218 Налогового кодекса РФ, п.п. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17 декабря 2011 года).
Принимая во внимание, что законодателем Калининградской области при установлении круга лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков в соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ и ст. 16.1 названного Закона области, не установлены какие-либо исключения из общих норм о том, что ребенком является не достигшее 18-летнего возраста лицо, для ведения учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков в собственность бесплатно без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов детьми признаются только граждане, не достигшие 18 лет, независимо от прохождения ими обучения после их совершеннолетия.
Ссылки заявителя на то, что в проекте Закона области «О внесении изменений в Закон Калининградской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области» первоначально содержалось указание на то, что «многодетной семьей признается семья, в составе которой трое и более детей…, не достигших восемнадцатилетнего возраста», сами по себе не свидетельствуют, по мнению коллегии, об изменении усмотрения законодателя Калининградской области при определении льготной категории граждан с включением в состав многодетной семьи для целей бесплатного предоставления земельного участка всех детей независимо от их возраста.
Так, в сети Интернет было размещено официальные разъяснения Калининградской областной Думы в лице ее председателя по запросу КРОО «Ассоциация многодетных матерей» ряда норм названного Закона области, согласно которым для ведения органами местного самоуправления учета многодетных семей детьми признаются только граждане, не достигшие на момент постановки на учет 18-летнего возраста.
При таких обстоятельствах коллегия полагает, что суд первой инстанции, неверно истолковав нормы материального права, пришел к ошибочному выводу о неправомерности отказа администрации городского округа «Город Калининграда в постановке ФИО1 на учет многодетных семей в целях предоставления в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, вследствие чего решение об удовлетворении заявления ФИО1 не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Калининграда от 5 мая 2012 года отменить и вынести новое решение, которым в удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании пункта 8 постановления администрации городского округа «Город Калининград» от 5 марта 2012 года № «Об отказе в постановке на учет граждан в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно» - отказать.
Председательствующий
Судьи