ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-295/2022 от 04.02.2022 Верховного Суда Республики Адыгея (Республика Адыгея)

Судья Зубович С.С. дело № 33-295/2022

(№ дела в суде первой инстанции 2-539/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

04 февраля 2022 года город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Хапачевой Р.А.,

судей: Шишева Б.А. и Аутлева Ш.В.,

при ведении протокола судебного заседания по поручению председательствующего помощником судьи Никитиной А.В.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО6 на решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

исковое заявление <адрес> Республики Адыгея в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» о понуждении к принятию решения о создании учебного пункта, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>», выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по устранению нарушений по предоставлению прокуратуры <адрес> Республики Адыгея от 24.12.2019 .

Обязать администрацию МО «<адрес>» создать учебный пункт подготовки граждан, достигших 16-летнего возраста, не обучающихся в образовательных организациях и не работающих в организациях, по основам военной службы.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., объяснения представителя администрации МО «<адрес>» - ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения помощника прокурора Республики Адыгея ФИО3 и представителя третьего лица Военного комиссариата <адрес>ФИО5, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

<адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о понуждении к принятию решения о создании учебного пункта. В обоснование своих требований указал, что по результатам проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства о воинской обязанности и военно-патриотическом воспитании молодежи выявлены нарушения закона. А именно на территории МО «<адрес>» не создан учебный пункт по основам военной службы для обучения и подготовки граждан, достигших 16-летнего возраста, не обучающихся в образовательных организациях и не работающих в организациях.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) в адрес главы МО «<адрес>» вынесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения не устранены.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «<адрес>», выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по устранению нарушений по представлению прокуратуры <адрес> Республики Адыгея от 24.12.2019 . Обязать администрацию МО «<адрес>» создать учебный пункт подготовки граждан, достигших 16-летнего возраста, не обучающихся в образовательных организациях и не работающих в организациях, по основам военной службы.

Решением Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Глава МО «<адрес>» ФИО6 просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что функционирование учебных пунктов возможно и должно обеспечиваться финансированием из федерального бюджета в виде компенсации понесенных образовательной организацией расходов, но в рамках Бюджетного кодекса РФ. В действующей нормативной правовой базе Республики Адыгея отсутствуют обоснования бюджетных ассигнований для расходования средств местных бюджетов на создание учебных пунктов при образовательных организациях. Отсутствие в соответствующих бюджетах бюджетных ассигнований на компенсацию расходов на создание и функционирование учебного пункта на базе муниципальной общеобразовательной организации делает невозможным в настоящее время создание учебного пункта.

В письменных возражениях прокурор <адрес> указывает на законность решения, просит оставить его без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения органами местного самоуправления администрацией МО «<адрес>» законодательства о воинской обязанности и военно-патриотическом воспитании молодежи выявлены нарушения закона (л.д. 9-12).

По результатам проведенной прокуратурой района проверки в адрес администрации МО «<адрес>» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службе (л.д. 7-9).

Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.199 №1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации» суд первой инстанции исходил из того, что мер к устранению выявленных нарушений по настоящее время не принято, ввиду чего усмотрел правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам полагает изложенные выводы судебных инстанций обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке доказательств по делу.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (часть 1). Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" гарантированы общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

В силу статьи 12 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны.

Согласно статье 11 этого же Закона обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

военно-патриотическое воспитание;

подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

медицинское освидетельствование;

Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 года №1441, граждане мужского пола получают начальные знания в области обороны в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны Российской Федерации.

Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах. С гражданами женского пола отдельно от граждан мужского пола проводятся занятия по углубленному изучению основ медицинских знаний (пункты 5, 16 данного Положения).

Приказом Министра обороны Российской Федерации №96, Министерства образования и науки Российской Федерации №134 от 24.02.2010 года утверждена Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

Согласно пункту 13 Инструкции обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности".

В п. 14 Инструкции предусмотрено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

В силу абзаца 9 пункта 23 Стандарта финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного основного общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных (частных) образовательных учреждениях и организациях на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию для обучающегося основной образовательной программы в пределах Стандарта.

Как следует из материалов проведенной прокурорской проверки исполнения законодательства о воинской обязанности учебный пункт для обучения и подготовки граждан, достигших 16-летнего возраста, не обучающихся в образовательных организациях и не работающих в организациях не создан.

По мнению судебной коллегии, принимая во внимание, что доказательств устранения допущенных нарушений, выявленных в ходе проверки прокуратуры не представлено, имеются законные основания для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия полагает несостоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика в виду следующего.

По информации Военного комиссариата Красногвардейского и <адрес>ов Республики Адыгея на территории <адрес> в настоящее время проживает 66 граждан, достигших 16-ти летнего возраста и не прошедших подготовку по основам военной службы.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 53-Ф3 граждане мужского пола, достигшие возраста 16 лет, работающие в организациях и не прошедшие подготовку по основам военной службы в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования привлекаются к занятиям по основам военной службы в учебных пунктах, создаваемых в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В учебных пунктах подготовку по основам военной службы проходят по направлению военных комиссариатов граждане, достигшие 16-летнего возраста, не обучающиеся в образовательных организациях и не работающие в организациях.

Учебные пункты создаются по решению главы органа местного самоуправления на базе одной организации, насчитывающей не менее 20 граждан, подлежащих призыву на военную службу и не прошедших подготовку по основам военной службы, или нескольких организаций (объединенные районные или городские учебные пункты).

В соответствии с положениями пунктов 19, 20, 21 Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной приказом Минобороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134, граждане, достигшие 16- летнего возраста, не обучающиеся в образовательных учреждениях, не прошедшие подготовку по основам военной службы, получают начальные знания в области обороны и проходят подготовку по основам военной службы в учебных пунктах, которые создаются при образовательных учреждениях.

Учебные пункты создаются в муниципальных образованиях, в которых проживает двадцать и более граждан, подлежащих призыву на военную службу, не прошедших подготовку по основам военной службы. Если в муниципальном образовании проживает менее двадцати граждан, подлежащих призыву на военную службу, не получивших начальные знания в области обороны и не прошедших подготовку по основам военной службы, создаются объединенные учебные пункты для обучения и подготовки граждан из нескольких муниципальных образований.

Учебные пункты создаются по решению главы органа местного самоуправления, в котором указываются: перечень учебных пунктов, порядок их создания, время начала и окончания подготовки граждан по основам военной службы, порядок организации учебного процесса; порядок финансирования учебного пункта и другое.

Отсутствие на территории <адрес> должной организации подготовки по основам военной службы влекут нарушение конституционного принципа юридического равенства для граждан, достигших 16-летнего возраста, не обучающихся в образовательных организациях и не работающих в организациях, на получение образования в области начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретения навыков в области гражданской обороны.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы истцов не могут служить основанием для отмены решения районного суда, так как сводятся к субъективному несогласию с выводами суда первой инстанции, основаны на неправильном понимании норм материального права и не содержат обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Оснований для отмены верного по существу решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Красногвардейского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы муниципального образования «<адрес>» ФИО6 – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий Р.А. Хапачева

Судьи Б.А. Шишев

ФИО1