ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3-1427/2021 от 10.03.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 33-3-1427/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь 10 марта 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Меньшова С.В.,

судей Калоевой З.А., Ковалевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Марченко Р.А. об изменении порядка исполнения апелляционного определения от 05 марта 2019года по гражданскому делу по иску Атасяна Н.С., действующего в интересах своих несовершеннолетних детей Атасян А.Н. и Атасяна С.Н., а также Атасян А.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Оганесяна А.А. к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата,

заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,

УСТАНОВИЛА:

решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 01июня 2018 года заявленные исковые требования удовлетворены частично. За Атасяном С.Н. признано право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи Атасяна С.Н. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшими 25-28 мая 2017 года в станице Александрийской Георгиевского района Ставропольского края, исходя из занимаемой общей площади 66,1 кв.м. в принадлежащем Атасяну С.Н. на праве собственности жилом доме. На администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края возложена обязанность включить Атасяна С.Н. в составе семьи Атасяна С.Н. в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшими 25-28 мая 2017 года в станице Александрийской Георгиевского района Ставропольского края, являющейся чрезвычайной ситуацией федерального характера, исходя из занимаемой общей площади 66,1кв.м. в принадлежащем Атасяну С.Н. на праве собственности жилом доме. Этим же решением отказано Атасяну Н.С., действующему в интересах несовершеннолетнего ребёнка Атасян А.Н., а также Атасян А.С., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Оганесяна А.А., в удовлетворении исковых требований к администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата.

Апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 05 марта 2019 года решение Георгиевского городского суда Ставропольского края от 01июня 2018 года в части отказа в удовлетворении исковых требований АтасянН.С., действующего в интересах несовершеннолетнего ребёнка АтасянА.Н. о признании права на получение государственного жилищного сертификата и включение в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, на получение государственного жилищного сертификата, - отменено. Принято в отменённой части новое решение, которым указанные исковые требования удовлетворены. Признано за Атасян А.Н. право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи Атасяна С.Н. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшими 25-28 мая 2017 года в станице Александрийской Георгиевского района Ставропольского края, исходя из занимаемой общей площади 66,1 кв.м. в принадлежащем Атасяну С.Н. на праве собственности жилом доме. Возложена на администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края обязанность включить Атасян А.Н. в составе семьи Атасяна С.Н. в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в результате чрезвычайной ситуации, вызванной выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Георгиевского района Ставропольского края, произошедшими 25-28 мая 2017 года в станице Александрийской Георгиевского района Ставропольского края, являющейся чрезвычайной ситуацией федерального характера, исходя из занимаемой общей площади 66,1кв.м. в принадлежащем Атасяну С.Н. на праве собственности жилом доме.

В остальной части это же решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца Атасян Н.С. удовлетворена, апелляционная жалоба ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края оставлена без удовлетворения.

06 ноября 2020 года в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда поступило заявление министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Марченко Р.А. в котором он просил изменить способ и порядок исполнения Апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05 марта 2019 года в части признания за Атасян А.Н. 22августа 2015 года рождения в составе семьи Атасяна С.Н. 15 января 1956года рождения права на получение государственного жилищного сертификата на право на получение выплаты за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края взамен утраченного помещения, расположенного по адресу: <адрес> результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского способом и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п.

В обоснование указал, что исполнить апелляционное определение от 05марта 2019 года возможно лишь способом и в порядке предоставления выплат за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края, утверждённом постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 указанного кодекса.

Согласно части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 37 Федерального закона от -2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), предусматривающей право взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Из содержания указанных правовых норм в их системном толковании следует, что лицо, обращающееся с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда, обязано доказать наличие по делу обстоятельств, исключающих или затрудняющих возможность исполнения судебного акта либо существенно влияющих на результат его исполнения.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, а также при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

Право на обращение в орган исполнительной власти с просьбой о предоставлении жилья, которого гражданин лишился в результате чрезвычайных ситуаций, возникает после получения государственного жилищного сертификата.

Вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05 марта 2019 года, на администрацию Георгиевского городского округа Ставропольской края возложена обязанность по включению Атасян А.Н. в составе семьи Атасяна С.Н. в список на получение государственного жилищного сертификата вследствие наступления вышеуказанной чрезвычайной ситуации.

За Атасян А.Н. признано право на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи Атасяна С.Н.

С 01 января 2020 года государственные жилищные сертификаты не выдаются что подтверждено письмом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 января 2020 года № 43-456-5.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019года № 1327, утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.

Согласно пункту 15 Правил порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта поврежденных жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020года № 520-п в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 № 1327 разработан соответствующий Порядок и условия предоставления выплат за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края (далее - Порядок)

Так, в соответствии с пунктами 6, 7 Порядка, размер выплаты, предоставляемой пострадавшим гражданам, рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв.м. для одиноко проживающих пострадавших граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек и по 18кв.м. - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения, что соответствует расчётам площади утраченного жилого помещения при предоставлении мер социальной поддержки в виде государственных жилищных сертификатов.

Выплата предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В соответствии с пунктами 20, 27 Порядка, министерство осуществляет перечисление выплаты на целевой блокированный банковский счёт, перечисление денежных средств продавцу осуществляется после предоставления министерству договора купли-продажи жилого помещения либо доли в праве общей долевой собственности, прошедшего государственную регистрацию в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, что также аналогично порядку предоставления мер социальной поддержки в виде государственных жилищных сертификатов.

Таким образом, исполнить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского края от 05 марта 2019 года возможно лишь способом и в порядке предоставления выплат за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края, утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п, а потому заявление об изменении способа и порядка исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам от 05 марта 2019 года подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 203, 203.1., 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

удовлетворить заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Изменить способ и порядок исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05марта 2019 года в части признания за Атасян А.Н. 22 августа 2015 года рождения в составе семьи Атасяна С.Н. 15 января 1956 года рождения права на получение государственного жилищного сертификата из расчёта общей площади жилого помещения на право на получение выплаты за счёт средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, на приобретение или строительство жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера федерального или межрегионального характера, произошедшей на территории Ставропольского края взамен утраченного помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> в результате чрезвычайной ситуации - паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, способом и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, постановлением Правительства Ставропольского края от 18 сентября 2020 года № 520-п.

Председательствующий

Судьи