ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3042 от 21.03.2012 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

                                                                                    Кемеровский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Кемеровский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья: Мартынова Н.В.

Докладчик: Чёрная Е.А. Дело № 33-3042

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«21» марта 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда

в составе судей: Емельянова А.Ф., Жуленко Н.Л. и Чёрной Е.А.

с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.

при секретаре: Черновой М.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Чёрной Е.А. дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «Объединенная Угольная Компания «Южкузбассуголь», Данильчук О.Ф.

на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 20 декабря 2011 года по делу по иску Прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Куйбышевского района г. Новокузнецка обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ответчику ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» о понуждении к совершению действий.

Требования мотивировал тем, что прокуратурой Куйбышевского района г. Новокузнецка проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в ходе которой установлены грубые нарушения требований федерального законодательства в деятельности ответчика.

Так, в соответствии с п.9 ч.1 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации разрабатываются в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», а также в соответствии с рекомендациями, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 года № 967-р. Правила внутреннего контроля организации подлежат согласованию с Государственными инспекциями пробирного надзора РФ пробирной палаты при Министерстве Финансов РФ.

В силу п. 1.8 Приказа Минфина РФ организации обязаны встать на специальный учет в соответствующей Государственной инспекции пробирного надзора.

На основании п. 1.3 Инструкции установленный порядок должны соблюдать все юридические лица, независимо от форм собственности, осуществляющие свою деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, а также использующие изделия, содержащие драгоценные металлы и камни.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие ОКВЭД» оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами имеет код ОКВЭД 51.52.23.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.05.2011 года ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» занимается, в том числе, оптовой торговлей золотом и другими драгоценными металлами (код ОКВЭД 51.52.23).

В нарушение требований закона в ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» отсутствуют разработанные, утвержденные и согласованные в установленном порядке правила внутреннего контроля, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Кроме того, ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» не встало на учет в Государственной инспекции пробирного надзора.

09.06.2011 года прокурором Куйбышевского района г. Новокузнецка вынесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, однако до настоящего времени нарушения продолжают иметь место, меры по устранению нарушений ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» не приняты.

Указанное нарушение недопустимо, поскольку препятствует деятельности государства, нарушает интересы общества и государства.

Просит обязать ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» разработать Правила внутреннего контроля и программы их осуществления на основании Постановления Правительства РФ «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003 года № 6, Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2010 года № 967-р, обязать ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, обязать ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» встать на специальный учет в Западно - Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора, установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до 01.10.2011 года.

Определением суда от 30.08.2011 года производство по делу в части обязания ответчика встать на специальный учет в Западно - Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора, прекращено в связи с принятием отказа истца от данного иска.

С учетом уточнения ранее заявленных исковых требований, просил обязать ответчика разработать Правила контроля и программы их осуществления на основании Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003 г. № 6, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 967-р, назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение Правил внутреннего контроля и реализации программ их осуществления. Обязать ответчика совершить указанные действия в срок до 31.03.2012 года.

Представитель ответчика ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» в судебном заседании исковые требования не признал.

Представитель 3-го лица - Западно-Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора считает иск подлежащим удовлетворению.

Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.12.2011 года постановлено:

Обязать ОАО «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» в срок до 31.03.2012 г. разработать Правила внутреннего контроля и программы их осуществления в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» от 08.01.2003 г. № 6, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2010 г. № 967-р, назначить специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение Правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «Объединенная Угольная Компания «Южкузбассуголь», Данильчук О.Ф., действующий на основании доверенности за № Д-7-527 от 28.10.2011 года, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.

Указывает, что совокупность таких документов как Устав ОАО «ОУК «ЮКУ», выписка из ЕГРЮЛ, карта постановки на специальный учет позволила суду сделать вывод о том, что в соответствии со ст. 5 ФЗ от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ответчик является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности, скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Данные выводы суда не основаны на нормах действующего законодательства, а именно противоречат п. 2 ст. 12 ФЗ «Об акционерных обществах», п. 3 ст. 49 ГК РФ, п. 18 Постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленуму ВАС РФ № 8 от 01.07.1996г.

Кроме того, наличие кода ОКВЭД (51.53.23 - оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами) в ЕГРЮЛ само по себе не порождает возникновение гражданско-правовых или административных обязательств в отношении ответчика.

Письмом ФНС РФ от 05.10.2006г. № ШТ-6-09/986@ на юридических лиц возложена обязанность представлять для государственной регистрации документы, в которых указываются коды по ОКВЭД основных и иных предполагаемых уставных видов деятельности. Судом не была дана надлежащая оценка данного документа, не указано, в соответствии с каким нормативным документом наличие кода ОКВЭБ в Едином государственном реестре юридических лиц обязывает юридическое лицо осуществлять этот вид деятельности.

Исходя из смысла ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в частности, статья 3), операции с денежными средствами или иным имуществом это всегда действия. Указывая в Решении на осуществление ответчиком деятельности по скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, т.е. операций подлежащих внутреннему контролю в соответствии с Законом, ни суд, ни истец в исковом заявлении не указали, какие конкретно операции осуществлял ответчик - были ли заключены договоры купли-продажи, поставки драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий их них и лома таких изделий.

Федеральная служба по финансовому мониторингу в Информационном письме от 26.03.2010г. «Типовые вопросы по применению некоторых норм Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» разъяснила, что операциями с денежными средствами и иным имуществом, признаются действия физических и юридических лиц, в частности, сделки по купли-продажи (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки).

То обстоятельство, что ответчик поставлен на специальный учет в Западно-Сибирской ГИПН, не является доказательством осуществления им операций с денежными средствами или иным имуществом. Как указано в статьях 5, 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001г. № 115-ФЗ, разрабатывать Правила внутреннего контроля и программы их осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (внутренний контроль) должны организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности, скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных каменей, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Таким образом, ответчик не осуществляет скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, т.е. те операции, которые подлежат контролю в соответствии с Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Суд в своем решении не указал, почему возможность ответчика заниматься оптовой торговлей золотом и иными драгоценными металлами приравнивается к действиям по скупке, купли-продажи драгоценных металлов. Истец, в свою очередь также не предоставил доказательства осуществления ответчиком такого рода деятельности.

На апелляционную жалобу старшим помощником прокурора Куйбышевского района г. Новокузнецка Кемеровской области, Стачёвой О.А. принесены возражения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ОАО «Объединенная Угольная Компания «Южкузбассуголь», Данильчук О.Ф. поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просил отменить решение суда первой инстанции, жалобу - удовлетворить. Так же пояснил, что внеочередным собранием акционеров были внесены изменения в Устав, код ОКВЭД №51.53.23 - оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами, исключен из основных видов деятельности ОАО ОУК ЮКУ.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, извещены надлежащим образом, что дает суду право рассмотреть дело в их отсутствии в соответствии со ст. 167 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения, заслушав участников процесса, заключение прокурора Бесхлебной Г.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, проверив в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований к отмене вынесенного решения.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в частности, относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

На основании п.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 г. N 6 установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца:

для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке;

для иных организаций - со дня вступления в силу Постановления N 6.

В соответствии с п.2 Постановления N 6 правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

В соответствии с «Положением о согласовании правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий", утвержденным Приказом Минфина России от 21 июня 2005 года N 77н, предусмотрено согласование государственными инспекциями пробирного надзора правил внутреннего контроля организаций, состоящих на специальном учете в государственных инспекциях пробирного надзора.

При осуществлении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней организации проводят операции по реализации (купле-продаже) указанных ценностей.

Таким образом, согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" под действие этого закона подпадают организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Как видно из дела, согласно п.3.2 Устава ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» одним из основных видов деятельности указана оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (л.д.14). В едином государственном реестре юридических лиц зарегистрирован данный вид деятельности ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» - оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (л.д.26).

По сообщению Западно-Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора, ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», поставленное на специальный учет в 2008 года в Западно-Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора (свидетельство о постановке на специальный учет от 15.04.2008 года № 0080002993 со сроком действия до 15.04.2013 года) как организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, не представило на согласование в надзорный орган Правила внутреннего контроля организации (л.д.48-49).

При таких обстоятельствах, учитывая положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда о том, что ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» обязано разрабатывать правила внутреннего контроля, как организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Вышеуказанный вид деятельности ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» является одним из основных его видов деятельности, данное общество состоит на специальном учете в Западно-Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора как организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а пункт 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 г. N 6 устанавливает, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу Постановления N 6.

Доводы апеллянта о необоснованности требований прокурора при отсутствии доказательств фактического осуществления оптовой торговли золотом и другими драгоценными металлами, нельзя признать обоснованными, они были предметом судебного разбирательства, направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, которым суд в их совокупности дал надлежащую оценку.

Представленные в суд апелляционной инстанции изменения в Устав ОАО «ОУК «Южкузбассуголь», свидетельство о внесении изменений записи в ЕГРЮЛ от 12.01.2012 г., выписка из ЕГРЮЛ от 06.02.2012 г. не являются основаниями к отмене вынесенного решения суда от 20.12.2011 г., поскольку не опровергают его выводов, изменения в Устав и исключение кода ОКВЭД (51.53.23 - оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами) внесены после постановления оспариваемого решения. В суде первой инстанции представитель ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» не представлял данных доказательств, не заявлял ходатайства об отложении дела в связи с предстоящими изменениями в учредительные документы.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.12.2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Объединенная Угольная Компания «Южкузбассуголь» - без удовлетворения.

Судьи : А.Ф. Емельянов

Н.Л. Жуленко

Е.А. Чёрная