ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3044 от 15.03.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 марта 2012 года г. Уфа

Дело №33-3044

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

Председательствующего: Л.Л. Таратановой

Судей: Г.Р. Фархутдиновой Г.Р.

Ф.Ф. Сафина

При секретаре: Ю.Б. Романовой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Файрушина Д.З.- Курбановой В.А. на решение Кировского районного суда г. Уфы от 12 декабря 2011 года, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований Файрушина Д. З. основанные на п.2.4.1.ст.54 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,ч.5 ст.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях» о признании за ним права на назначении пенсии за выслугу лет государственной службы и обязании министерства сельского хозяйства республики Башкортостан и управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе РБ назначить пенсию за выслугу государственной службы и взыскать сумму недополученной пенсии отказать.

Разъяснить Файрушину Д.З. о его праве обратиться в соответствующие органы с заявлением о включении в стаж государственной службы периодов работы с ... года по ... года в Республиканском объединении «Сельхозтехника».

Заслушав доклад председательствующей судьи Верховного суда РБ Таратановой Л.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Файрушин Д. 3. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству сельского хозяйства, Управлению Пенсионному Фонду РФ ГУ отделение по РБ в Кировском районе г. Уфы о признании права на назначение пенсии за выслугу лет государственной службы, об обязании Министерства сельского хозяйства Республики и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Уфимском районе Республики Башкортостан назначения пенсии за выслугу лет государственной пенсии и взыскании недополученной пенсии. В обоснование иска Файрушин Д.З. указал, что при увольнении с должности заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РБ- генерального директора ГУ СП «Башсельхозтехника», а именно: он устно обратился в Министерство сельского хозяйства РБ с просьбой об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы. Однако ему было отказано в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы. Далее в ноябре 2010 года он обратился в Пенсионный фонд РФ, ГУ -Управление в Уфимском районе отделение по РБ с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы. ... года за №... г. ему был дан ответ, согласно которого они сообщили, что: «Заявление о назначении пенсии, подается в орган государственной службы, в котором заявитель замещал государственную должность или его правопреемнику (копия ответа прилагается). 18.02.2011 года им было подано в Министерство сельского хозяйства РБ заявление об установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за выслугу лет государственной службы (копия заявления прилагается). Однако 15.03.2011 г. за 01-28-54-3 Министерство сельского хозяйства РБ дало ответ, согласно которого: периоды работы в Республиканском объединении «Сельхозтехника» Совета Министров Башкирской АССР (с 28.07.1969 г. по 16.01.1980 г.); в АООТ «Башсельхозтехника» (с 09.09.1996 г. по 30.06.1999 г.); в ГУ СП «Башсельхозтехника» (с 30.06.1999 г. по 02.10.2001 г.) не входят в стаж государственной службы». Считает данный отказ Министерства сельского хозяйства РБ незаконным и необоснованным. Поэтому просит признать за
ним право на назначение пенсии за выслугу лет государственной службы, обязать Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан и Управление Пенсионного Фонда РФ в Уфимском районе назначить Файрушину Дамиру Зуфаровичу пенсию за выслугу лет государственной службы и взыскать сумму недополученной пенсии.

Суд вынес приведенное выше решение.

В кассационной жалобе настаивается на удовлетворении заявленных требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Файрушина Д.З.- Курбанову В.А., представителя Администрации Президента РБ – Гадилова В.М., судебная коллегия полагает об оставлении решения суда без изменения, а кассационной жалобы- без удовлетворения.

Как установлено судом и подтверждено достаточными и достоверными доказательствами, собранными по делу, Файрушин Д.З. ... года
принят старшим инженером отдела по механизации животноводческих ферм и внедрению электроэнергии в сельскохозяйственное производство Республиканского объединения «Сельхозтехника» Совета М. Б., ... года переведен начальником этого же отдела, ... года переведен начальником управления по механизации животноводческих ферм и внедрению электроэнергии в сельскохозяйственное производство, ... года переведен начальником управления по механизации и техническому обслуживанию животноводческих ферм и средств электрофикации.

Указом Президиума Верховного Совета Б. №... от ... года
Республиканское объединение «Сельхозтехника» Совета М. Б.
А. преобразовано в Государственный комитет Б. по производственно- техническому обеспечению сельского хозяйства.

... года Файрушин Д.З. уволен в порядке перевода на работу в объединение «Башмежколхозкомбикорм».

... года в соответствии с выпиской из протокола заседания Кабинета М. Республики Башкортостан №... от ... года назначен заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан генеральным директором АООТ«Башсельхозтехника». ... года АООТ Башсельхозтехника» преобразовано в Государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие ГУСП «Башсельхозтехника» с продолжением трудовых отношений ч.1 ст.36 ТК РБ - зам.министра сельского хозяйства РБ -генеральный директор. 02.10 2001 года уволен с занимаемой должности в связи с избранием генеральным директором ОАО «Уфаагроснаб-2».

Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, исходил из того, что, по его мнению включению в трудовой стаж для назначений государственной пенсии подлежат период работы с ... года по ... года годы - время работы в Республиканском объединении «Сельхозтехника» Совета Министров БАССР и период с ... года по ... года - время работы заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан - генеральным директором АООТ «Башсельхозтехника».

Из письма министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан №... от ... года следует, что Файрушин Д.З. за периоды с ... года по ... года в штате Минсельхоза РБ не состоял и заработную плату из бюджета Республики Башкортостан, как государственный служащий, не получал. В силу ст.25 Закона Республики Башкортостан от ... года №ВС-
25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан», ст. 17
Федерального закона от ... года №79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» государственный служащий не вправе занимать оплачиваемую должность на предприятиях.

Согласно ст.2 Федерального закона от 26.12.1995 года № 208-ФЗ акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности субъектов Российской Федерации - это государственные должности, устанавливаемые Конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Согласно положению пункта 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования соответствующие полномочия федеральным законодателем возложены на субъекты Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан» должностями государственной гражданской службы Республики Башкортостан являются должности, устанавливаемые Президентом Республики Башкортостан в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность. Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан.

Для назначения пенсии за выслугу лет на государственной службе устанавливается минимальный стаж государственной службы для мужчин -12,5 лет, для женщин - 10 лет.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 166-ФЗ (в редакции федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 11.11.2003 N141-03, от 08.05.2004 N 34-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) федеральные государственные служащие при наличии имеют право на пенсию за выслугу лет, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) либо при достижении установленного законом возраста (ст.7).

То есть, для назначения пенсии за выслугу лет государственному служащему Республики Башкортостан необходимо минимальный стаж государственной службы: для мужчин - 12,5 лет, федеральному служащему - не менее 15 лет стажа государственной службы.

Указом Президента Республики Башкортостан от 05.01.1997 года № УП-1 был утвержден Единый республиканский реестр государственных должностей Республики Башкортостан. В данном реестре, как и в Реестре должностей государственной гражданской службы Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента РБ №УП-615 от 20.12.2006 года должность «генеральный директор АООТ «Башсельхозтехника» -заместитель министра сельхозтехника и продовольствия» отсутствует.

Из Протокола №3 от 05.12.1997г. Комиссии по вопросам государственной службы при Президенте Республики Башкортостан по соблюдению закона «О государственной службе Республики Башкортостан» Главного управления по работе с территориями и кадрами, отделом по работе с кадрами Администрации Президента РБ видно, что при исчислении стажа государственной службы, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска и назначение пенсии за выслугу лет не могут учитываться периоды трудовой деятельности в республиканском объединении «Сельхозтехника Совета Министров БАССР».

Из письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №4098-19 от 23.11.2011 года следует, что Всесоюзное объединение Совета Министров СССР по продаже колхозам и совхозам сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах-«Союзсельхозтехника» и республиканские объединение по продаже колхозам и совхозам сельскохозяйственной техники, запасных частей, минеральных удобрений и других материально-технических средств, организации ремонта и использования машин в колхозах и совхозах, в т.ч. Совмина РСФСР- «Россельхозтехника» были созданы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.02.1961 г.

При этом, как Всесоюзное объединение «Союзсельхозтехника», так и создаваемые объединения союзных республик действовали на правах государственного комитета Совмина СССР и государственных комитетов Совминов Союзных республик, а председатели этих объединений входили в состав Совета Министров СССР (ст.70 Конституции СССР) и Совета Министров РСФСР (ст.47 Конституции РСФСР) соответственно.

Согласно подпункта «г» пункта 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г.№ 1141, периоды работы в должностях руководителей, специалистов и служащих в объединениях «Союзсельхозтехника» и «Россельхозтехника» учитываются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим. Что касается республиканских (АССР) объединений «Сельхозтехника», то они были образованы в соответствии с постановлением Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1961 г. № 402 (далее - постановление № 402) и согласно пункту 4 этого постановления республиканские (АССР объединения имели двойное подчинение - Российскому объединению «Россельхозтехника» и соответствующим Советам Министров автономных республик. Организационно-правовой статус республиканских (АССР) объединений «Сельхозтехники», в отличие от ВО «Союзсельхозтехника» и ВО «Россельхозтехника», ни постановлением № 402, ни положением об этих объединениях, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 августа 1964 г. №963, определен не был. Однако, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 апреля 1969 г. республиканские (АССР) объединения «Сельхозтехника» стали органами непосредственно Совминов АССР.

Согласно статье 69 Конституции РСФСР председатель Республиканского объединения «Сельхозтехника» Совмина автономной республики был включен в состав Совмина автономной республики (как ранее были включены в состав Совминов СССР и РСФСР председатели ВО «Союзсельхозтехника» и ВО «Россельхозтехника»). Республиканские объединения «Сельхозтехника» Совмина автономной республики (не следует путать с Республиканскими объединениями «Сельхозтехника», находившимися до принятия постановления № 402 в подчинении Совмина автономной республики) являлись органами государственного управлении АССР, и, следовательно, периоды работы в должностях руководителей, специалистов и служащих в данных объединениях подлежат включению в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет Федеральных государственных служащих в соответствии с указанным выше подпунктом «г» пункта 17 Перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 г.   №1141.

Файрушин Д.З. с ... года по ... года работал именно в Республиканском объединении «Сельхозтехника» Совета Министров Башкирской АССР, т.е. на федеральном уровне, занимал должности, отнесенные к категориям руководителей, специалистов или служащих и данный период работы включается в упомянутый стаж государственной службы.

Периоды работы с ... года по ... года и с ... года по ... года не могут быть включены в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, поскольку не подпадают ни под одно из условий, установленных Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ... года №.... Непосредственно должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия он не замещал. На него были возложены обязанности, выполняемые по данной должности, в то время как значимым обстоятельством для включения в стаж государственной службы периодов работы является именно факт замещения должности, т.е. назначение на нее в установленном законодательством Российской Федерации, в т.ч. о государственной службе, порядке.

С ... года указанным лицам ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается в связи с введением в действие Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и назначением им пенсии за выслугу лег по условиям и нормам данного Закона. Соответственно порядок исчисления стажа государственной службы с ... года регулируется статьей 19 этого Закона и принятыми в целях ее реализации нормативными правовыми актами.

АООТ «Башсельхозтехника», а в последующем в ГУСХП «Башсельхозтехника» не входили в структуру органов исполнительной власти Республики Башкортостан, согласно Указу Президента Республики Башкортостан от ... года № УП-560 «О структуре республиканских органов исполнительной власти».

Суждение истца о том, что раз его назначение производилось Кабинетом Министров Республики Башкортостан, то данная должность относится к должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан ошибочно, поскольку такое назначение производилось собственником государственного имущества, закрепленного в качестве уставного капитала учреждаемого АООТ.

В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 13.10.1994 г. № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» (в редакции Закона РБ от 31.10.1996 г. № 51-з), действующим в тот период, государственная служба Республики Башкортостан осуществлялась только в органах представительной, исполнительной и судебной власти. В связи с этим, возложение на генерального директора АООТ «Башсельхозтехника» функций заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия не может быть расценено как замещение должности государственной службы Республики Башкортостан. Об этом также свидетельствует положение статьи 25 указанного Закона Республики Башкортостан, в соответствие с которой государственный служащий не вправе занимать другую оплачиваемую должность в государственных и муниципальных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для заявленных исковых требований.

Не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что период работы истца в Республиканском объединении «Сельхозтехника» Совета Министров БАССР подлежит включению в стаж государственной гражданской службы, так как указанный период работы истца не подлежит включению в стаж согласно Закону РБ от ... года №ВС-25/28 «О государственной службе РБ», а также Указам Президента РБ от ... года «УП-119 «ОБ утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет государственной службы» и от ... года №УП- 117 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа государственной службы РБ, в соответствии с которыми право на пенсию за выслугу лет имеют граждане, замещавшие государственные должности государственной службы РБ категории «А», «Б», «В» на ... года и позднее, а также имеющие на данный период стаж государственной службы ( для мужчин 12,5 лет, для женщин-10 лет).

Файрушин Д.З. непосредственно не исполнял полномочия заместителя министра сельского хозяйства Республики Башкортостан, он был назначен генеральным директором АООТ «Башсельхозтехника»  (с последующим преобразованием его в ГУСХП «Башсельхозтехника») с возложением на него функций заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия.

Не может быть признан состоятельной ссылка истца на письмо Минтруда РФ от ... года №...-ИК, поскольку Минтруд РФ вопросы назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Башкортостан не курирует, поскольку денежные средства на пенсионное содержание государственным гражданским служащим Республики Башкортостан выплачивается не из федерального бюджета, а из бюджета Республики Башкортостан.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает об оставлении решения суда без изменения, а кассационной жалобы- без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 ГПК РФ (действующей в редакции до 01.01.2012г.), судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кировского районного суда г. Уфы от 12 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Файрушина Д.З.- Курбановой В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий: Л.Л. Таратанова

Судьи: Г.Р. ФИО1

ФИО2