Судья Ратникова Г.В. Дело № 33-3163/12
Нижегородский областной суд
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Нижний Новгород
15 мая 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей Бушминой А.Е., Кручинина М.А.,
при секретаре Буциной И.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бушминой А.Е.
с участием представителя истца Ольнева О.Н.
представителя ответчика С. В.В.
дело по апелляционной жалобе Панченко О.Д.
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску Панченко Ольги Дмитриевны к Городской Думе г. Дзержинска об оспаривании нормативно-правового акта,
УСТАНОВИЛА:
Панченко О.Д. обратилась в суд с иском к Городской Думе г. Дзержинска об оспаривании нормативно-правового акта - Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области № 337 от 29.05.2008 г.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: ***. К ее земельному участку примыкает участок земли площадью 200 кв.м., который находится в ее фактическом владении и используется под огород. В феврале 2010 года истцом в межведомственную комиссию по инвестиционной политике и земельным отношениям было подано заявление о предоставлении ей данного участка в собственность за плату. 03.03.2010 года ее заявление было рассмотрено и согласована возможность предоставления участка в собственность за плату. 04.08.2011 года письмом № 2603/23 Администрации г. Дзержинска истице было отказано в предоставлении в собственность земельного участка. Отказ основан на статьях 8 и 9 Положения о порядке предоставления земельныхучастков для целей, не связанных со строительством, утвержденного 29.05.2008 г. постановлением Городской Думы г. Дзержинска № 337. По правилам, установленным пунктами 5-7 ст. 8 Положения предоставление земельного участка должно быть осуществлено на торгах. Истец считает, что Положение в части п. 6-8 ст. 8 и абз. 2 п. 7 ст. 9 не соответствует ст. 34 ЗК РФ, предусматривающий заявительный порядок предоставления гражданам участков, для целей не связанных со строительством, без проведения торгов, положение в оспариваемой части принято Городской Думой г. Дзержинска с превышением полномочий, установленных для органа местного самоуправления Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ, Положение в оспариваемой части принято Городской Думой г. Дзержинска с превышением полномочий, установленных для органа местного самоуправления законодательством, регулирующим приватизацию земли. Положение в оспариваемой части противоречит п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускающему отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков за исключением случаев, прямо указанных Кодексом.
С учетом изменения исковых требований истец просит признать Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденное Постановлением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области № 337 от 29.05.2008 г. в части статьи 8 и пункта 7 статьи 9 не соответствующим федеральному закону и не действующим с момента его принятия Городской Думой г. Дзержинска (л.д.112).
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2012 года в удовлетворении исковых требований Панченко О.Д. отказано.
Истец Панченко О.Д. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить. Указала, что оспариваемое Положение не соответствует ст.34 Земельного кодекса РФ, предусматривающего заявительный порядок предоставления гражданам участков, для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов. Буквальное содержание ст.34 ЗК РФ предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, и проведения торгов при этом не предусматривается. Предоставление земельного участка посредством проведения торгов изменяет порядок, установленный ст.34 ЗК РФ: предоставление земельного участка осуществляется не на основании заявления лица, а на основании протокола результатов торгов; отношения уполномоченного органа местного самоуправления по предоставлению земельного участка выстраиваются не с лицом, подавшим заявление, а лицом, предложившим наибольшую цену за земельный участок на торгах; отношения по формированию земельного участка, его кадастровому учету, порядку принятия решения о предоставлении участка, устанавливаются в отличном от определенного законом порядка. Положение в оспариваемой части принято Городской Думой г.Дзержинска с превышением полномочий, установленных для органа местного самоуправления Конституцией и Земельным кодексом РФ. В силу пункта «к» ст.72 Конституции РФ и п.1 ст.2 ЗК РФ земельное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Оспариваемая часть Положения превышает полномочия, установленные для органов местного самоуправления, вводит иной отличный от установленного ст.34 ЗК РФ порядок предоставления земельного участка – путем проведения торгов. Однако устанавливать иной порядок предоставления земельных участков, то есть осуществлять правовое регулирование в области земельных отношений в ином порядке, чем определен ст.34 ЗК РФ органы местного самоуправления неправомочны. В силу пункта «в» ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Согласно п. 11 ст.1 ЗК РФ установлен принцип государственного регулирования приватизации земли. Органы местного самоуправления не наделены правом принимать правовые нормы по вопросам, регулирующим порядок отчуждения (приватизации) земельных участков, определяющие порядок и способ приватизации, отличный от установленного законом и обязаны осуществлять приватизацию земельных участков в строгом соответствии с законодательством РФ. Положение в оспариваемой части противоречит п.4 ст.28 ЗК РФ, не допускающему отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, за исключением случаев указанных в данной статье. Однако абзац 2 пункта 7 статьи 9 Положения устанавливает условие, последствием которого является отказ в предоставлении земельного участка конкретному лицу, испрашивающему земельный участок и передача его на продажу неопределенному кругу лиц через торги. Такая норма положения противоречит федеральному закону, поскольку незаконно расширяет перечень оснований в отказе в предоставлении земельного участка гражданину по его заявлению, по сравнению с перечнем, установленным Земельным кодексом РФ. По смыслу и содержанию оспариваемых норм, все заинтересованные лица, подавшие заявление (и первое, и последующие) лишаются права на предоставление земельного участка в установленном законом порядке. Такое обстоятельство нарушает требование п.1 ст.34 ЗК РФ к органам местного самоуправления управлять земельными участками, которые находятся в их ведении на принципах эффективности и справедливости при их предоставлении.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражает.
В судебное заседание апелляционной инстанции истец, представитель администрации г.Дзержинска, прокурор не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Истец представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно статье 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Истец Панченко О.Д. является собственником жилого дома и земельного участка, находящихся по адресу: *** что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 25.02.2004 г. серия *** (л.д.22), от 01.20.2008 г. *** (л.д.23). К земельному участку истца примыкает участок земли площадью 200 кв.м., который, как указывает истец, находится в ее фактическом владении и используется под огород.
10.02.2010г. истцом в межведомственную комиссию по инвестиционной политике и земельным отношениям было подано заявление о предоставлении ей данного участка в собственность за плату (л.д.16). Согласно выписке из протокола № 4 заседания межведомственной комиссии городского округа г. Дзержинск по инвестиционной политике и земельным отношениям, состоявшегося 03.03.2010 года, заявление Панченко О.Д. было рассмотрено и согласована возможность предоставления участка в собственность за плату без торгов (л.д.18).
Информация о предстоящем предоставлении земельного участка, примыкающего к земельному участку по адресу: ***, под огородничество в собственность за плату опубликована в газете «Дзержинские ведомости» 03.11.2010 г. (л.д.19)
04.08.2011 г. письмом № *** Администрации г. Дзержинска истице было отказано в предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов (л.д.20).
В обоснование данного отказа имеются ссылки на статьи 8 и 9 Положения о порядке предоставления земельныхучастков для целей, не связанных со строительством, утвержденного 29.05.2008 г. постановлением Городской Думы г. Дзержинска № 337. В отказе указано, что п. 6 статьи 9 Положения установлено, что Администрация городав месячный срок обеспечивает публикацию информации о предоставлении земельного участка в официальном печатном органе Администрации города. Согласно абзаца второго п. 7 ст. 9 Положения, если в течение месяца с момента опубликования информации поступили иные заявления, предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с пунктами 5-7 ст. 18 настоящего Положения на торгах. 03.11.2010 КУМИ г. Дзержинска в газете «Дзержинские ведомости» № *** была опубликована информация о предстоящем предоставлении данного земельного участка. 09.11.2010 г. смежный пользователь Г. Л.С. обратилась с заявлением в Администрацию г. Дзержинска о предоставлении ей этого же земельного участка. Следовательно, по правилам, установленным пунктами 5-7 ст. 8 Положения предоставление земельного участка должно быть осуществлено на торгах.
Согласно ст.35 Устава Городского округа город Дзержинск, городская Дума - выборный представительный орган местного самоуправления.
К исключительной компетенции городской Думы относится, в частности, определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, а также принятие правил землепользования и застройки на территории города (п.5, п.12 ч.2 ст.37 Устава).
Постановлением Городской Думы города Дзержинска от 29.05.2008 года № 337 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования города Дзержинска. Постановление Городской Думы от 29.05.2008 года № 337 является нормативным правовым актом, опубликовано в газете «Дзержинская панорама» от 19.05.2008 года № 24.
Статья 8 данного Положения устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков для огородничества на торгах (конкурсах, аукционах):
1. Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для огородничества, обращаются с заявлением в администрацию города, которое направляется в УАГ для рассмотрения.
В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество гражданина, местоположение, предполагаемые размеры, цель использования земельного участка, испрашиваемое право, срок землепользования.
2. УАГ направляет поступившие заявки на рассмотрение ЗИК. ЗИК готовит предложения, которые оформляются протоколом. Протокол направляется мэру города для рассмотрения и принятия решения по существу вопроса. Выписка из протокола направляется заявителю для информации в течение трех дней после его подписания.
3. Заявителю отказывается в предоставлении земельного участка в аренду в следующих случаях:
1) земельный участок изъят из оборота;
2) земельный участок включен в схему резервирования земель, прилагаемую к решению уполномоченного органа о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
4. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность не допускается, за исключением случаев, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
5. Администрация города утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и осуществление кадастрового учета земельного участка либо направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка.
6. После проведения указанных работ УАГ направляет комплект подготовленных документов в КУМИ для организации и проведения торгов.
КУМИ обеспечивает публикацию сведений о предстоящих торгах в официальном печатном органе администрации города.
7. Победителю торгов выдается протокол о результатах торгов, который является основанием для заключения договора аренды или купли-продажи земельного участка в установленном действующим законодательством порядке.
8. В случае если в торгах участвует только один участник, торги признаются несостоявшимися. Администрация города в двухнедельный срок принимает постановление о предоставлении земельного участка единственному заявителю. На основании постановления администрации города КУМИ в недельный срок заключает с ним договор аренды или купли-продажи по начальной цене торгов.
Пункт 7 ст. 9 данного Положения устанавливает, если в течение месяца с момента опубликования информации не поступили иные заявления, администрация города с учетом зонирования территорий в месячный срок утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Если в течение месяца с момента опубликования информации поступили иные заявления, предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с частями 5 - 7 статьи 8 настоящего Положения.
Принятие данного нормативного правового акта соответствует требованиям законодательства: постановление принято в пределах полномочий городской думы г.Дзержинска, соблюдена предусмотренная форма нормативного правового акта, данный нормативный акт был опубликован в средствах массовой информации.
В соответствии с ч.1 ст. 72 Конституции РФ: 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: …
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ: 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
В пунктах 2-6 статьи 34 Земельного кодекса РФ содержатся нормы об общем порядке предоставления земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством объектов.
Поскольку часть 2 статьи 132 Конституции РФ предусматривает возможность делегировать законом органам местного самоуправления отдельные государственные полномочия, а пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений, то принятие соответствующего Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования города Дзержинск, не является превышением Городской Думой г.Дзержинска полномочий, установленных для органа местного самоуправления Конституцией РФ и Земельным кодексом РФ.
Поэтому являются необоснованными доводы апелляционной жалобы, что Положение в оспариваемой части принято с превышением полномочий, установленных для органа местного самоуправления Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, законодательством, регулирующим приватизацию земли.
В силу ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедурпредоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством объектов.
Истец в апелляционной жалобе указывает, что оспариваемое Положение не соответствует ст.34 Земельного кодекса РФ, предусматривающего заявительный порядок предоставления гражданам участков, для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов, буквальное содержание ст.34 ЗК РФ предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, и проведения торгов при этом не предусматривается.
Судебная коллегия приходит к выводу, что указанные доводы истца являются необоснованными, поскольку ст.34 ЗК РФ не исключает возможности предоставления земельного участка для целей, несвязанных со строительством, путем проведения торгов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в оспариваемой части Положение не нарушает принципы эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков, закрепленные ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, оспариваемые пункты Положения не противоречат статье 34 Земельного кодекса РФ, поскольку не препятствуют применению требований действующего законодательства к конкретной ситуации.
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на торгах, проводимых в связи с заинтересованностью в его получении нескольких лиц, соответствует основным принципам земельного законодательства и лица, претендующие на получение земельного участка для целей, несвязанных со строительством, не лишены возможности принять участие в торгах.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии нормам законодательства оспариваемых статьи 8 и пункта 7 статьи 9 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного Постановлением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области № 337 от 29.05.2008 г. и отказал в удовлетворении иска Панченко О.Д.
Кроме того, на дату рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, оспариваемое истцом Положение о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденное Постановлением Городской Думы г. Дзержинска Нижегородской области № 337 от 29.05.2008 г. утратило силу с 13.04.2012 г. в связи с принятием решения Городской Думы г.Дзержинска от 23.03.2012 г. № 258 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством».
Поэтому в настоящее время оспариваемое истцом Положение является недействующим нормативным правовым актом, что само по себе не влечет отмену решения суда первой инстанции, поскольку на дату рассмотрения дела судом первой инстанции оспариваемое Положение действовало.
В настоящее время, в связи с принятием Городской Думой г.Дзержинска Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством (утверждено решением от 23.03.2012 г. № 258, вступило в силу с13.04.2012 г.) истец может реализовать свои права на земельный участок в соответствии с вновь принятым Положением.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 09 февраля 2012 года по гражданскому делу по иску Панченко О.Д. к Городской Думе г. Дзержинска об оспаривании нормативно-правового акта оставить без изменения, апелляционную жалобу Панченко О.Д. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи