ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3201 от 09.04.2012 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Непопалов Г.Г. Гр.д. № 33- 3201

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 апреля 2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Филатовой Г.В.

ФИО1 ФИО2

судей: при секретаре: Кондратьевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя КЖКХ администрации г.о. Сызрань на решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 февраля 2012 года, которым постановлено:

«Иск ФИО3 к КЖКХ Администрации городского округа Сызрань о понуждении произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии удовлетворить.

Обязать КЖКХ Администрации городского округа Сызрань произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, нанимателем которой является ФИО3, на прибор учета электроэнергии класса точности не ниже 2.0.».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Филатовой Г.В., возражения на апелляционную жалобу ФИО3, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратился в суд с иском к ООО «УК «ЖЭС» о понуждении произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии.

В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судом с согласия истца произведена замена ненадлежащего ответчика, в качестве надлежащего ответчика к участию в деле привлечен КЖКХ администрации г.о. Сызрань.

В обоснование требований указал, что является нанимателем квартиры № по адресу: <адрес>, на системе электроснабжения указанной квартиры установлен прибор учета 195 года выпуска класса точности 2,5.

В связи с этим, с декабря ДД.ММ.ГГГГ года начисление платы за электроэнергию производится не по показаниям прибора учета, а по нормативу, что влечет для него несение дополнительных расходов.

При этом, в соответствии с ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» многоквартирные дома в срок до 1 июля 2012 года должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

ФИО3 обратился к ООО «УК «ЖЭС» с требованием о замене в его квартире прибора учета электроэнергии и установке прибора учета класса точности не ниже 2.0.

Однако, в замене прибора учета электроэнергии ему было отказано со ссылками на то, что замену прибора учета он должен производить за свой счет.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО3 (с учетом уточненных исковых требований) просил суд обязать КЖКХ администрации г.о. Сызрань произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на прибор учета электроэнергии класса точности не ниже 2.0.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе представитель КЖКХ администрации г.о. Сызрань просит решение суда отменить, поскольку установка прибора учета электроэнергии до ДД.ММ.ГГГГ является правом собственника, кроме того, обязанность по замене прибора учета электроэнергии, по принятым ранее судебными решениям, возложена на администрацию г.о. Сызрань.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его законным и обоснованным.

Статьей 61 ЖК РФ установлено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.

В силу ст. 65 ЖК РФ наймодателъ жилого помещения по договору социального найма, в частности, обязан принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что ФИО3 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Данная квартира является собственностью муниципального образования городской округ Сызрань и включена в Реестр муниципальной собственности.

Установлено также, что в указанной выше квартире установлен индивидуальный прибор учета электроэнергии 1958 года выпуска класса точности 2,5.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и энергетики РФ от 15 марта 2005 года № 53-ст приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи с чем, исключены из государственного реестра средств измерений.

Решением НТК Госстандарта России от 12 сентября 2000 года (протокол № 12) запрещена эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии класса точности 2,5, в связи с чем, с ноября 2010 года начисление истцу платы за потребленную электроэнергию производится не по показаниям прибора учета, а исходя из норматива потребления электрической энергии для населения Самарской области, установленного приказом УГРЭК от 8 октября 2010 года № 44.

ФИО3 обратился к ООО «УК «ЖЭС» с требованием произвести замену устаревшего индивидуального прибора учета электрической энергии, однако его требования были оставлены без удовлетворения.

Согласно п. 141 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, а также иными потребителями, присоединенными к электрическим сетям напряжением 0,4 кВт и ниже, используются приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Таким образом, приборы учета электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи с чем, исключены из государственного реестра средств измерений.В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Пунктом 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года№ 307. Согласно п. 13 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.В соответствии с «Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденными постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, индивидуальный прибор учета является электрооборудованием, которое входит в состав внутридомовых инженерных систем и следует судьбе энергопринимающих устройств, энергетических установок или объектов электросетевого хозяйства, для обслуживания которых он используется.При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что обязанность по замене устаревшего индивидуального прибора учета электрической энергии, установленного в квартире№ по адресу : <адрес>, нанимателем которой является ФИО3, лежит на собственнике указанного выше жилого помещения.Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; а также организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В силу пп. 3 п. 1 ст. 17 названного выше Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа. Судом установлено, что в целях решения указанных выше вопросов местного значения в отношении муниципального жилищного фонда Администрацией г.о. Сызрань создан Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань, которому на основании постановления Администрации г.о. Сызрань от 29 декабря 2007 года № 2759 были делегированы функции наймодателя муниципального жилищного фонда.В соответствии с п. 2.2 «Положения о порядке реализации полномочий собственника муниципального жилищного фонда и контрольных функций за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения», утвержденного постановлением Администрации г.о. Сызрань от 1 октября 2008 года № 2220, полномочия по настоящему Положению в части реализации прав и обязанностей собственника муниципального жилищного фонда и контрольных функций за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения управляющими организациями возлагается на КЖКХ Администрации г.о. Сызрань. Доводы о том, что обязанность по замене устаревшего индивидуального прибора учета электрической энергии лежит на самом нанимателе жилого помещения, а также ссылки на п. 140 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку названная выше норма «Правил...», исходя из ее содержания, не возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма обязанности по установке либо замене за счет его средств индивидуального прибора учета электрической энергии. Отклоняя доводы о том, что ФИО3 вправе по своему выбору потреблять электроэнергию через индивидуальный прибор учета либо по установленному нормативу, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по замене устаревшего индивидуального прибора учета электрической энергии, суд правильно указал, что согласно действующему законодательству потребитель вправе пользоваться, а собственник жилья обязан предоставить потребителю коммунальные услуги, в необходимых для него объемах. Однако, потребление истцом электрической энергии по нормативу не отражает действительного объема потребленной им услуги. Поскольку прибор учета электроэнергии не соответствует техническим требованиям, предъявляемым энергоснабжающей организацией к счетчикам такого типа, суд обоснованно обязал КЖКХ администрации г.о. Сызрань произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии на прибор учета электроэнергии класса точности не ниже 2.0. Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание, что установка прибора учета электроэнергии до 1 июля 2012 года является правом собственника, несостоятельны, поскольку прибора учета электроэнергии является неисправным, не соответствует техническим требованиям, предъявляемым энергоснабжающей организацией, чем нарушаются права ФИО3, как нанимателя жилого помещения.Ссылка на то, что обязанность по замене прибора учета электроэнергии принятыми ранее судебными решения возложена на администрацию г.о. Сызрань, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку КЖКХ администрации г.о. Сызрань являясь структурным подразделением администрацию г.о. Сызрань, осуществляет полномочия в части реализации прав и обязанностей собственника муниципального жилищного фонда и контрольных функций за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения управляющими организациями.На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА:Решение Сызранского городского суда Самарской области от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя КЖКХ администрации г.о. Сызрань без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: