ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3248/2015 от 01.07.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-3248/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург ДД.ММ.ГГГГ

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Герман М.В.,

судей Алексеевой Е.Д., Свирской О.Д.,

при секретаре Белослудцевой О.Е.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО “Город Всеволожск” Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда от 28 апреля 2015 года, которым удовлетворены исковые требования администрации МО “Всеволожский муниципальный район” Ленинградской области к администрации МО “Город Всеволожск” Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании права муниципальной собственности на объекты, входящие в “Комплекс водоочистных сооружений”.

В удовлетворении встречных исковых требований администрации МО “Город Всеволожск” Всеволожского муниципального района Ленинградской области к администрации МО “Всеволожский муниципальный район” Ленинградской области о признании права муниципальной собственности на объекты, входящие в “Комплекс водоочистных сооружений” отказано.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Алексеевой Е.Д., объяснения представителя Администрации МО г. Всеволожск по доверенности ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя МП «Единая служба заказчика» по доверенности ФИО2, полагавшей решение суда незаконным и необоснованным, возражения на жалобу представителя Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» по доверенности ФИО3 и представителя ОАО «ВТС» по доверенности ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,

установила:

Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области обратилась в суд с иском к Администрации МО

«Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, указав, что в соответствии с Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ г. администрации Всеволожского района ЛО МП «Бюро технической инвентаризации» было зарегистрировано право муниципальной собственности на здания и сооружения, расположенные в городе Всеволожске, согласно Приложению к данному Постановлению, в частности на Комплекс водоочистных сооружений, расположенных в <адрес>, выдано регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ .

года Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО оформлены кадастровые паспорта, на следующие объекты недвижимости, входящие в комплекс водоочистных сооружений: насосная станция общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, инвентарный номер , хлораторная (склад) общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, инвентарный номер , тираж 3000 экз, заказ , ВОС главный корпус общей площадью <данные изъяты> КВ.м. по адресу: <адрес>, инвентарный номер , резервуар чистой воды <данные изъяты> КВ.м., лит. Г, корпус общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный номер , водопроводные сети на площ. террит. ВаС Ду 526-720 п/м, Ду 600-360 п/м, корпус общей площадью <данные изъяты> КВ. м. по адресу: <адрес>, инвентарный номер .

г. администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО было получено Сообщение () об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные выше объекты.

Причиной отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности стало отсутствие сведений, в представленных документах, позволяющих идентифицировать объекты, входящие в состав комплекса водоочистных сооружений, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке Всеволожским МП БТИ.

В качестве основания возникновения права муниципальной собственности Администрацией в Управление Росреестра было представлено постановление Администрации Всеволожского района JIO от ДД.ММ.ГГГГ , регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно перечню объектов недвижимости, являющемуся приложением к постановлению Администрации Всеволожского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность передан «Комплекс водоочистных сооружений» по адресу: <адрес>

Описание недвижимого имущества, входящего в «Комплекс водоочистных сооружений», его состав и идентифицирующие признаки в указанном перечне отсутствуют.

Из письма ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (Ленинградский филиал) следует, что в состав комплекса водоочистных сооружений входят: насосная станция общей площадью <данные изъяты> КВ.м. по адресу: <адрес>, инвентарный номер , хлораторная (склад) общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>, инвентарный номер , ВаС главный корпус общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный номер , резервуар чистой воды <данные изъяты> кв.м., лит.Г, корпус общей площадью <данные изъяты> кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный номер , водопроводные сети на площ. террит. ВаС Ду 526-720 п/м, Ду 600-360 п/м, корпус общей площадью <данные изъяты> КВ.м. по адресу: <адрес>, инвентарный номер .

Истец считает, что отказ регистрационной палаты является формальным, но при этом не позволяет осуществить в досудебном порядке регистрацию права муниципальной собственности.

Право муниципальной собственности МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО на объекты «Комплекса водоочистных сооружений» возникло на основании ст.8 ГК РФ и ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В связи с чем истец просил суд:

признать право муниципальной собственности за МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на объекты, входящие в «Комплекс водоочистных сооружений», а именно:

насосная станция общей площадью 51,2 кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный номер ,

хлораторная (склад) общей площадью 247,7 кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный номер ,

ВОС главный корпус общей площадью 3061,8 кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный номер ,

резервуар чистой воды 3000 КВ.М., лит.Г, корпус общей площадью 1 440 кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный номер ,

водопроводные сети на площ. террит. ВОС Ду 526-720 п/м, Ду 600-360 п/м, корпус общей площадью 1 080 кв.м, по адресу: <адрес>, инвентарный номер .

В ходе рассмотрения дела к производству суда было принято встречное исковое заявление Администрации МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области к Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

В обоснование встречного иска указано, что в соответствии с п.1 ст.50 ФЗ от 06.10.2004 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В силу п.1 ч.2 ст.50 Закона №131-Ф3 в собственности поселения может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Таким образом, за муниципальными образованиями закрепляется имущество, предназначенное и необходимое им для решения вопросов местного значения.

Частью 5 статьи 50 ФЗ №131-Ф3 предусмотрено, что в случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям частей 1-4 ст.50 Закона, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения), либо отчуждению.

В соответствии с п.4 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений отнесены в том числе полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Спорные объекты относятся к имуществу коммунального назначения поселения и задействованы в технологическом процессе водоснабжения и водоотведения населения, проживающего на территории поселения, необходимые для обеспечения и реализации МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района JIO своих полномочий по водоснабжению и водоотведению населения в соответствии с нормами ФЗ №131 - водоочистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> казну МО «Всеволожское городское поселение» Всеволожского муниципального района JIO от МО «Всеволожский муниципальный район» ЛО не передавались.В тоже время, органы местного самоуправления МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района JIO, на основании ФЗ №131-Ф3 и в соответствии с Уставом МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района JIO, являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц МО «Всеволожский район Ленинградской области», осуществляющих на территории МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района ЛО полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с 01 января 2006 года.

В связи с чем истец по встречному иску просит суд признать право МО «Город Всеволожск» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на объекты, входящие в комплекс водоочистных сооружений, а именно:

насосная станция, расположенная по адресу: <адрес>

хлораторная, расположенная по адресу: <адрес>

ВОС главный корпус, расположенный по адресу: <адрес>

резервуар чистой воды, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.63-65 том 1).

Решением Всеволожского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ требования администрации МО “Всеволожский муниципальный район” Ленинградской области к администрации МО “Город Всеволожск” Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании права муниципальной собственности на объекты, входящие в “Комплекс водоочистных сооружений” удовлетворены.

В удовлетворении встречных исковых требований администрации МО “Город Всеволожск” Всеволожского муниципального района Ленинградской области к администрации МО “Всеволожский муниципальный район” Ленинградской области о признании права муниципальной собственности на объекты, входящие в “Комплекс водоочистных сооружений” отказано.

В апелляционной жалобе администрация МО “Город Всеволожск” просит решение суда отменить, в иске Администрации МО “Город Всеволожск” Всеволожского муниципального района Ленинградской области отказать, встречные исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов жалобы ссылаются на те же обстоятельства, которые указаны во встречном исковом заявлении.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст.6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными

Пунктом 11.1 статьи 154 ФЗ РФ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленными Законом №131-Ф3.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется в соответствии с установленными ст.50 ФЗ №131 видами имущества.

До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в Законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Соответственно, основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названной частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст.3 Областного закона Ленинградской области от12.12.2005 № 115-оз «О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период» разграничение объектов муниципальной собственности между муниципальным районом и расположенными в границах его территории поселениями утверждается областным законом, инициатором принятия которого выступает представительный орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования, принимающего имущество.

Как следует из материалов дела, перечни имущества, передаваемого от МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в муниципальную собственность МО «Всеволожское городское поселение» Всеволожского муниципального района ЛО, были утверждены Областным Законом от 17.11.2006 г. №136 «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области в муниципальную собственность МО «Всеволожское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

При этом, в данном перечне спорное имущество- комплекс водоочистных сооружений по <адрес> в <адрес>- отсутствует

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Постановлением Администрации Всеволожского района ЛО от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации зданий и сооружений, расположенных в г. Всеволожске» муниципальному предприятию «Бюро технической инвентаризации» предписано зарегистрировать здания и сооружения, расположенные в г. Всеволожске согласно приложению за Комитетом по управлению муниципальным имуществом, о чем в дальнейшем выдано регистрационное удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно перечню объектов недвижимости, являющемуся приложением к постановлению Администрации Всеволожского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ в муниципальную собственность передан «Комплекс водоочистных сооружений» по адресу: <адрес>, который является единым технологическим комплексом водоподготовки и очистки питьевой воды до качества в соответствии с требованиями СанПин, используется для обеспечения водой населения двух муниципальных образований Всеволожского района Ленинградской области - МО «Город Всеволожск» и МО «Романовское сельское поселение».

Администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области оформлены кадастровые паспорта на все объекты недвижимости, входящие в комплекс водоочистных сооружений с указанием площадей и инвентарных номеров, в связи с чем довод о невозможности их идентификации является несостоятельным.

Материалами дела подтверждается, что все указанные объекты входят в систему Ладожского водовода, расположенного на территории нескольких поселений Всеволожского района.

При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о признании права муниципальной собственности МО «Всеволожский муниципальный район» на объекты, входящие в «Комплекс водоочистных сооружений», основан на представленных и исследованных в судебном заседании доказательствах и признается судебной коллегией правильным.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и потому не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО “Город Всеволожск” Всеволожского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи:

судья Береза С.В.