ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3280/2012 от 26.11.2012 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

                                                                                    Тамбовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Тамбовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 33-3280/2012

Судья Юдина И.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего Ваганюк Н.Н.,

судей: Андриановой И.В., Самохвалова Ю.Т.,

при секретаре Замотаевой А.В..

рассмотрела в судебном заседании 26 ноября 2012 года гражданское дело по иску Управления сельского хозяйства Тамбовской области к Ковалевой (в настоящее время Кулагиной) О.И. о взыскании материального ущерба, причиненного неисполнением договора,

по апелляционной жалобе Ковалевой (Кулагиной) О.И. на решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 01 октября 2012 года.

Заслушав доклад судьи Андриановой И. В., апелляционная инстанция

у с т а н о в и л а :

Управление сельского хозяйства Тамбовской области обратилось в суд с иском к Ковалевой (Кулагиной) О.И. о взыскании материального ущерба в сумме 472 500 рублей, причиненного государству путем неисполнения договора, мотивируя свои требования тем, что между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, МОУ «Знаменская общеобразовательная средняя школа» и Ковалевой О.И. был заключен трехсторонний договор от 07.04.2010 г. № 53 «Об обеспечении жильем молодой семьи в целях реализации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности». В соответствии с Типовым Положением к Программе «Социальное развитие села до 2013 года» и Положением «О порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», утв. Постановлением Администрации Тамбовской области от 25.05.2009 г. № 622, обязательным условием для участия в программе и получения мер государственной поддержки для заявителя является работа по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или в социальной сфере в сельской местности с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты.

Полученная Ковалевой О.И. социальная выплата была использована с нарушением условий её получения и подлежит в полном объеме возвращению в пользу истца в доход бюджета, поскольку на момент заключения трехстороннего договора ей было известно об этом условии, однако оно ею было нарушено.

Решением Знаменского районного суда Тамбовской области от 01 октября 2012 года исковые требования Управления сельского хозяйства удовлетворены в полном объеме. С Ковалевой (Кулагиной) Ольги Игоревны взысканы социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 472500 руб., из которых в доход федерального бюджета – 344250 рублей, областного бюджета – 128250 руб. и госпошлина в доход местного бюджета в размере 7 925 рублей.

С данным решением Ковалева О.И. не согласилась и подала апелляционную жалобу, считает решение вынесенным с нарушением норм процессуального права, с неправильным применением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

По мнению автора жалобы, доводы истца о том, что она (Ковалева) была включена в реестр участников мероприятий по улучшению жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 26 Типового положения, а не пунктом 4 Типового положения, и не имеет право на получение социальной выплаты как гражданин, проживающий в сельской местности, не могут служить основанием к удовлетворению заявленных исковых требований. Согласно пункту 30 Типового положения предоставление социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам, а также гражданам, проживающим в сельской местности, и их использование осуществляется в едином порядке, предусмотренном пунктами 6-11 и 14-25 Типового положения.

Считает, что имела право на включение в список как по категории «молодая семья» и «молодой специалист», так и по категории «гражданин, проживающий в сельской местности». В любом случае она фактически подпадает под категорию граждан, проживающих в сельской местности.

Поскольку существует единый порядок предоставления социальных выплат как молодым семьям и молодым специалистам, так и гражданам, проживающим в сельской местности, ей в силу пункта 4 Типового положения правомерно предоставлена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках указанных программ. Полученные денежные средства были направлены ею на приобретение жилого дома, что истцом не оспаривается.

На основании этого полагает, что выводы суда об удовлетворении исковых требований Управления сельского хозяйства Тамбовской области не основанными на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств. Правовая оценка представленным доказательствам в соответствии с требованиями закона судом не дана.

Кроме того, требований о расторжении договора № 53 от 07.04.2010 г. об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) истец не заявлял. Однако из содержания подпункта 5.1. пункта 5 "Особые условия" указанного договора следует, что предоставленные средства государственной поддержки могут быть взысканы при расторжении Договора. Соответственно, договор № 53 от 07.04.2010 г. является действующим, а денежные средства взысканы необоснованно. Данные обстоятельства судом оставлены без внимания и не получили надлежащей правовой оценки в совокупности и взаимосвязи с документами, подтверждающими её постоянное проживание и работу в сельской местности.

Вместе с тем также полагает, что суд необоснованно не принял во внимание заявление о применении срока исковой давности. Считает, что для рассмотренного требования о взыскании денежных средств, срок исковой давности составляет 1 год, как по требованию о признании оспоримой сделки недействительной.

По мнению автора жалобы, более правильным судебным решением было бы решение о взыскании с ответчицы разницы между 70% и 45% предоставленной в виде социальной выплаты суммы, со ссылкой при этом на Постановление Администрации Тамбовской области от 25 мая 2009 года №622 "Об организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов". Однако таких требований истец не заявлял и на мировое соглашение на указанных
условиях не пошел.

Просит решение отменить и принять новое решение, которым в иске Управлению сельского хозяйства отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу Ковалевой О.И. Управление сельского хозяйства Тамбовской области указало, что действующее законодательство, в соответствии с которым ответчице была предоставлена социальная выплата, не относится к нормативно-правовым актам и поэтому суд при вынесении решения не вправе ссылаться него.

В соответствии со ст. 13 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 г. № 2–ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» формирование федеральных целевых программ относится к полномочиям Правительства РФ.

Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотрены Федеральной целевой программой»Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858.

В соответствии с ч.2 ст. 115 Конституции РФ постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В целях реализации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет средств, поступивших из федерального и областного бюджетов для улучшения жилищных условий лиц указанных категорий, предусмотренными приложением № 16 к Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 г. № 858 и долгосрочной целевой программой «Социальное развитие села до 2013 года», постановлением администрации Тамбовской области ль 25.05.2009 г. № 622 было утверждено Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

По мнению Ковалевой О.И., её участие в мероприятиях программы «Социальное развитие села до 2013 года» ограничивается получением социальной выплаты, а выполнения условий программы необязательно. Однако в представлении прокурора Тамбовской области от 28.04.2012 г. № 7-24-2012/38 указано, что досрочное расторжение получателем социальной выплаты трудового договора с работодателем по собственной инициативе до истечения 5-летнего срока, является нарушением условий реализации программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Кроме того, Ковалева О.И. вводит суд в заблуждение, утверждая о единстве порядка предоставления социальной выплаты лицам по категории «граждане» и лицам по категории «молодые семьи».

Так, в соответствии с пунктами 2.1 и 3.3 Положения о порядке на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам – в размере 45 % от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности, при этом дополнительных требований к трудоустройству и его продолжительности не предъявляется; молодым семьям (молодым специалистам) – в размере 70 % от расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья в сельской местности, при этом предъявляются дополнительные требования к трудовой деятельности получателя социальной выплаты в организациях АПК или социальной сферы не менее 5 лет.

Ковалева О.И. является получателем социальной выплаты по категории «молодая семья», о чем в материалах дела имеются письменные доказательства. Ответчице было известно о её статусе, в связи с чем требования о признании её получателем социальной выплаты по категории «граждане» не имеют под собой правовых оснований.

В соответствии с п.31 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение жилья) гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам с Ковалевой О.И. был заключен трехсторонний договор от 07.04.2010 г. № 53 «Об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), в то время как с получателями социальной выплаты по категории «граждане» трехсторонний договор не заключается. На основании свидеителства № 45 от 07.04.2010 г. Ковалева О.И. получила социальную выплату, установленную для молодых семей – 70% от расчетной стоимости жилого помещения.

Согласно п.30 Типового положения общими позициями для получателя социальной выплаты по категории «граждане», «молодые семьи», «молодые специалисты» является целевое использование социальной выплаты, софинансирование, определение расчетной стоимости жилья, а также процедурная регламентация взаимодействия органов местного самоуправления с кредитными организациями, получателями и уполномоченным органом.

При этом действующее законодательство не предусматривает правовых оснований для перехода из одной категории получателей «молодая семья» в категорию «граждане» после получения социальной выплаты.

Автор возражений также считает, что Ковалева О.И. необоснованно утверждает, что рассматриваемые правоотношения регулируются гражданским законодательством.

Предоставление Управлением сельского хозяйства молодым семьям (молодым специалистам), проживающим в сельской местности, социальной выплаты на улучшение жилищных условий осуществляется в порядке реализации установленных Управлению бюджетных полномочий и предусмотрено п.19 Типового положения и п. 1.2 Порядка.

По смыслу ст. 2 ГК РФ трехсторонний договор, заключенный с Ковалевой О.И., не является предметом регулирования гражданского законодательства.

Социальная выплата была перечислена ответчику как участнику программы «Социальное развитие села до 2013 года», а не как стороне по трехстороннему договору

Таким образом, ссылки ответчика на нормы гражданского законодательства о недействительности сделки и годичном сроке исковой давности не обоснованы и не применимы к правоотношениям по предоставлению социальной выплаты.

Уволившись по собственному желанию досрочно, Ковалева О.И. отказалась от исполнения условий программы «Социальное развитие села до 2013 годжа» и трехстороннего договора. Договор не является действующим ввиду отказа от его исполнения.

С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод, что основания для возникновения и прекращения права на социальную выплату предусмотрены в нормативных актах, их регулирующих – Типовом положении и Порядке.

Проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Кулагину О.И. и её представителя Моисеева Ю.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управления сельского хозяйства Муликову Н.А., судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Постановлением Правительства РФ от 03 декабря 2002 года N858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», а в редакции Постановления Правительства РФ от 28.04.2011 г. № 336 – «Социальное развитие села до 2013 года». Основными задачами Программы являются: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Постановлением Администрации Тамбовской области от 25.05.2009 г. № 622 в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства РФ была утверждено «Положение о порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов».

Постановлением администрации Тамбовской области № 131 от 11.02.2009 г. «Об определении органа, уполномоченного администрацией области для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации» Управление сельского хозяйства области определено органом, уполномоченным администрацией области для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства РФ по вопросу государственной поддержки агропромышленного комплекса области из средств федерального бюджета, определенных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 г. № 446.

Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение № 16 к Постановлению Правительства РФ N858) устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Согласно пункту 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или)местных бюджетов.

Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее - получатель социальной выплаты), вправе ее использовать, в том числе на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания (п.6). Право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством (ч.8).

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в целях реализации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением № 16 к Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», 07.04.2010 г. был заключен трехсторонний договор № 53 между Управлением сельского хозяйства Тамбовской области, МОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа №1» (работодатель) и Ковалевой О.И. (работник) об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста).

Согласно пункту 3.2.4 Договора работник вправе работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Обязательным условием для участия в программе и получения мер государственной поддержки для заявителя является работа по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или в социальной сфере в сельской местности, что закреплено в пункте 26 Типового положения к федеральной целевой программе и пункте 3.1. Положения «О порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», утв. постановлением администрации Тамбовской области от 25.05.2009 г. № 622.

Таким образом, ответчица, став участником Программы «Социальное развитие села до 2013 года», с составом семьи три человека, получив социальную выплату на создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности в размере 472 500 руб. ( из которых 344 250 руб. - из средств федерального бюджета и 128 250 руб. - из средств областного бюджета), приняла на себя обязательство работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты в организации агропромышленного комплекса или социальной сфере в сельской местности.

Свидетельство № 45 о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья выдано Управлением сельского хозяйства Тамбовской области Ковалевой О.И. 07.04.2010 года, следовательно, обязанность работать в вышеуказанной сфере у ответчицы сохранялась до 07 апреля 2015 года.

Вместе с тем из материалов дела следует, что 05.03.2011 года Ковалева О.И. из МОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа №1» уволилась по п.3 ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию) и 01.04.2011 года была принята на должность продавца магазина «Золушка» ИП Горбатов И.И.

В соответствии с п. 31 Типового положения и п.3.7 Положения, утв. Постановлением Администрации Тамбовской области от 25.05.2009 г. № 622 в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты уполномоченный орган (орган местного самоуправления – в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями указанного договора являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства;

б) право уполномоченного органа (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока по инициативе молодого специалиста (члена молодой семьи – если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства.

Суд первой инстанции, установив, что ответчица уволилась из организации социальной сферы по собственному желанию, не отработав пятилетний срок с даты выдачи ей свидетельства о предоставлении социальной выплаты, предусмотренный Типовым положением (приложение №16 к Постановлению Правительства РФ от 03.12.2002 года N858), Положением «О порядке организации на территории области мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», утв. Постановлением администрации Тамбовской области от 25.05.2009 г. № 622, оценив доказательства в совокупности, правильно пришел к выводу о взыскании с Ковалевой О.И. суммы выплаченной ей социальной выплаты по федеральной целевой Программе «Социальное развитие села до 2012 года» в размере 472500 рублей в связи с нарушением условий её получения.

Доводы Ковалевой О.И., что она также имеет право на получение социальной выплаты как гражданин, проживающий в сельской местности, и потому иск Управления сельского хозяйства необоснован, судебная коллегия находит несостоятельными.

Как следует из искового заявления и материалов дела, истцом не оспаривается обоснованность участия ответчика в Программе «Социальное развитие села до 2013 года» и получение соответствующей социальной выплаты по данной программе. Предметом заявленного иска является неисполнение ответчиком принятых на себя обязательств по осуществлению работы у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты в организации агропромышленного комплекса или социальной сфере в сельской местности, а также последствия неисполнения данных обязательств. Кроме того, из апелляционной жалобы Ковалевой О.И. и её пояснений в суде апелляционной инстанции следует, что и сама она не оспаривает свое участие в Программе по категории «молодая семья», но в сложившейся ситуации высказывает пожелание, чтобы Управление сельского хозяйства поменяло её статус на «гражданин, проживающий в сельской местности» и взыскало с неё разницу между 70% и 45% предоставленной социальной выплаты.

Кроме того, автор жалобы указал, что из пункта 5 трехстороннего договора № 53 от 07.04.2010 г. следует, что предоставленные средства государственной поддержки могут быть взысканы при расторжении договора, после чего сделал вывод, что договор № 53 от 07.04.2010 г. является действующим, требования о его расторжении истцом не заявлялись, а денежные средства взысканы судом необоснованно.

Однако судебная коллегия критически относится к данному доводу,

Так, в пункте 5.2 Договора № 53 «Об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста)» от 07.04.2010 г. указано: «Договор может быть расторгнут и предоставленные средства государственной поддержки взысканы с работника в случае расторжения трудового договора между Работником и Работодателем – Сторонами настоящего договора по инициативе молодого специалиста, члена молодой семьи (если другой член молодой семьи не работает на селе) в соответствии со ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации основаниям, связанным с нарушением членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства (л.д.14).

Ковалева О.И. расторгла трудовой договор с работодателем по собственному желанию. С мужем, который являлся членом её семьи на момент заключения договора, она развелась. Второй муж, с её слов, является безработным.

Таким образом, в силу п. 3 ст. 450 ГК РФ такой договор считается расторгнутым, и у истца возникло право на предъявление иска о взыскании предоставленных средств государственной поддержки.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности (1 год) как по требованию оспоримой сделки недействительной, по мнению судебной коллегии, так же несостоятельны, поскольку, как верно указал в решении суд первой инстанции, в ходе судебного разбирательства по делу ни истцом, ни ответчиком не оспаривался трехсторонний договор от 07.04.2010 г. об обеспечении Ковалевой О.И. жильем.

Утверждения ответчика о том, что она имеет право на получение вышеуказанной социальной выплаты, поскольку проживала на момент ее получения и проживает в настоящее время в сельской местности, не основаны на нормах закона, поскольку как установлено судом первой инстанции, Ковалева О.И. трудоустроилась к индивидуальному предпринимателю в магазин «Золушка», т.е. не работает в организации агропромышленного комплекса, либо в организации социальной сферы. В соответствии с подпунктом «б» п. 27 Типового положения под организациями социальной сферы в сельской местности понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и дал оценку предоставленным доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.

Апелляционная жалоба не содержит указаний на допущенные судом нарушения, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могут быть основанием для отмены вынесенного решения суда.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу судебное решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Знаменского районного суда Тамбовской области от 01 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалевой ( Кулагиной) О.И. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.

Председательствующий:

Судьи: