ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3378 от 21.09.2010 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

  Дело № 33 - 3378 - 2010 Судья Петрова С.А.

  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

  21 сентября 2010 год г. Ульяновск

  Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

  председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

  судей Аладина П.К., Нестеровой Е.Б.,

  при секретаре Покачайло Н.Ю.

  рассмотрела дело по кассационной жалобе Министерства обороны РФ на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 августа 2010 года, которым постановлено:

  Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному унитарному предприятию «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, удовлетворить частично.

  Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ в пользу ФИО1 материальный ущерб в сумме 12 300 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя 5000 руб., расходы по составлению нотариальной доверенности 570 руб., расходы по оплате услуг оценщика 7000 руб., государственную пошлину 772 руб. 00 коп., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу ФИО1 материальный ущерб в сумме 12 300 руб. 00 коп., расходы по оплате услуг представителя 5000 руб., расходы по составлению нотариальной доверенности 570 руб., расходы по оплате услуг оценщика 7000 руб., государственную пошлину 772 руб. 00 коп.

  В остальной части иска ФИО1 отказать.

  Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ в пользу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по оплате услуг эксперта в сумме 8990 руб., а в случае недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по оплате услуг эксперта в сумме 8990 руб.

  Заслушав доклад судьи Нестеровой Е.Б., судебная коллегия

  у с т а н о в и л а:

  ФИО1 обратилась в суд с иском к ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации о возмещении материального ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации.

  Свои требования истица мотивировала тем, что 13 ноября 2009 года в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в ФГУП «31 Арсенал» ее имуществу был причинен материальный ущерб. Согласно дефектному акту, в результате взрыва ее имуществу причинены следующие повреждения: на кухне выбит пластиковый оконный блок, в спальне на ПВХ выбиты замки. Согласно акту экспертизы, данный ущерб оценен в 48 141, 55 руб.

  В связи с этим просила взыскать с ФГУП «31 Арсенал» материальный ущерб в размере 48 141,55 руб., за услуги эксперта по оценке ущерба 7000 руб., за юридические услуги 5000 руб., за оплату нотариально оформленной доверенности 570 руб.

  Суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц на стороне ответчиков мэрию г. Ульяновска, ОАО «ДК Заволжского района г. Ульяновска» и, рассмотрев спор по существу, суд вынес решение, приведённое выше.

  В кассационной жалобе Министерство обороны РФ ставит вопрос об отмене решения суда.

  Жалоба Министерства обороны мотивирована тем, что при вынесении решения суд первой инстанции нарушил нормы материального права. В нарушение ч.ч. 1, 2 ст. 7 ФЗ №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», суд неправомерно возложил на него субсидиарную ответственность по обязательствам ФГУП «31 Арсенал» при отсутствии обязательного условия для этого в виде наличия судебного акта, подтверждающего вину Министерства обороны РФ в доведении ФГУП «31 Арсенал» до банкротства. Следовало возложить ответственность по возмещению ущерба на субъект РФ «Ульяновская область». В силу п. п. 1, 2 ст. 26.3 ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является предметом совместного ведения органов государственной власти субъекта РФ и муниципального образования и осуществляются за счёт средств бюджета субъекта РФ. Ст. ст. 11, 14 Закона предусматривает, что органы государственной власти субъектов РФ, органы государственной власти местного самоуправления обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в случае недостаточности денежных средств субъект РФ всегда может обратиться за дополнительным финансированием из средств федерального бюджета.

  Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства обороны РФ ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя истца ФИО3, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

  В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

  Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственницей квартиры № *** в доме № *** по ул. Г*** в г. Ульяновске. Вместе с ней в данной квартире зарегистрированы и проживают отец О*** А.Д. и мать О*** Т.М.

  Постановлением первого заместителя руководителя следственного управления СК при Прокуратуре РФ по Ульяновской области от 13.11.2009 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 293, ч. 3 ст. 349 УК РФ по факту того, что 13.11.2009 около 16 часов на территории войсковой части ***, расположенной на улице А*** П*** в Заволжском районе г. Ульяновска, в результате нарушения правил обращения с боеприпасами, взрывчатыми и иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, а также неисполнения должностными лицами контролирующих органов своих должностных обязанностей, произошли множественные взрывы, повлекшие за собой по неосторожности смерть двух и более лиц, причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью людей, уничтожение военной техники и иные тяжкие последствия.

  По указанному факту взрыва и пожара в в/ч ***, повлекшего гибель военнослужащих и причинение вреда имуществу, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 217 УК РФ также постановлением заместителя руководителя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону от 13.11.2009.

  Указанные дела 16.11.2009 были объединены в одно производство.

  Из акта проверки № ***/**&** ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, проведенной Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ), следует, что около 15 час. 30 мин. 13.11.2009 в цехе боеприпасов № *** на участке *** в ходе работ по разборке артиллерийского боеприпаса произошло возгорание, предположительно, в результате неосторожного обращения с ним. Вследствие возникшего пожара произошла детонация боеприпасов, находящихся в цехе № *** на участке ***. В дальнейшем, в результате пожара детонировали боеприпасы цехов № *** участок ***, цехов №№ *** и ***. Основные разрушения произошли в результате пожара и действия взрывной волны, радиус поражения до 5 км.

  Согласно Уставу Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны РФ, утвержденному приказом Главкома ВМФ РФ от 26.12.2001 № ***, ФГУП «31 Арсенал», ранее именовавшееся государственное унитарное предприятие «Войсковая часть ***» (правопреемник хозрасчетного подразделения войсковой части ***), является коммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ. Функции учредителя предприятия осуществляют Министерство имущественных отношений РФ и Министерство обороны РФ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.п. 1.1-1.4).

  Предприятие осуществляет деятельность, определенную уставом, в целях производства продукции, выполнения работ и услуг для нужд Министерства обороны РФ, а также удовлетворения других общественных потребностей и получения прибыли, в том числе изготовление, ремонт и все виды регламентных работ с вооружением и военной техникой в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по государственному оборонному заказу; изготовление, переработку, хранение и распространение метательных зарядов и взрывчатых материалов промышленного назначения; производство, распространение и ремонт оборудования и приборов взрывного дела; организацию и проведение совместно с предприятиями промышленности аттестации оружия и вооружения с целью продления сроков службы и совершенствования образцов вооружения и военной техники; проведение утилизации систем вооружения, военной техники и боеприпасов в соответствии с Гособоронзаказом, а также реализацию продуктов утилизации и т.п. (п.п. 2.1, 2.2).

  Судом установлено также, что образовавшаяся в результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал» МО РФ 13.11.2009 взрывная волна повредила жилое помещение, принадлежащее ФИО1 и расположенное по вышеуказанному адресу в непосредственной близости от эпицентра взрыва. Стоимость необходимых ремонтно-восстановительных работ по устранению дефектов, имеющихся в квартире истицы, возникших в результате действий взрывной волны, составляет согласно заключению ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» 12 300 руб.

  Постановлением следователя военного следственного отдела по Ульяновскому гарнизону от 18 мая 2010 О*** А.Д. признан потерпевшей по уголовному делу, возбужденному по факту взрыва на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, в связи с причинением ему имущественного вреда.

  Статья 1079 ГК РФ обязывает юридических лиц и граждан, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

  Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

  Имущество ФГУП «31 Арсенал» МО РФ согласно п. 3.1 устава (в том числе здания цехов №№ ***, ***, ***, расположенные на территории войсковой части ***) находится в федеральной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. В указанных цехах ФГУП «31 Арсенал» МО РФ осуществляет свою производственную деятельность, связанную с использованием взрывчатых веществ, следовательно, является владельцем источника повышенной опасности, обязанным отвечать за вред, причиненный данным источником.

  В то же время суд установил, что Министерством обороны РФ принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ (приказ от 14.06.2010 № 654). При этом в ОСП по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области с 13.01.2010 на исполнении находилось 448 исполнительных листов по возмещению причиненного вреда на общую сумму более 13 млн. руб., из которых погашено немногим более 3 млн. руб.

  При таких обстоятельствах суд на основании п. 3 ст. 56, п. 7 ст. 114 ГК РФ пришел к правильному выводу, что субсидиарная ответственность по возмещению вреда, причиненного ФИО1 действиями ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, должна быть возложена на Министерство обороны РФ.

  Доводы, приведенные представителем Министерства обороны РФ в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

  В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ (утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 № 1082 (ред. от 26.08.2010)) Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, и имеет полномочия по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов по всей номенклатуре вооружения, военной, специальной техники и материальных средств; координации заказов на разработку, закупку, сервисное обслуживание, модернизацию и ремонт вооружения и военной техники общего применения для войск, воинских формирований и органов в целях унификации вооружения и военной техники; организации эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах; осуществление в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.п. 48,49,52,71).

  Согласно Постановлениям Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», от 03.12.2004 № 739 (ред. от 31.12.2009) «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности; реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, находящихся в ведении Министерства обороны РФ, в форме слияния и присоединения, а также их ликвидация осуществляются по решению Министерства обороны РФ.

  Приказом Министра обороны РФ № 654 от 14.06.2010 принято решение о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в срок до 30.09.2010 и Главкому ВМФ поручено создать ликвидационную комиссию для проведения ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.

  Приказом Главкома ВМФ № 304 от 15.06.2010 назначена ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» МО РФ.

  Уведомление о принятии Министерством обороны РФ, как учредителем, решения о ликвидации ФГУП «31 Арсенал» МО РФ направлено 26.07.2010 в ИФНС по Заволжскому району г. Ульяновска для внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

  Пунктом 7 статьи 114 ГК РФ предусмотрено, что собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 56 настоящего Кодекса.

  Названная норма содержит указание о том, что если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

  Судом бесспорно установлено, что в отношении ФГУП «31 Арсенал» МО РФ имеются неисполненные исполнительные документы о возмещении причиненного вреда на сумму более 10 млн. руб. Заявления о возмещении вреда, причиненного жителям, проживающим в Заволжском районе г. Ульяновска, и организациям, расположенным в Заволжском районе г. Ульяновска, в результате взрыва в ФГУП «31 Арсенал» МО РФ продолжают рассматриваться судами Ульяновской области, и реестр кредиторов окончательно не определен.

  Данные обстоятельства известны также Министерству обороны РФ. Несмотря на это, учредитель принял решение о ликвидации предприятия, фактически лишив его возможности за счет собственных средств и прибыли от дальнейшей коммерческой деятельности возместить причиненный вред.

  Статьей 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред. от 02.07.2010) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусмотрена необходимость обращения в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

  Такое же положение содержится в пункте 3 статьи 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О несостоятельности (банкротстве)»

  Пункт 2 статьи 3 названного Федерального закона относит к признакам банкротства неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

  По сообщению ОСП по Заволжскому району г. Ульяновска УФССП по Ульяновской области от 13.08.2010, исполнительные листы в отношении ФГУП «31 Арсенал» МО РФ в количестве 271 шт., находившиеся на исполнении более 3-х месяцев, на общую сумму взыскания 10 782 тыс. руб. не исполнены и переданы в ликвидационную комиссию.

  Между тем заявления о признании ФГУП «31 Арсенал» МО РФ банкротом ликвидационная комиссия, созданная в соответствии с приказом МО РФ, в арбитражный суд не подавала.

  В соответствии с правовой позицией Европейского Суда по правам человека, изложенной в Постановлении ЕСПЧ от 06.12.2007 по делу «Александрова против Российской Федерации», Постановлении ЕСПЧ от 12.04.2007 по делу «ФИО4 и ФИО5 против Российской Федерации», Постановлении ЕСПЧ от 01.02.2007 по делу «Шлепкин против Российской Федерации», государство должно нести ответственность за действия или бездействие государственного унитарного предприятия, поскольку по законодательству Российской Федерации собственник унитарного предприятия сохраняет право собственности на имущество предприятия, утверждает его сделки с этой собственностью, контролирует управление предприятием и принимает решения относительно того, следует ли предприятию продолжать свою деятельность или его необходимо ликвидировать.

  Таким образом, возложение на учредителя ФГУП «31 Арсенал» МО РФ – Министерство обороны РФ обязанности по возмещению вреда, причиненного предприятием, в порядке субсидиарной ответственности закону не противоречит.

  Ссылку в кассационной жалобе на то, что поскольку в связи с происшествием на ФГУП «31 Арсенал» МО РФ Правительство Ульяновской области распоряжением от 13.11.2009 объявило о введении режима чрезвычайной ситуации, то оно и должно принять на себя ответственность по возмещению вреда в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», судебная коллегия находит несостоятельной и основанной на неправильном толковании названного закона, который не предусматривает обязанность органа государственной власти по возмещению вреда, причиненного в ходе чрезвычайной ситуации, если известен конкретный причинитель вреда, который в силу требования гражданского законодательства обязан возместить причиненный вред.

  В связи с тем, что вред причинен в результате осуществления деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, государственным унитарным предприятием, которое существует до настоящего времени и учредителем которого является федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства обороны РФ, возложение ответственности на субъект федерации недопустимо.

  Не является основанием к отмене решения суда также довод кассационной жалобы об отсутствии решения арбитражного суда о признании ФГУП «31 Арсенал» МО РФ банкротом. Установление судом субсидиарной ответственности Министерства обороны РФ означает, что взыскание с Министерства будет произведено лишь в случае отсутствия денежных средств у предприятия, достаточных исполнения судебного решения.

  В случае выплаты взысканной судом денежной суммы ФГУП «31 Арсенал» МО РФ, взыскание с Министерства обороны РФ производиться не будет и интересы Министерства не будут нарушены. В случае отсутствия у предприятия денежных средств, достаточных для исполнения решения, возмещение причиненного государственным предприятием вреда должно быть произведено федеральным органом исполнительной власти, в ведомственной подчиненности которого находится данное предприятие.

  В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

  Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

  о п р е д е л и л а :

  Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны РФ – без удовлетворения.

  Председательствующий

  Судьи