Вологодский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Вологодский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Цветкова Л.Ю.
№ 33- 3378/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Вологда
22 августа 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Федосеевой О.А.,
при секретаре Баландиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года, которым ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Администрации города Вологды по отзыву разрешения на строительство от 16 ноября 2011 года письмом Администрации города Вологды от 18 апреля 2012 года – отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., объяснения представителя заявителя ФИО1- ФИО2 представителя Администрации города Вологды ФИО3., судебная коллегия
установила:
между Департаментом земельных отношений Вологодской области (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «Горпроект» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка для строительства №... с кадастровым №..., местоположение: примерно ..., расположенного за пределами участка, адрес ориентира:
между обществом с ограниченной ответственностью «Горпроект» и ФИО4 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды №... земельного участка для строительства.
между ФИО4 и ФИО1 заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды №... земельного участка для строительства.
ФИО1 Администрацией г. Вологды выдано разрешение №... на строительство двухэтажного административного здания строительным объемом ... м. куб., общей площадью здания ... кв.м., расположенного на земельном участке площадью ... кв.м., расположенного по адресу:
Письмом Администрации г. Вологды от №... в рамках самоконтроля у ФИО1 было отозвано разрешение на строительство №... от .
Со ссылкой на незаконный отзыв разрешения на строительство, ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации г. Вологды.
В обоснование требований указал, что для получения разрешения на строительство в Администрацию города Вологды им были представлены все необходимые документы, перечень которых предусмотрен п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе и материалы проектной документации. При этом Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрен отзыв, раннее выданного разрешения на строительство. Кроме того, оспариваемое письмо не содержит каких-либо пояснений о причинах отзыва разрешения на строительство, а также ссылок на соответствующие нормативно-правовые акты.
Просит суд признать незаконным решение Администрации г. Вологды об отзыве разрешения на строительство №... от , изложенное в письме администрации от №....
Впоследствии заявитель требования уточнил, просил признать незаконными действия Администрации города Вологды по отзыву разрешения на строительство от письмом Администрации города Вологды от .
В процессе рассмотрения дела ФИО1 были дополнены основания требований. Указал, что разрешение на строительство выдано ему на законных основаниях по результатам проведенной Администрацией города Вологды проверки проектной документации. Исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия разрешения на строительство выдавшим его органом предусмотрен пунктом 21.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Полагал, что решение об отзыве разрешения на строительство должно быть принято не письмом, а постановлением Администрации города Вологды. В соответствии с пунктом 18 «Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008года № 315, пункта 1 статьи 1, статьи 10, пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения о зонах охраны объектов культурного наследия, которые согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к зонам с особыми условиями территорий, в том числе описание их границ и ограничений по порядку использования в обязательном порядке подлежат включению в государственный кадастр недвижимости. Администрацией города Вологды не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о зоне регулирования застройки ... категории ... и зоне археологического наблюдения ..., а также описание местоположения границ таких зон. Кроме того, Градостроительный регламент не устанавливает порядок определения предельных высотных отметок для случаев, когда строительство ведется на участке со сложным рельефом (перепадом высоты). Высота проектируемого здания в наивысшей точке участка составляет согласно данным проектно документации ... Указанная высота соблюдена и со стороны здания, обращенной к реке. Расстояние до карниза ... м, на которое ссылается Администрация города Вологды, со стороны здания, обращенной к реке, включает высоту цоколя здания ... в котором согласно проектной документации находятся подвальные помещения.
В судебном заседании ФИО1, его представители ФИО2, ФИО5 заявленные требования подержали по мотивам, указанным в заявлении.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации г. Вологды по доверенности ФИО6 с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что изначально отзыв разрешения на строительство был мотивирован несоблюдением высотных отметок, на сегодня специалистами установлено также несоответствие строящегося объекта и по длине фасада. Форма отзыва разрешения на строительство соблюдена, поскольку законодатель не устанавливает четкие требования, эта форма может быть в любом виде конкретного волеизъявления органа местного самоуправления. Администрация города Вологды не превысила полномочия, так как имеет право отозвать разрешение на строительство в рамках самоконтроля. Причина отзыва разрешения на строительство — несоблюдение высотных отметок. Земельный участок, на котором идет строительство, находится в зоне охраны объектов культурного наследия и археологического наблюдения, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2009года № 2087 «Об утверждении границ зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Вологды, градостроительных регламентов и режимов использования земель в пределах указанных границ».
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения по основаниям, аналогичным тем, которые им приведены в обоснование требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация города Вологды просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, полагает необходимым решение суда отменить в виду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права и вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований ФИО1 в полном объеме.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городских округов.
Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены полномочия органов местного самоуправления, к которым относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из материалов дела видно, что ФИО1 Администрацией г. Вологды выдано разрешение №... на строительство двухэтажного административного здания строительным объемом ... м. куб., общей площадью здания ... кв.м., расположенного на земельном участке площадью ... кв.м., расположенного по адресу:
Администрацией г. Вологды было направлено письмо ФИО1 об отзыве разрешения на строительство административного здания, расположенного по адресу: выданного этим же органом местного самоуправления .
Отказывая в удовлетворении требований ФИО1, суд первой инстанции, ссылаясь на п.1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которого правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, делает вывод о том, что компетентный орган местного самоуправления в порядка самоконтроля за соблюдением действующего законодательства, вправе отозвать ранее выданное разрешение на строительство письмом, поскольку действующее законодательство не предусматривает запрета по направлению писем с указанием на обнаруженные нарушения.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства. Части 19 - 21 указанной статьи устанавливают срок действия разрешения на строительство, возможность его продления, а также закрепляют непрерывность срока действия данного разрешения.
Прекращение действия разрешения на строительство досрочно возможно только в судебном порядке (части 2, 7 статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Доказательств признания разрешения на строительство незаконным, в материалы дела не представлено.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым действия (бездействие) в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с частью 1статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований ФИО1 в полом объеме.
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 28 июня 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным действия Администрации города Вологды по отзыву разрешения на строительство от 16 ноября 2011 года письмом Администрации города Вологды от 18 апреля 2012года.
Председательствующий: Л.В. Белозерова
Судьи: А.М. Вахонина
О.А. Федосеева