Строка статотчета 10, госпошлина 00 руб. 00 коп.
Докладчик: Гулева Г.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Дивина Н.В., судей Гулевой Г.В., Нибараковой С.Г., при секретаре Мальцевой Н.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области Попова Ф.В. на решение Пинежского районного суда города Архангельской области от 19 марта 2013 года, которым постановлено:
«Исковое требование Малонене Н.Г. о взыскании неначисленной и невыплаченной части заработной платы за период с октября 2012 года по февраль 2013 года в сумме <…> рублей и возложении обязанности в последующем производить начисление и выплату процентных надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны с учетом увеличения и повышения должностного оклада удовлетворить частично.
Взыскать с федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области в пользу Малонене Н.Г. неначисленную и невыплаченную часть заработной платы за период с октября 2012 года по февраль 2013 года в сумме <…> (<…>) рублей <…> копеек.
В удовлетворении иска Малонене Н.Г. к Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области в части взыскания неначисленной и невыплаченной части заработной платы за период с октября 2012 года по февраль 2013 года в сумме <…> рублей, а также к федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области, Федеральной службе исполнения наказаний России и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области в части возложения обязанности в последующем производить начисление и выплату процентных надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны с учетом увеличения и повышения должностного оклада, отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Гулевой Г.В., судебная коллегия
установила:
Малонене Н.Г. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области) о возложении обязанности производить начисление и выплату процентных надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны с учетом увеличения и повышения должностного оклада с октября 2012 года и взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что с 16 июня 2003 года состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности <…>. В составе заработной платы ей производились выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50% и за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны в размере 15%, которые начислялись на должностной оклад с учетом повышений и увеличений, однако с октября 2012 года указанные выплаты производятся без учета увеличений и повышений. Поскольку ответчик не уведомил ее в двухмесячный срок об уменьшении размера заработной платы, полагает, что им нарушены ее права в части оплаты труда.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточняла исковые требования, в окончательном виде просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с октября 2012 года по февраль 2013 года в сумме <…> руб. <…> коп., обязать ответчика в последующем производить начисление и выплату процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 50%, и за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны в размере 15% к должностному окладу с учетом увеличений и повышений на 95%. Кроме того, указала, что отказывается от иска в части взыскания компенсации в ее пользу морального вреда в размере <…> руб.
Определением Пинежского районного суда от 18 января 2013 года по ходатайству ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) и Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области).
Определением суда от 19 марта 2013 года производство по делу в части требований о взыскании денежной компенсации морального вреда прекращено.
ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области ФИО2 исковые требования не признал. Указал, что порядок выплаты гражданскому персоналу процентных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, Инструкцией о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 13.11.2008 №624, не конкретизирован. УФСИН России по Архангельской области в письме от 04.10.2012 №<…> даны разъяснения, в соответствии с которыми начисление и выплату процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо производить от должностного оклада без учета увеличений и повышений, в связи с чем нарушений трудовых прав истца допущено не было.
Представитель ответчиков ФСИН России и УФСИН России по Архангельской области ФИО3 исковые требования также не признал, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 и Инструкцию, утвержденную приказом Минюста России от 28.12.2006 № 387, которыми определено, что ежемесячная процентная надбавка гражданам, допущенным к государственной тайне, и ежемесячная процентная надбавка за стаж работы (службы) в подразделениях по защите государственной тайны выплачиваются к должностному окладу, в связи с чем, просил суд в удовлетворении заявленных истцом требований отказать.
Суд вынес указанное выше решение, с которым не согласен представитель ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области ФИО4 и просит его отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не дана правовая оценка Приложению №2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №822, в соответствии с которым выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В соответствии с приказом Объединения от <…> №<…> с 01.07.2012 процентная надбавка выплачивается к фактически установленным должностным окладам (тарифным ставкам) без учета увеличений и повышений. Разъяснениями о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными приказом Минздравсоцразвития от 19.05.2011 №408н, определено, что процентные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, включаются в состав заработной платы, на которую начисляются районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения истца ФИО1, просившую решение суда оставить без изменения, представителей ответчиков ФИО2, ФИО5, ходатайствовавших об отмене решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Правовую основу службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 и иные нормативные акты Российской Федерации, ненормативные акты Министерства юстиции России, индивидуальный контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.
Как установлено судом, ФИО1 с 13.02.2006 состоит в трудовых отношениях с ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области в должности <…>, <…>.
До октября 2012 года истцу выплачивались 50% надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и 15% за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны, при этом указанные надбавки начислялись на должностной оклад, увеличенный на 95%, в том числе на 75% за особые условия труда в ИУ с особыми условиями хозяйственной деятельности и на 20% за работу в учреждениях УИС.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании неначисленной и невыплаченной части заработной платы за период с октября 2012 года по февраль 2013 года в сумме <…> рублей <…> копеек, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что компенсационные выплаты в виде надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 50% и за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны в размере 15%, должны начисляться на должностной оклад, увеличенный за работу в объединениях уголовно-исполнительной системы и в связи с работой в исправительных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может, так как он основан на неправильном применении норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 №573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» определено, что размер ежемесячной процентной надбавки устанавливается именно к должностному окладу (тарифной ставке), а не к полученному в результате повышения и увеличения.
Приказом ФСИН России от 13.11.2008 №624 для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы утверждена новая система платы труда.
Пункт 12 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат стимулирующего характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной данным Приказом, определяет, что гражданскому персоналу, имеющему право на повышение окладов (ставок) по двум и более основаниям, размеры этих повышений суммируются, а затем начисляются на оклад (ставку). Полученные оклады (ставки) являются основой для установления доплат, надбавок, премий, вознаграждений и других выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 №822 утверждены Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях.
В соответствии с п. 1 указанных Разъяснений выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. При этом ни федеральными законами, ни указами Президента Российской Федерации не определено применение компенсационных выплат к окладам и ставкам с учетом их увеличений и повышений.
Согласно п. 2 Разъяснений выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При этом, как следует из п. 7 Разъяснений, при введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.
Приказом ФКУ ОИУ ОУХД-1 ФСИН России по Архангельской области от <…> «Об утверждении Положения об оплате труда гражданского персонала ФКУ ОИУ ОУХД-1 ФСИН России по Архангельской области» предусмотрено (п. 2.2.), что процентная надбавка выплачивается к фактически установленным должностным окладам (тарифным ставкам) с учетом увеличений (повышений). Вместе с тем, Приказом ФКУ ОИУ ОУХД-1 УФСИН России по Архангельской области от 06.11.2012 № <…> в вышеуказанный подпункт внесены изменения, согласно которым с 1 июля 2012 года абзац «Процентная надбавка выплачивается к фактически установленным должностным окладам (тарифным ставкам) с учетом увеличений (повышений)» изложен в редакции: «Процентная надбавка выплачивается к фактически установленным должностным окладам (тарифным ставкам) без учета увеличений и повышений». Таким образом, Положение об оплате труда было приведено в соответствие с нормами действующего законодательства, изменение никем не оспорено.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.05.2011 № 408н утверждены Разъяснения о порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны.
В соответствии с п. 1 Разъяснений ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) выплачиваются гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе. Выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 573.
Пунктом 7 Разъяснений также определено, что сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, воинских частей дополнительно к процентной надбавке, предусмотренной пунктом 1 Правил, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в соответствии с пунктом 3 Правил.
Согласно п. 9 Разъяснений процентные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны, предусмотренные пунктами 1 и 3 Правил, включаются в состав заработной платы, на которую начисляются районные коэффициенты и процентная надбавка к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях.
Таким образом, из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что должностной оклад истца состоит из оклада по штатной должности без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Поскольку из анализа приведенных нормативных актов прямо следует, что оспариваемые процентные надбавки начисляются на должностной оклад без учета его повышения при применении увеличения оклада за работу в объединениях уголовно-исполнительной системы и в связи с работой в исправительных учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности, то вывод суда о необходимости начисления надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны не основан на законе.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении иска в силу п. 2 ст. 328 и ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права, а именно: неправильным истолкованием закона, что в силу требований вышеуказанных норм права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Пинежского районного суда Архангельской области от 19 марта 2013 года отменить в части удовлетворения иска о взыскании с федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области в пользу ФИО1 неначисленную и невыплаченную часть заработной платы за период с октября 2012 года по февраль 2013 года в сумме <…> (<…>) рублей <…> копеек.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований ФИО1 о взыскании неначисленной и невыплаченной части заработной платы за период с октября 2012 года по февраль 2013 года в сумме <…> рублей <…> копеек и возложении обязанности в последующем производить начисление и выплату процентных надбавок к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну и за стаж работы в подразделениях по защите государственной тайны с учетом увеличения и повышения должностного оклада - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Н.В. Дивин
Судьи Г.В. Гулева
ФИО6