ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3417/17 от 23.10.2017 Калужского областного суда (Калужская область)

судья Князева Е.Ю. дело № 33-3417/2017

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 октября 2017 года г. Калуга

Судебная коллегия по гражданским делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Романовой В.В.,

судей Ватолиной Ю.А., Морозовой Л.С.,

при секретаре Билибиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Морозовой Л.С.

дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации на решение Калужского районного суда Калужской области от 29 мая 2017 года

по иску ФИО1 к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решений, перерасчете субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения,

УСТАНОВИЛА:

18 октября 2016 года ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ), Отделению (территориальному, г.Калуга) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ и, уточнив требования, просил признать незаконными решение № 03-28/761 от 7 июня 2016 года о предоставлении военнослужащему и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в части состава семьи ФИО1 без учета дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и внучки ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; решение № 40-23/38 от 15 июня 2016 года о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях; решение № 40-96/01 от 13 апреля 2017 года о внесении изменений в учетное дело военнослужащего в части отказа в признании членам семьи истца ФИО3 и ФИО2 для обеспечения жилищной субсидией и исключении их из числа нуждающихся в получении жилищной субсидии; обязать ответчика внести изменения в Единый государственный реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилым помещениях, указав в качестве членов семьи истца дочь ФИО2 и внучку ФИО3, и произвести перерасчет субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения на состав семьи из семи человек с учетом его дочери и внучки, а также с учетом общей продолжительности военной службы 23 года 10 месяцев и коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, указав в обоснование требований, что ответчик при предоставлении жилищной субсидии незаконно исключил из числа членов его семьи дочь ФИО2 и внучку ФИО3 и рассчитал размер субсидии из продолжительности его службы 22 года 8 месяцев 27 дней.

Истец ФИО1, действующий также в интересах несовершеннолетней ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, его представитель ФИО4 исковые требования поддержала.

Законный представитель ФИО3 - ФИО5, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица и надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Ответчики - ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны Российской Федерации и Отделение (территориальное г. Калуга) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны Российской Федерации, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 29 мая 2017 года постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично;

признать незаконным решение ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ № 03-28/761 от 7 июня 2016 года в части определения состава семьи ФИО1 для предоставления субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) без учета его дочери ФИО2 и внучки ФИО3;

признать незаконным решение ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ № 40-23/38 от 15 июня 2016 года о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с обеспечением жилищной субсидией для приобретения или строительства жилого помещения;

признать незаконным решение ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ № 40-96/01 от 13 апреля 2017 года в части отказа членам семьи военнослужащего ФИО1ФИО2 и ФИО3 в обеспечении жилищной субсидией для приобретения (строительства) жилого помещения и исключения указанных лиц из числа нуждающихся в получении жилищной субсидии;

обязать ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ внести изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указав в качестве членов семьи ФИО1 дополнительно его дочь ФИО2 и внучку ФИО3;

обязать ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ произвести перерасчет субсидии ФИО1 для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на состав семьи из семи человек с учетом дочери ФИО2 и внучки ФИО3, исходя из общей продолжительности военной службы ФИО1 23 года, и поправочного коэффициента, рассчитанного с учетом общей продолжительности военной службы 23 года;

в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда как не соответствующего требованиям закона и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на жалобу, выслушав представителя ФИО1ФИО6, возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Как установлено абзацем пятым пункта 5 статьи 2 ФЗ «О статусе военнослужащих», к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Из разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», следует, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76, расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по указанной в пункте формуле, с учетом норматива общей площади жилого помещения, определяемого в соответствии с пунктами 3 - 6 настоящих Правил; норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемого в соответствии с пунктами 7 - 9 настоящих Правил.

Пунктом 3 названных Правил норматив общей площади жилого помещения устанавливается 18 кв.метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи – на семью из 3 и более человек.

В силу пункта 7 указанных Правил поправочный коэффициент устанавливается в следующем размере: от 10 лет до 16 лет военной службы - 1,85; от 16 лет до 20 лет военной службы - 2,25; от 20 лет до 21 года военной службы - 2,375. Начиная с 21 года поправочный коэффициент (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы более 21 года - до 2,75 включительно.

При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В силу пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники, как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства, как по восходящей, так и нисходящей линии.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Из дела видно и подтверждается письменными материалами, что в период с 1982 года по 2016 год ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ по контракту.

С 20 февраля 2000 года жилищной комиссией войсковой части 10199 ФИО1 признан нуждающимся в жилом помещении и включен в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, составом семьи из 7-ми человке: он и его дочь ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, супруга ФИО13 и ее сын ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерь ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внучка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается письмом начальника 9 отдела (взаимодействия с территориальными структурами жилищного обеспечения) Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 9 марта 2016 года № 194/9/уг-06502/1625 (л.д.15-оборот).

Истец и члены его семьи зарегистрированы по месту нахождения войсковой части по адресу: <адрес>, а проживают по договору найма в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Уведомлением начальника Отделения № 40-18/358 от 25 мая 2016 года ФИО1 сообщено об исключении из числа нуждающихся в получении жилищной субсидии членов его семьи: ФИО3 (внучка), ФИО2 (дочь), также указано, что расчет субсидии будет производится с учетом права пользования ФИО14 (дочь) жилым помещением по адресу ее матери ФИО15 (9,15 кв.м).

На основании решения ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ № 03-28/761 от 7 июня 2016 года ФИО1 и совместно проживающим с ним членам семьи: ФИО13 (жена), ФИО16 (дочь), ФИО14 (дочь), ФИО17 (пасынок), предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 7 350 898 руб. 17 коп., исходя из норматива общей площади жилого помещения 80,85 кв.м. и общей продолжительности военной службы: 22 года 8 месяцев 27 дней, с коэффициентом 2,525.

Согласно платежному поручению № 19658 от 10 июня 2016 года на банковский счет ФИО1 перечислена сумма в размере 7 350 898 руб. 17 коп. (л.д. 42).

15 июня 2016 года начальником отделения (территориального, г.Калуга) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ вынесено решение № 40-23/38 о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО1, в связи с перечислением жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на основании решения № 03-28/761 от 7 июня 2016 года.

2 августа 2016 года на основании приказа командира войсковой части 45807 № 085 майор ФИО1 уволен с военной службы с зачислением в запас, на момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 23 года 2 месяц в льготном – 25 лет 5 месяцев.

ФИО1 обратился в Калужский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил отменить решение начальника Отделения № 40-18/358 от 25 мая 2016 года.

Решением Калужского гарнизонного военного суда от 30 августа 2016 года в удовлетворении требований ФИО1 было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 24 ноября 2016 года решение Калужского гарнизонного военного суда от 30 августа 2016 года отменено в части, касающейся отказа ФИО1 в признании незаконным начальника отделения (территориального, г.Калуга) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны РФ, связанным с отказом в предоставлении ему жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на его дочь ФИО2 и внучку ФИО3. В указанной части принято новое решение, которым признано незаконным уведомление начальника Отделения (территориального, г.Калуга) ФГКУ «Западрегионжилье» Министерства обороны РФ от 25 мая 2016 года об отказе ФИО1 в предоставлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения на его дочь ФИО2 и внучку ФИО3, возложив на должностное лицо обязанность отменить его в указанной части. В остальной части решение оставлено без изменения.

Решением начальника отделения (территориального, г.Калуга) ФГКУ «Западрегионжилье» МО РФ № 40-96/01 от 13 апреля 2017 года о внесении изменений в учетное дело военнослужащего и единый реестр очередников нуждающихся в обеспечении жилым помещением от Министерства обороны РФ членам семьи ФИО1 - ФИО3 (внучка) и ФИО2 (дочь) отказано в обеспечении жилищной субсидией, указанные лица исключены из числа нуждающихся в получении жилищной субсидии.

Вступившим в законную силу заочным решением Калужского районного суда от 16 октября 2014 года удовлетворен иск ФИО1 к ФКУ Войсковая часть № 10199 о признании членом семьи военнослужащего, несовершеннолетняя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана членом семьи военнослужащего ФИО1 (л.д.14-15).

Судом установлено, что дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совместно проживает с отцом ФИО1 по адресу: <адрес>, а зарегистрирована с ним по месту нахождения войсковой части по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.157-158).

Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание установленные вступившими в законную силу судебными постановлениями обстоятельства, учитывая вышеуказанные нормы права и положения ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к верному выводу о признании обжалуемых ФИО1 решений ответчиков незаконными, возложении на ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ обязанности внести изменения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с указанием в качестве членов семьи истца его дочери ФИО2 и внучки ФИО3 и возложении на ФГКУ «ЗРУЖО» Министерства обороны РФ обязанности произвести перерасчет субсидии, причитающейся истцу для приобретения или строительства жилого помещения, на состав семьи из семи человек с учетом дочери ФИО2 и внучки ФИО3, а также исходя из общей продолжительности военной службы ФИО1 23 года и поправочного коэффициента, рассчитанного с учетом общей продолжительности военной службы 23 года.

Решение суда о частичном удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований соответствует материалам дела и требованиям закона. Оснований для его отмены не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергали бы правильность выводов суда первой инстанции и могли бы служить основанием для отмены решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 29 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи