ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3449/12 от 20.06.2012 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Шаульский А.А.Дело № 33-3449/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Крицкой О.В.,

судей областного суда Ивановой В.П., Утенко Р.В.,

при секретаре Вагнер А.Б.,

рассмотрела в судебном заседании 20 июня 2012 г. дело по апелляционной жалобе представителя  бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района Омской области» ФИО1 на решение Нижнеомского районного суда Омской области от 13 апреля 2012 г., которым постановлено:

«Возложить на бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района Омской области» обязанность обеспечить создание (выделение) рабочего места в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту».

Заслушав доклад судьи Утенко Р.В., судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Главное управление государственной службы занятости населения Омской области обратилось с иском к бюджетному учреждению Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района Омской области» о возложении обязанности обеспечить создание минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту, и принять на него инвалида.

Истец указал, что среднесписочная численность работников организации составляет ** человек, размер квоты для трудоустройства инвалидов составляет ** человека. В нарушение требований законодательства в учреждении не создано ни одного специального рабочего места, чем могу быть нарушены права на социальную защиту от безработицы любого гражданина Российской Федерации, являющегося инвалидом.

В судебном заседании  представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области ФИО2 исковые требования поддержал.

Представитель  бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр  социального обслуживания населения Нижнеомского района Омской области» ФИО3 исковые требования не признала, пояснив, что квотированные для инвалидов 3 рабочих места в настоящее время заняты, однако оснований для переоборудования в специальное одного рабочего места нет.  Ни истцом, ни подведомственными ему учреждениями инвалиды для трудоустройства  в учреждение не направлялись, в связи с чем законодательство о труде ответчиком не нарушено

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района Омской области» ФИО1 просит решение суда отменить, повторяя доводы о том, что создания для  ** работающих в учреждении инвалидов специального рабочего места согласно программе  их реабилитации не требуется. В Нижнеомском районе отсутствует инвалид, нуждающийся в трудоустройстве, в реабилитационной программе которого предусмотрено создание специального рабочего места.

В судебном заседании представитель Главного управления государственной службе занятости населения Омской области ФИО2 просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежаще, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав  представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 г.  № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Из нормы закона следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Согласно ст. 25 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения», работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В соответствии с п. п. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита и трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ, положениям ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Статья 6 Закона Омской области от 21.07.2009 г. № 1174-03 «О квотировании рабочих мест в Омской области» устанавливает, что организация обязана обеспечивать соответствие рабочих мест, выделенных (созданных) в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, требованиям, предусмотренным трудовым законодательством, в том числе проводить аттестацию указанных рабочих мест с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Кроме того, организация обязана создать (оборудовать) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов в срок, который не может превышать двух месяцев.

Постановлением Правительства Омской области от 27.01.2010 г. № 16-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Омской области, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, среднесписочная численность работников которых составляет более ста человек, установлена квота для приема на работу инвалидов в размере трех процентов к среднесписочной численности работников, минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, соответствующее одному специальному рабочему месту.

Удовлетворяя заявленные Главным управлением государственной службы занятости населения Омской области исковые требования о возложении обязанности обеспечить создание (выделение) специального рабочего места, суд первой инстанции исходил из необходимости соблюдения действующего законодательства.

Судебным разбирательством установлено, что по состоянию на 17.06.2011 среднесписочная численность работников у ответчика составляла ** человек, при этом размер квоты, предусмотренной изложенными выше нормативно-правовыми актами для инвалидов, составляет ** человека. Между тем ни одного специального рабочего места ответчиком не создано.

Указанные выше обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

При таком положении, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные сторонами по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы о том, что в программе реабилитации работающих у ответчика инвалидов и инвалидов, проживающих на территории Нижнеомского района Омской области, не указано на необходимость создание специального рабочего места,  на правильность выводов суда не влияют, поскольку факт нарушения вышеуказанного Постановления Правительства Омской области они не опровергают.

При этом обязанность работодателя создать специальное рабочее место призвана обеспечить право на трудоустройство любого инвалида в любое время,  в связи с чем доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании нормы пункта 7 статьи 6 Закона Омской области «О квотировании рабочих мест в Омской области» от 21 июля 2009 г. При этом суд не возложил на ответчика обязанности принять на специальное рабочее место инвалида.

Суд правильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, права и обязанности сторон, оценил в соответствии с требованиями  ст. 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства. Нарушений материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения по указанным в жалобе основаниям, связанным  с ошибочном толкованием норм права, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижнеомского районного суда Омской области от 13 апреля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя бюджетного учреждения Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Нижнеомского района Омской области» ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: