ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-345/2016 от 15.02.2016 Липецкого областного суда (Липецкая область)

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Баранов С.В. Дело № 33-345/2016 г.

Докладчик: Жукова Н.Н.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 февраля 2016 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Захарова Н.И.

судей Жуковой Н.Н. и Орловой О.А.

при секретаре Шабановой К.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» на решение Елецкого районного суда Липецкой области от 10 ноября 2015 года, которым постановлено:

Возложить на акционерное общество работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» в срок до 31.05.2016 года устранить в соответствии с требованиями действующего законодательства допущенные нарушения законодательства о пожарной безопасности путем:

·оборудования складов напольного хранения зерна, расположенных на территории акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» по адресу: <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре,

·проведения огнезащитной обработки деревянных конструкций складов напольного хранения зерна №№ 4, 6, 7, 8.

Взыскать с акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. в бюджет Измалковского муниципального района Липецкой области.

Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Измалковского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском какционерному обществу работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор»о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области у акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

в нарушение п. 4 ст. 83; ч. 1,2 ст. 54 Федерального Закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4; табл. 1 п. 8 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"; разд. 5, табл. 2, п. 20 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"; ч. 1, ст. 84; ч. 1,2 ст. 54 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - склады напольного хранения зерна не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

в нарушение п. 1.8 СНиП 2.01.02.-85 «Противопожарные нормы» - не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций складов напольного хранения зерна №№ 4, 6, 7, 8.

Прокурор Измалковского района просил суд обязать ответчика в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить в соответствии с требованиями действующего законодательства допущенные нарушения законодательства о пожарной безопасности путем оборудования складов напольного хранения зерна автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, проведения огнезащитной обработки деревянных конструкций складов напольного хранения зерна №№ 4, 6, 7, 8.

В судебном заседании помощник прокурора Федоров А.П. исковые требования поддержал в полном объеме, однако просил изменить срок, до которого ответчик будет обязан исполнить решение суда, а именно до 31.05.2016 года.

Представитель ответчика акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» ФИО1 в судебном заседании не возражала против заявленных требований, ссылаясь лишь на несогласие со сроком устранения установленных нарушений.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик акционерное общество работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор»просит отменить решение суда в части удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности по оборудованию складов напольного хранения зерна автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, ссылаясь на заключение ООО «МИНЭПС» от 23.09.2015 г. об оценке пожарных рисков на объекте защиты, которым подтверждается, что пожарный риск не превышает допустимых значений.

Выслушав представителя акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, возражения против жалобы представителя прокуратуры Липецкой области Пучковой С.Л., объяснения представителя 3-его лица ГУ МЧС России по Липецкой области ФИО3, полагавшего доводы жалобы обоснованными, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области у акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» с 03.09.2015 г. по 16.09.2015 г., были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

в нарушение п. 4 ст. 83; ч. 1,2 ст. 54 Федерального Закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4; табл. 1 п. 8 НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"; разд. 5, табл. 2, п. 20 НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"; ч. 1, ст. 84; ч. 1,2 ст. 54 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - склады напольного хранения зерна не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

в нарушение п. 1.8 СНиП 2.01.02.-85 «Противопожарные нормы» - не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций складов напольного хранения зерна №№ 4, 6, 7, 8.

По результатам проверки Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области акционерному обществу работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» было вынесено предписание № 65\1\10 об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 15.10.2015 года (л.д.53).

Согласно предписанию № 65\1\10 акционерному обществу работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» необходимо было устранить следующие нарушения:

Пункт 1: склады напольного хранения зерна не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

Пункт 2: поверхностная огнезащитная обработка деревянных конструкций складов напольного хранения зерна №№1,2,3,5,10 считается не качественной;

Пункт 3: не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций складов напольного хранения зерна №№4,6,7,8.

Определением Правобережного районного суда г.Липецка от 09.11.2015 года между акционерным обществом и работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» и Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области было утверждено соглашение о примирении, по условиям которого Управление надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Липецкой области внесло в предписание №65/1/10 от 16.09.2015 следующие изменения:

пункт №1 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности №65/1/10 от 16.09.2015 г. отменить;

в пункте №№2,3 предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности №65/1/10 от 16.09.2015 г. установить новый срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности до 31.05.2016 г.

Основанием для внесения изменений в предписание явилось представленное ответчиком заключение ООО «МИНЭПС» от 23.09.2015 г. об оценке пожарных рисков на объекте защиты, которым подтверждается, что пожарный риск не превышает допустимых значений.

Исходя из основных понятий, данных в ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для целей настоящего Федерального закона пожарный риск –это мера возможности реализации пожарной опасности объекта защиты и ее последствий для людей и материальных ценностей.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом либо в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности

То есть, соответствие пожарного риска предельно допустимым значениям представляет собой соответствие объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

При этом, исходя из приведенной нормы пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из условий, каждое из которых предусматривает выполнение в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании". Различаются эти условия лишь по второй составляющей: либо пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом "Технический регламент о пожарной безопасности" (п. 1); либо в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности (п. 2).

·Как следует из искового заявления, основанием для предъявления прокурором требований об обязывании ответчика оборудовать склады напольного хранения зерна автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, явились результаты проверки, в ходе которой были установлены нарушения ответчиком требований пожарной безопасности, установленные НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" и НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях".

Суд, удовлетворяя требования прокурора, исходил из результатов проведенной проверки, подтвердившей наличие на момент проверки нарушение ответчиком норм пожарной безопасности.

В тоже время, в материалах дела (л.д.59) на момент рассмотрения судом указанных требований имелось письмо ГУ МЧС России по Липецкой области о том, что пункт 1 предписания, вынесенного в адрес ответчика по результатам проверки, отменен в связи с наличием заключения СА № 52-2015 о проведенной независимой оценке пожарных рисков, которому суд не дал никакой оценки, и не истребовал указанное заключение.

Согласно же представленному в суд апелляционной инстанции заключению ООО «МИНЭПС» СА № 52-2015 от 23.09.2015 г. об оценке пожарных рисков на объекте защиты пожарная безопасность объекта акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» обеспечена выполнением в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами и пожарный риск не превышает допустимых значений, что соответствует требования части 1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ.

Среди объектов, по которым давалась оценка пожарных рисков, указаны и зерносклады.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ГУ МЧС России по Липецкой области никаких замечаний по поводу порядка проведения расчетов по оценке пожарного риска и исходных данных, взятых для этих расчетов при составлении заключения, не высказал, указав о том, что данная организация уполномочена на составление указанного заключения.

С учетом действующих нормативных актов, регулирующих вопросы пожарной безопасности, представленного заключения об оценке пожарных рисков, мнения представителя контролирующего органа ГУ МЧС России по Липецкой области, судебная коллегия полагает, что уже на момент предъявления прокурором требований основания для возложения на ответчика обязанности по оборудованию складов напольного хранения зерна автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре отсутствовали.

При таких обстоятельствах, решение суда в этой части надлежит отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора возложении на ответчика обязанности по оборудованию складов напольного о хранения зерна автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей. В остальной части решение суда никем не оспаривается и судебная коллегия не находит оснований выходить за пределы доводов жалобы.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с акционерного общества работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» в бюджет Измалковского муниципального района судом правомерно взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Елецкого районного суда Липецкой области от 10 ноября 2015 года в части удовлетворения требований прокурора Измалковского района Липецкой области о возложении на акционерное общество работников «Народное предприятие «Измалковский элеватор» обязанности по оборудованию складов напольного хранения зерна, расположенных по адресу <данные изъяты>, автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей отменить. Постановить в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи