ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3475 от 17.07.2012 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Кочетков Д.И. Дело № 33-3475

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ   17 июля 2012 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмаленко Т.А.,

судей Садовой И.М., Кириной Л.А.,

при секретаре Граф Я.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Садовой И.М. апелляционную жалобу Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» на решение Кировского районного суда города Саратова от 09.04.2012 года по гражданскому делу по иску Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» в интересах ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомплекс», которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи, объяснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

РОУ ЗПП Саратовской области «Человек и его права» обратилось в суд в интересах ФИО1 с требованиями о взыскании денежных средств в сумме 26123 рубля 65 копеек, признании недействительными перерасчёты по коммунальным услугам за период 01. 02. 2009 года по 31.112.2011 года, а именно: за отопление в феврале 2009 года, водоснабжение и канализацию за апрель 2009 года, май 2009 года, июль 2009 года, январь 2010 года, июль 2010 года, июль 2011 года. Просит признать тариф за коммунальную услугу отопление в платежных документах за оспариваемый период с 01.02.2009 года по 31.12.2011 года недействительным. Признать бездействие ООО УК «Жилкомплекс», выраженного в отказе в период с 01.02.2009 года по 31.12.2011 года производить корректировку по показаниям ОДПУ отопления по формулам, указанным в Правилах № 307, Правилах № 491, отказ производить перерасчет платы за некачественно оказанную услугу отопление и за не надлежащие услуги по ремонту и содержанию жилья, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

Свои требования мотивирует тем, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу . Управляющей компанией многоквартирного дома является ООО УК «Жилкомплекс». Истец считает, что за период с 01.02.2009 года по 31.01.2011 года действия ответчика имеют противоправный характер, выразившийся в том, что выставленные перерасчеты за недопоставку коммунальных услуг носят незаконный характер, поскольку истцу отказано в предоставлении расшифровки информации о выставленных перерасчетах за потребленный коммунальный ресурс, информации по изменению платы в платежных документах за жилищные и коммунальные услуги со ссылкой на закон и правовой акт.

В период февраль, март 2009 года размер оплаты за отопление был снижен по причине недопоставки теплового ресурса до потребителя, по причине бездействия по содержанию общего имущества многоквартирного дома, а именно: стояков отопления, проходящих через квартиру истца. Вместе с тем истец, считает, что фактический размер перерасчета за ненадлежащее оказание коммунальных услуг должен быть намного больше, чем это указанно в платежных документах.

Кроме того, ООО УК «Жилкомплекс» в нарушение пунктов 19, 21, 23, 25, 27 Правилпредоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года бездействует и не производит корректировку оплаты коммунальных услуг по показаниям общего домового прибора учета, установленного в многоквартирном доме, и с 2009 года и по настоящее время производит начисление по нормативам потребления. Бездействие ответчика выражается в том, что он отказывается производить корректировку в сторону уменьшения платы за коммунальную услугу отопление ненадлежащего качества по заявлению, на основании ненадлежащей услуги, в отказе составлять акт в соответствии с требованиями указанными в Правилах № 307 и Правилах № 491.

ФИО1 считает, что некачественная услуга отопление влечет за собой некачественное оказание услуг по ремонту и содержанию жилья.

Таким образом, нарушение прав истца выражается в том, что ответчик, предоставляя истцу некачественную услугу отопление, не устранил недостаток в виде регулировки подачи теплового ресурса в квартиру истца, не составил акт о ненадлежащей коммунальной услуге и не изменил размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Кроме того, ответчик не составил и не подписал акт о том, что коммунальная услуга отопление в настоящее время отрегулирована и предоставляется надлежащего качества, в силу пункта 74 «А» Правил № 307, согласно которому период окончания услуг ненадлежащего качества считает оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.

Истец считает, что ненадлежащие услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и ремонту жилья оказывались в период с 01.02.2009 года по 31.12.2011 года, т.е. 35 месяцев или 1050 дней

стоимость услуги содержание и ремонт жилья составляет 9 рублей 46 копеек ежемесячно х 78,90 кв.м общая площадь квартиры = 746 рублей 39 копеек, сумма перерасчета составит:

746,39 : 30 х1050 = 26123,65 рублей.

Истец просит признать недействительным, выставленный тариф на отопление за спорный период, поскольку он не соответствует закону и правовым актам Правительства РФ и не соответствует тарифу, утвержденному регулирующим органом власти комитетом государственного регулирования тарифов по Саратовской области.

Так, в отопительный сезон 2009 года тариф на отопление составил 29 рублей 61 копейка. Тариф по отоплению за 2010 год составил 31,63 рубля, тариф на 2011 год 35 рублей 14 копеек.

Действиями ответчиков истцу причинен моральный вред, который ФИО1 просит компенсировать в сумме 10000 рублей.

Рассмотрев спор, Кировский районный суд города Саратова постановил указанное выше решение.

РОУ ЗПП Саратовской области «Человек и его права» подана апелляционная жалоба, в которой общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что судом первой инстанции нарушены номы материального и процессуального права, по доводам, аналогичным изложенным в исковом заявлении.

ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

Представитель РОУ ЗПП Саратовской области «Человек и его права» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не просил отложить слушание по делу.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке статьи 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В силу статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (часть 6.2 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.1 ст. 157 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 14 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года (с последующими изменениями) (далее – Правила № 307) расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

пунктами 21-23 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Пунктом 22 Правил предусмотрено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам;

б) для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

В силу пункта 3 Приложения № 2 к Правилам № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется по приведенной в данном пункте формуле.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 является собственником жилого помещения (свидетельство о регистрации права собственности от 03.02.2009 года) (л.д. 43).

Из квитанций по оплате за жилищно-коммунальные услуги усматривается, что тариф по оплате отопления в 2009 году составил 29, 61 рублей, в 2010 году 31, 63 рубль, в 2011 году 35, 14 рублей (л.д.8, 19, 31).

За оспариваемый период истцу была снижена оплата в феврале 2009 года по электроснабжению МОП на сумму 149,30.

В апреле 2009 года произведено снижение по недопоставке ХВС и канализации в сумме 12,78 копеек и доначислено по ХВС и канализации 865,86 рублей.

В мае 2009 года в графе перерасчет значится к оплате 240, 27 рублей за ХВС и канализацию и 342 рубля 65 копеек за ГВС.

В июле 2009 года доначислено 383 рубля 98 копеек за ХВС и канализацию, 1 рубль 66 копеек за утилизацию ТБО

В декабре 2009 года доначислено 6, 85 рублей за вывоз ТБО.

За январь 2010 года произведено доначисление в сумме 104, 34 рубля за ХВС и канализацию в январе 2010 года.

В апреле 2010 года доначисление в сумме 45,24 рубля за ХВС и канализацию.

В июле 2010 года доначисление в сумме 39,80 рубля за ХВС и канализацию.

Согласно счет - квитанции за январь 2011 года произведен перерасчет недопоставки за центральное отопление в сумме 3050 рублей 03 копейки.

В июле 2011 года доначисление в сумме 112,77 рублей за ХВС и канализацию, и доначисление 197,15 рублей за центральное отопление.

В октябре 2011 года снижена оплата за ГВС на 10, 46 рублей.

Согласно ответу ОАО «Волжская ТГК» ФИО1, проживающая поадресу  письменными заявлениями об оказании услуги отопление ненадлежащего качества, выразившееся в недопоставке теплового ресурса за период времени с февраля 2009 года по декабрь 2011 года в адрес ОАО «Волжская ТГК не обращалась.

Согласно представленным квитанциям, с ФИО1 взималась плата за услугу «центральное отопление» в период отопительного сезона.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 апреля 1995 года №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» тарифы на тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством экономически обоснованных тарифов.

Решением Саратовской городской Думы от 26.12.2005 г. №69-664 «О нормативах потребления отопления и горячего водоснабжения для населения» установлен норматив потребления тепловой энергии.

Согласно приложению №1 к Решению Саратовской городской Думы от 26 декабря 2005 г. № 69-664 норматив потребления тепловой энергии для жилых домов с централизованной системой составляет в размере 0,030 Гкал на 1 кв.м. общей отапливаемой площади в месяц при оплате в период отопительного сезона.

Доводы жалобы в указанной части не имеют правового значения и не влияют на законность и обоснованность решения.

Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 ноября 2008 года № 14/2 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» установлен и введен в действие с 01 января 2009 года тариф на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», получающих тепловую энергию от тепловых сетей, 796,44 руб./Гкал (без учета НДС).

Согласно постановлению администрации муниципального образования «город Саратов» от 12. 03. 2009 года № 107 предельный размер платы за 1 кв.м общей отапливаемой площади в месяц в период отопительного сезона в жилых домах с централизованной системой отопления составляет 29, 61 рубль.

Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 25 сентября 2009 года № 24/2 «Об установлении тарифов» на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2010 год», постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 29 ноября 2010 года №17/20 «Об утверждении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» на 2011 год» установлена стоимость тепловой энергии в г. Саратове и услуг по ее передаче в 2010 году - 893 рубля 43 копейки/гкал., в 2011 году – 992 рубля 62 копейки/Гкал ( без учета НДС).

В соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Согласно ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.

Следует учитывать, что реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг согласно правилам гл. 21 НК РФ облагается НДС. В этой связи в силу п. 1 ст. 168 НК РФ при выставлении счетов-фактур ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 170 НК РФ предусмотрено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Таким образом, судебная коллегия полагает необоснованными доводы жалобы о том, что ответчик неправомерно начислял дополнительно к утвержденным тарифам за отопление НДС в размере 18%, поскольку расчет ответчиком за поставленные услуги с учетом тарифа, установленного для ресурсоснабжающих организаций, увеличенного на сумму НДС, соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 307.

Выводы суда первой инстанции о том, что за технически неизбежные, обоснованные потери холодной воды и затраты на содержание общего имущества в многоквартирном доме, должны платить в виде корректировки не только жители, не имеющие индивидуальные приборы учета расхода горячей и холодной воды, но и те собственники и наниматели жилых помещений, которые имеют такие индивидуальные приборы, поскольку данные технологические потери коммунальных услуг, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме и не связаны с виной управляющей организации, заключившей договора о предоставлении услуг с энергоснабжающей организацией, поддерживающей в надлежащем техническом состоянии сети, применительно к тому, что общедомовые приборы определяют объем потребления коммунальных услуг, и на основании показаний данных приборов учета ресурсоснабжающая организация взыскивает денежные средства с управляющей организации судебная коллегия признает законными и обоснованными, а доводы жалобы в указанной части не подлежащими удовлетворению, поскольку оснований для признания произведенных перерасчетов недействительными не имеется.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг, в случае непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 64); сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема (п. 65); в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 66); в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем) (п. 67); если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей (п. 68); в акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 69); акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором (п. 71); акт о непредставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя (п. 73).

ФИО1 не было представлено доказательств соблюдения ею порядка фиксации о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а потому судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.

Обжалуемое решение судом первой инстанции основано на исследовании материалов дела, всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, постановлено при соблюдении судом норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на неправильном толковании заявителем норм материального и процессуального права, что не может служить основанием для отмены правильного по существу судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Саратова от 09.04.2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «Человек и его права» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.

Председательствующий:

Судьи: