Судья Поляков Е.С. Дело № 33-3486
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 мая 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кутыревой Е.Б., судей Кузиной Т.А., Сысаловой И.В.,
при секретаре Голуб В.Н.,
с участием ФИО1, ФИО2, их представителя ФИО3 (по доверенностям), представителей заинтересованного лица ФИО4, ФИО5 (по доверенности)
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального бюджетного учреждения «Кадастровая палата» по Нижегородской области
на решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30 ноября 2011 года
по заявлению ФИО1, ФИО2 об оспаривании решения должностного лица, обязании устранить нарушение прав,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с заявлением о признании недействительным решения Федерального Государственного Учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, оспаривании действий должностного лица указанного Учреждения ФИО6, указав в обоснование заявленных требований следующее.
В соответствии с п.1 ст.36 ЖК РФ, в силу ст.16 ФЗ №189-ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ», собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит право долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом и указанный участок переходит в собственность бесплатно с момента формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета. Заявители полагают, что земельный участок, на котором расположен жилой дом № <...> по ул. <...> г. <...> является ранее учтенным земельным участком и его необходимо поставить на кадастровый учет. С целью реализации права на общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом № <...>по ул. <...> г. <...>, 03 августа 2010 года ФИО2, как собственник квартиры № <...> дома № <...>по ул. <...>г. <...>, подал в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке домовладения № <...>по ул. <...>г. <...>. К заявлению были приложены документы: свидетельство о регистрации права собственности на квартиру № <...> дома № <...>по ул. <...> г. <...>, план земельного участка № <...>по ул. <...> г. <...> из инвентаризационного дела № <...>, ведомость вычисления площадей земельного участка. Заявители полагают, что указанные документы являются достаточными для постановки на государственный кадастровый учет ранее учтенного земельного участка.
По мнению заявителей, в нарушение требований, установленных ст.45 Закона о кадастре, приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 года № 42 и разъяснений Росреестра, приведенных в письме от 15.05.2009 года № 3-2864-ГЕ, должностным лицом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области ФИО6 были совершены незаконные действия и принято решение от 26 августа 2010 года № <...>об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Указанными действиями должностного лица и решением от 26 августа 2010 года были созданы препятствия в реализации законного права заявителей на общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен жилой дом № <...>по ул. <...>г. <...>.
Просят суд признать недействительным решение № <...>от 26 августа 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объеме недвижимости, признать незаконными действия должностного лица ФИО6 при принятии решения от 26 августа 2010 года, возложить на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке площадью <...>кв.м, расположенном по адресу: г. <...>, ул. <...>, домовладение № <...>за № <...> (т.1 л.д.1-2).
В судебном заседании ФИО1, ФИО2, их представители ФИО3, ФИО7 поддержали заявленные требования, дали объяснения по существу спора.
Представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Нижегородской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал об отложении судебного заседания, ссылаясь, что в адрес заинтересованного лица не поступало кассационное определение Нижегородского областного суда по данному делу, о времени и месте рассмотрения дела заинтересованное извещено надлежащим образом (т.2 л.д.81, 87).
В соответствии со ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
По мнению суда, приведенные в ходатайстве заинтересованного лица доводы не являются уважительными причинами для неявки в судебное заседание, в связи с чем суд 1 инстанции посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ФБУ «Кадастровая палата» по Нижегородской области.
Заинтересованное лицо ФИО8 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (т.2 л.д.81), ранее просила рассмотреть заявление К-ных в свое отсутствие (т.1 л.д.27), в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО8
Решением Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30 ноября 2011 года постановлено:
Заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить.
Признать недействительным решение № <...> от 26 августа 2010 года Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Признать незаконными действия ФИО6 при принятии решения от 26 августа 2010 года.
Возложить на Федеральное бюджетное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке площадью <...>кв.м, расположенном по адресу: <...>.
В апелляционной жалобе, поименованной как кассационная жалоба, ФБУ «Кадастровая палата» по Нижегородской области просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Определениемсудебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 15 мая 2012 года произведена замена заинтересованного лица ФБУ «Кадастровая палата» по Нижегородской области (ранее именовавшегося Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области) на правопреемника Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в связи с реорганизацией в форме присоединения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель заявителей просит оставить ее без удовлетворения, полагая решение законным и обоснованным.
Согласно ст.2 ФЗ № 353-ФЗ от 09.12.2010 года апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
С учетом даты поступления жалобы, рассмотрение дела производится по правилам главы 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции, действующей с 1 января 2012 года).
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как вынесенного с неправильным применением норм материального права и недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, с вынесением нового решения по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Вместе с тем, анализ оспариваемого решения показывает, что оно не отвечает требованиям законности и обоснованности, принято с нарушением норм материального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 03 августа 2010 года ФИО2 обратился в Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, расположенном по адресу: <...>, домовладение № <...> (т.1 л.д.19), представив в регистрирующий орган свидетельство о государственной регистрации права на квартиру № <...> в доме <...>по ул. <...> г. <...> (т.1 л.д.21), инвентаризационный план домовладения № <...>по ул. <...> <...>района г. <...>от 30 июня 2010 года (т.1 л.д.23), ведомость вычисления площадей земельного участка и внутреннего состава угодий домовладения № <...>по ул. <...>от 30 июня 2010 года (т.1 л.д.24).
Решением № <...>от 26 августа 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области в лице ведущего технолога отдела кадастрового учета ФИО8 отказала ФИО2 во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объеме недвижимости – земельном участке (т.1 л.д.20). Основанием для отказа явилось отсутствие документа, устанавливающего или подтверждающего права на земельный участок, было рекомендовано представить правоустанавливающий или правоподтверждающий документ, содержащий описание ранее учтенного земельного участка. Отказ мотивирован ссылкой на статью 27 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», п.34 Приказа Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 года № 42.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 27.04.1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В соответствии с пунктом 3 ст.1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с ч.3 ст.1, ст.7 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Поскольку при отсутствии таких данных земельный участок домовладения как индивидуально-определенный объект гражданского оборота не существует.
В соответствии со ст.27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»:
1. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
2. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образован из объекта недвижимости, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о котором носят временный характер;
5) с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо;
6) истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
7) межевой план, технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица.
Кроме того, статья 27 указанного Закона содержит иные основания для отказа в совершении действий связанных с постановкой или снятием с кадастрового учета объектов недвижимости.
Статьей 45 п.12 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такового паспорта в случае, если отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка.
В соответствии с п.34 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 года № 42 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений (при выполнении кадастровых процедур, связанных с внесением сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, внесением кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия) являются:
отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления правомочий на принятие и направление в орган кадастрового учета документов, поступающих в порядке информационного взаимодействия (например, принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую не уполномоченным органом);
противоречие сведений об объектах недвижимости в документах, поступающих в порядке информационного взаимодействия, и сведений, содержащихся о таких объектах в ГКН (за исключением случаев поступления документов для учета изменений объектов недвижимости);
отсутствие в представленных (поступивших) документах оснований для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном.
Как следует из материалов дела, заявитель ФИО2 не представил сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, также сведений о формировании и проведении государственного кадастрового учета земельного участка до введение в действие Жилищного кодекса РФ и ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» либо регистрации прав на него в установленном порядке.
Кроме того, из содержания представленных документов следует, что на земельном участке расположены два многоквартирных жилых дома № <...>и № <...>по ул. <...>г. <...>с объектами хозяйственного назначения и общего имущества жилых домов.
Согласно ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирные дома и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав таких домов, построенные или реконструированные после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются приемочной комиссией только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых расположены такие многоквартирные дома.
Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ст.36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Из материалов дела следует, что земельный участок, на которой расположен многоквартирный жилой дом № <...>по ул. <...>, в котором заявители ФИО2 и ФИО1 являются сособственниками по праву общей долевой собственности квартиры № <...>, и объектов общего имущества и хозяйственного назначения жилого дома, не прошел процедуру формирования и проведения его государственного кадастрового учета в установленном законом порядке в соответствии с требованиями ст.16 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», ст.36 п.7 ЗК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
Таким образом, для перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества в общую долевую собственность, действующим законодательством установлены два условия: формирование земельного участка и постановка земельного участка на кадастровый учет.
Согласно ст.45 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» содержит следующие положения о проведении государственного кадастрового учета ранее учтенных объектах:
1. Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
2. Землеустроительная документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, документы государственного земельного кадастра, а также технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью. Хранение и использование указанных документов и документации осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке.
3. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
4. При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
5. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости предоставляются в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, с учетом определенных настоящей статьей особенностей.
6. Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном земельном участке, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета в установленный частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срок обеспечивает включение таких сведений и документов и не позднее данного срока предоставляет запрашиваемые сведения в установленном указанной статьей порядке. Правила настоящей части применяются также в случаях, если запрашиваются сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства и право собственности на такой объект недвижимости зарегистрировано в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке.
7. Если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
8. Если на день получения предусмотренного статьей 14 настоящего Федерального закона запроса сведения и документы о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, сведения о котором запрашиваются, не включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости и право собственности на такой объект недвижимости не зарегистрировано в установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» порядке, орган кадастрового учета в установленный частью 9 статьи 14 настоящего Федерального закона срок выдает (направляет) уведомление в письменной форме об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. В данном уведомлении указывается орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о таком объекте недвижимости. Сведения об указанном объекте недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для постановки на учет объектов недвижимости, с учетом следующих особенностей:
1) такое включение осуществляется без уплаты государственной пошлины и указанный в пункте 1 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона документ представлять не требуется;
2) указанная в части 9 настоящей статьи выписка о соответствующем ранее учтенном объекте недвижимости представляется вместо документа, указанного в пункте 3 части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона;
3) правила, установленные частью 4 статьи 25 настоящего Федерального закона, не применяются.
9. Орган или организация, осуществляющие хранение учетно-технической документации о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, выдает по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт такого объекта. Выдача указанного кадастрового паспорта осуществляется за плату, размер которой устанавливается субъектом Российской Федерации. Предельный максимальный размер такой платы устанавливается Правительством Российской Федерации.
10. Никто не вправе требовать от собственника ранее учтенного здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства либо иного лица осуществления плановой, внеплановой или иной технической инвентаризации (переучета, повторного описания, формирования и тому подобного) данного объекта недвижимости в связи с выдачей указанного в части 9 настоящей статьи кадастрового паспорта данного объекта недвижимости или государственной регистрацией прав на данный объект недвижимости и сделок с ним.
11. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. При этом отсутствие кадастровых сведений о таком объекте недвижимости в указанном объеме не может являться основанием для приостановления осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости или сделок с ним либо для отказа в осуществлении данной государственной регистрации.
12. Кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если:
1) отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка;
2) одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
13. В случае принятия решения об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта в соответствии с частью 12 настоящей статьи орган кадастрового учета не позднее установленного частью 8 статьи 14 настоящего Федерального закона срока выдает (направляет) вместо кадастрового паспорта соответствующего земельного участка такое решение и кадастровую выписку о данном земельном участке, содержащую имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о данном земельном участке. Такое решение должно содержать обязательную ссылку на соответствующие положения части 12 настоящей статьи. При этом в таком решении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения данных обстоятельств и рекомендации по устранению этих причин. Решение об отказе в выдаче (направлении) кадастрового паспорта может быть обжаловано в судебном порядке.
14. Орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Из анализа приведенной нормы права следует, что ранее учтенными объектами недвижимости могут считаться объекты, государственный кадастровый или технических учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (то есть до 1 марта 2008 года) либо объекты, в отношении которых учет не осуществлен, но права на которые зарегистрированы.
Указанные обстоятельства по делу не доказаны, соответствующие доказательства об осуществлении в установленном законом порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре (то есть до 1 марта 2008 года) кадастрового учета земельного участка либо о регистрации права на него без проведения кадастрового учета в нарушение положений ст.255, 56 ГПК РФ заявителями по делу не представлены.
Положения п.11 ст.45 Закона о кадастре к спорным правоотношениям не применимы, поскольку регулируют вопрос выдачи кадастрового паспорта на земельный участок иного разрешенного использования по сравнению с заявленным – под многоквартирным жилым домом.
При данных обстоятельствах выводы суда 1 инстанции о том, что земельный участок подлежит постановке на государственный кадастровый учет как ранее учтенный по заявлению ФИО2 не основаны на нормах действующего законодательства. Кроме того, при обращении с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, заявителем не были представлены сведения в объеме, предусмотренном ст.7 Закона о кадастре, для постановки земельного участка на кадастровый учет, а именно: описание местоположения границ объекта недвижимости, его площади, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, а также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный или условный номер), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с настоящим Федеральным законом кадастрового номера, и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке; сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости; категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок; сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости.
Ссылка суда 1 инстанции в обоснование вывода о необходимости возложения обязанности на государственный орган по проведению государственного кадастрового учета земельного участка как ранее учтенного на положения ст.36 п.1 ЖК РФ, Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Минземстроя России № 37 от 04.08.1998 (далее – Инструкция), приложение № 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1, решение областного Совета народных депутатов Нижегородской области от 02.04.1992 № 76-м «О мерах по определению состава и переоценке домовладений», ст.37 ч.2 Земельного кодекса РСФСР, ст.15, 25, 36 ЖК РФ, ст.16 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», является необоснованной, а применение указанных норм права следствием неправильного истолкования и применения закона по следующим основаниям.
Указанные нормы не регулировали и не регулируют вопросы формирования и постановки на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков. Отражение в данных технической инвентаризации в составе домовладения жилого дома <...>по ул. <...>г. <...>земельного участка не свидетельствует о проведении его учета в установленном законом порядке.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации (БТИ) возлагался технический учет жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» было утверждено Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, которым регламентируется учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства.
Земельный участок к объектам капитального строительства не относится. Кроме того, к компетенции органов БТИ формирование земельных участков и их учет отнесено не было. В техническом паспорте домовладения фиксировался лишь факт землепользования.
Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (ГЗК-1-Т.Р.11-02-01, утверждены 10.04.2011) установлены технические правила подготовки и оформления сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу ФЗ РФ «О государственном земельном кадастре», к отражению в государственном реестре земель кадастрового района и на дежурной кадастровой карте.
В перечень ранее учтенных земельных участков последовательно включаются:
- земельные участки, которым присвоены кадастровые ном ера в соответствии со структурой, утвержденной Постановлением Правительства РФ (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров);
- земельные участки, которым присвоены кадастровые номера со структурой, не соответствующей указанной выше (расположенные в порядке возрастания кадастровых номеров);
- земельные участки, которым при проведении учета не присвоены кадастровые номера (п.2.1.).
Для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках: поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений и подтверждением осуществления указанных платежей (п.2.2).
При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра:
- во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах или иных аналогичных документах);
- во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков (п.2.3.).
В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель, а также сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра (п.2.4).
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие включение сведений о земельном участке под многоквартирными жилыми домами № <...>и № <...>по ул. <...>г. <...>в Перечень ранее учтенных земельных участков и имеющихся в ФБУ «Кадастровая палата» по Нижегородской области.
Предоставленные ФИО2 с заявлением от 3 августа 2010 года № <...>о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости документы не содержат в себе координат характерных точек границ земельного участка, иных сведений, предусмотренных ст.7 Закона о кадастре, необходимых для внесения в кадастр, межевого плана. Иного правового регулирования вопроса определения порядка уточнения органом кадастрового учета местоположения границ земельных участков в настоящее время не предусмотрено.
Представленная заявителем ведомость вычисления площадей земельного участка и внутреннего состава угодий домовладения № <...>по ул. <...>г. <...>была составлена 30 июня 2010 года, то есть в период действия ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости», ст.16 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», которые прямо предусматривают постановку на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами путем проведения процедуры их формирования органами местного самоуправления в установленном порядке.
Кроме того, согласно представленных в дело документам, на земельном участке, за проведением государственного кадастрового учета которого обратился ФИО2, расположены два отдельных многоквартирных жилых дома № <...>и № <...>по ул. <...>г. <...>. Заявитель является сособственников в праве общей долевой собственности на квартиру № <...> в доме № <...>по ул. <...>г. <...>. Доказательств того, собственники помещений в жилом № <...>по ул. <...>г. <...>наделили заявителя полномочиями от их имени обратиться с данным заявлением в соответствии с требованиями ст.20 Закона о кадастре и о постановке на учет общего земельного участка под двумя жилыми доками, в дело также не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств оснований для возложения на орган государственного кадастрового учета обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке площадью <...>кв.м, расположенном по адресу: г. <...>, ул. <...>, домовладение № <...>, за № <...>, не имеется. В этой части заявление является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, решение № <...>от 26 августа 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, принятое на основании заявления ФИО2 от 3 августа 2010 года № <...>, и действия ведущего технолога отдела кадастрового учета ФИО8 при принятии решения № <...>от 26 августа 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости подлежат признанию незаконными по следующим основаниям.
В оспариваемом решении не указан конкретный пункт статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который послужил основанием для отказа во внесении сведений в государственный кадастр недвижимости о ранее учтенном земельном участке.
Кроме того, приведенное в обоснование отказа суждение об отсутствии правоустанавливающего или правоподтверждающего документа на земельный участок статьей 27, 45 Федерального закона и п.34 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 г. № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» не предусмотрен.
Следовательно, указанное решение и действия должностного лица по его принятию подлежат признанию незаконными, нарушающими права и свободы заявителей как не соответствующее указанным нормам права.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:
либо на признание незаконным решения (ненормативного правового акта, решения о возложении на заявителя обязанности или решения о привлечении заявителя к ответственности) и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению;
либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.
Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Обращаясь в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, заявители определили конкретный способ устранения права и просили возложить на ФБУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке площадью <...>кв.м, расположенном по адресу: г. <...>ул. <...>, домовладение № <...>, за № <...>.
Однако, судебной коллегией установлено, что в данной части оснований для удовлетворения заявления отсутствуют, а потому, удовлетворяя заявленные требования в части, следует признать незаконным решение № <...>от 26 августа 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, принятое на основании заявления ФИО2 от 3 августа 2010 года № <...>и признать незаконными действия ФИО8 при принятии решения № <...>от 26 августа 2010 года ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, принятое на основании заявления ФИО2 от 3 августа 2010 года № <...>с возложением обязанности на правопреемника как действующее в настоящее время юридическое лицо Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» рассмотретьзаявление ФИО2 от 3 августа 2010 года № <...>в соответствии с действующим законодательством РФ. В удовлетворении остальной части заявления следует отказать как не обоснованного и незаконного.
Руководствуясь ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И ЛА:
Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода от 30 ноября 2011 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым Заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение № <...>от 26 августа 2010 года Федерального Государственного Учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, принятое на основании заявления ФИО2 от 3 августа 2010 года № <...>.
Признать незаконными действия ФИО8 при принятии решения № <...>от 26 августа 2010 года Федерального Государственного Учреждения «Земельная кадастровая палата» по Нижегородской области об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, принятое на основании заявления ФИО2 от 3 августа 2010 года № <...>.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» рассмотреть заявление ФИО2 от 3 августа 2010 года № <...> в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении остальной части заявления Заявление ФИО1, ФИО2 об оспаривании решения должностного лица, обязании устранения нарушения прав – отказать.
Председательствующий
Судьи