ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-348/2018 от 05.02.2018 Костромского областного суда (Костромская область)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«05» февраля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Пелевиной Н.В., Колесова Р.Н.,

при секретаре Удаловой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу председателя Товарищества собственников жилья «Дружбы 3» Мазуровой Г.И. на определение судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 10 января 2018 года об отказе Товариществу собственников жилья «Дружбы 3» в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче иска и на определение судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 10 января 2018 года об оставлении без движения искового заявления Товарищества собственников жилья «Дружбы 3» к ФИО1 о взыскании задолженности по коммунальным платежам, пени.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Товарищество собственников жилья «Дружбы 3» (ТСЖ «Дружбы 3») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 107 181 руб. 89 коп., в том числе пени в размере 21 697 руб. 54 коп.

Одновременно ТСЖ «Дружбы 3» заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, обоснованное тем, что у товарищества отсутствуют денежные средства для уплаты государственной пошлины при подаче иска в размере 3 343 руб. 62 коп., поскольку постановлением судебного пристава-исполнителя произведено обращение взыскания на имущественное право ТСЖ «Дружбы 3», вся оплата, которая поступает от жителей, в рамках договора с АО «ЕИРКЦ» перечисляется на депозитный счет службы судебных приставов. Других доходов товарищество не имеет.

Определением судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 10 января 2018 года в удовлетворении ходатайства ТСЖ «Дружбы 3» о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче иска отказано.

Определением судьи того же суда от 10 января 2018 года исковое заявление ТСЖ «Дружбы 3» оставлено без движения по мотиву неуплаты государственной пошлины. Предоставлен срок до 31 января 2018 года для устранения недостатков поданного искового заявления.

В частной жалобе на определения судьи от 10 января 2018 года об отказе в предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины и об оставлении искового заявления без движения председатель ТСЖ «Дружбы 3» просит их отменить, предоставить отсрочку по уплате государственной пошлины на срок до рассмотрения искового заявления по существу.

Указывает, что юридическое лицо при наличии тяжелого имущественного положения имеет право на отсрочку по уплате госпошлины. В обоснование ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины ТСЖ «Дружбы 3» была представлена выписка из лицевого счета истца об отсутствии денежных средств и постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественное право ТСЖ «Дружбы 3» в виде получения денежных средств по агентскому договору, заключенному между ТСЖ «Дружбы 3» и АО «ЕИРКЦ», путем ежемесячного перечисления в размере 100% поступающих средств от жителей многоквартирного дома №3 на содержание и ремонт общего домового имущества на счет службы судебных приставов. Денежных средств в ноябре, декабре 2017 года на счет ТСЖ «Дружбы 3» не поступало. В результате исполнения постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественное право, по сути, счет ТСЖ «Дружбы 3» арестован, а это является достаточным основанием для отсрочки уплаты государственной пошлины при подаче иска до рассмотрения дела по существу.

Судьей необоснованно отказано истцу в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины до окончания рассмотрения дела, что послужило основанием для оставления искового заявления без движения. Однако отсутствие у юридического лица в силу его имущественного положения возможности оплатить государственную пошлину не должно препятствовать осуществлению им прав на судебную защиту.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассматривается без извещения истца.

Проверив законность и обоснованность определений судьи в пределах доводов, изложенных в частной жалобе, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 90 ГПК РФ основания и порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В пункте 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

В соответствии пунктом 2 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины должно быть подтверждено документально (пункт 5 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы: справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке; справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках; перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства); обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности; документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

Таким образом, отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по письменному ходатайству плательщика пошлины, основанием предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины является неудовлетворительное имущественное положение плательщика, которое не позволяет ему единовременно уплатить пошлину в установленном размере при обращении в суд.

Исходя из заявленных истцом требований размер государственной пошлины, которую ТСЖ «Дружбы 3» должно уплатить единовременно при подаче иска в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 3 343 руб. 64 коп.

В подтверждение обоснованности ходатайства о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины ТСЖ «Дружбы 3» представило постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области от 27 октября 2017 года об обращении взыскания на имущественное право, принятое в рамках исполнительного производства в отношении должника ТСЖ «Дружбы 3» о взыскании с последнего в пользу ОАО «Территориальная генерирующая компания №2» 245 758 руб. 73 коп., которым обращено взыскание на имущественное право должника по агентскому договору от 29.09.2011 г., заключенному между ТСЖ «Дружбы 3» и ОАО «ЕИРКЦ», в размере 100%, за исключением агентского вознаграждения, а также выписку по лицевому счету ТСЖ «Дружбы 3» с 30 ноября 2017 год по 11 декабря 2017 года.

Отказывая в удовлетворении ходатайства ТСЖ «Дружбы 3» о предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины, судья исходила из того, что документов, подтверждающих невозможность единовременно уплатить госпошлину в установленном размере в связи с затруднительным материальным положением, истцом не представлено. При этом судьей указано, что определением Шарьинского районного суда Костромской области от 07 декабря 2017 года прекращено производство по административному делу по административному иску ТСЖ «Дружбы 3» к судебному приставу-исполнителю ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам, УФССП России по Костромской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 27 октября 2017 года об обращении взыскания на имущественные права должника (ТСЖ «Дружбы 3»). Основанием для прекращения производства по административному делу стала отмена административным ответчиком постановления от 27 октября 2017 года и принятие постановления от 01 декабря 2017 года об удовлетворении ходатайства должника о снижении размера взыскиваемых денежных средств до 70%.

Судебная коллегия соглашается с выводом судьи о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих отсутствие возможности уплатить государственную пошлину на день подачи иска.

Из приведенных выше норм следует, что освобождение от уплаты государственной пошлины является правом суда (судьи), но не обязанностью, и допускается при наличии указанных законодателем оснований, в том числе исходя из имущественного положения заявителя, характеризующегося комплексом показателей, при наличии которых суд может прийти к выводу о том, что заявитель действительно не в состоянии уплатить государственную пошлину в требуемом законом размере.

Оценка имущественного положения юридического лица при решении вопроса об отсрочке уплаты государственной пошлины зависит не только от отсутствия денежных средств на счетах, но и от доказанности длительного отсутствия данных средств либо от значительного количества предъявленных к счетам требований, а также наличия сведений об отсутствии иного имущества у юридического лица и отсутствии иного дохода от осуществляемой деятельности.

Представленные заявителем сведения о счете в банке с 30.11.2017 г. по 11.12.2017 г. не свидетельствуют о том, что имущественное положение ТСЖ «Дружбы 3» в целом не позволяет оплатить государственную пошлину. Счет ТСЖ «Дружбы 3» не заблокирован, доказательств об отсутствии возможности поступления на них денежных средств не представлено, незначительность денежных средств на счете в определенный момент времени не подтверждает тяжелое финансовое положение истца.

Доводу о наличии постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на имущественное право от 27.10.2017 г. судьей дана соответствующая оценка, правильность которой заявителем частной жалобы не опровергнута.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у судьи не имелось достаточных оснований для предоставления истцу отсрочки уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью 1 статьи 136 ГПК РФ судья, установив, что исковое заявление подано в суд без соблюдения требований, установленных в статьях 131 и 132 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.

В силу абзаца 3 статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Поскольку в предоставлении ТСЖ «Дружбы 3» отсрочки уплаты государственной пошлины обоснованно отказано, вывод судьи о наличии оснований к оставлению искового заявления без движения по мотиву непредставления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, является правильным.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что судьей нормы материального и процессуального права применены правильно, каких-либо нарушений закона, влекущих отмену оспариваемых определений, не допущено, доводы частной жалобы не содержат оснований для принятия иного решения по рассматриваемым вопросам.

Руководствуясь статьей 334 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Определение судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 10 января 2018 года об отказе в предоставлении отсрочки по уплате государственной пошлины при подаче иска и определение судьи Шарьинского районного суда Костромской области от 10 января 2018 года об оставлении без движения искового заявления Товарищества собственников жилья «Дружбы 3» к ФИО1 о взыскании задолженности по коммунальным платежам, пени оставить без изменения, частную жалобу председателя Товарищества собственников жилья «Дружбы 3» Мазуровой Г.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: