Алтайский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Алтайский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Заплатов Д.С. Дело № 33-3526/11
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 апреля 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Ермакова Э.Ю.,
судей Кулеш О.А., Хоролич Н.М.,
с участием прокурора Пурдина В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя ответчика- командующего войсками Центрального военного округа Чиркина В.В. Фролова С.В. на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 17 января 2011 года по делу по иску
военного прокурора Барнаульского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части 74881, командующему войсками Центрального военного округа, Министерству обороны РФ о приостановлении деятельности.
Заслушав доклад судьи Ермакова Э.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
военный прокурор Барнаульского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к войсковой части 74881, командующему войсками Центрального военного округа, Министерству обороны Российской Федерации, в котором просил приостановить деятельность войсковой части 74881 по утилизации боеприпасов на территории Поспелихинского района Алтайского края до устранения нарушений природоохранного и экологического законодательства, а также законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, ссылаясь на следующие доводы и обстоятельства.
В связи с ликвидацией Сибирского военного округа командующим войсками Центрального военного округа 9 сентября 2010 года издан приказ № 460 «Об организации работ по утилизации и уничтожению боеприпасов, взрывчатых веществ и средств взрывания, содержащихся на арсеналах, базах и складах Центрального военного округа с истекшими сроками хранения». Во исполнение данного приказа войсковой частью 74881 в августе 2010 года начаты работы по утилизации взрывоопасных предметов на полигоне, расположенном на территории Поспелихинского района Алтайского края. В рамках проверок, проведенных Барнаульской гарнизонной прокуратурой на территории полигона, установлено, что в ходе работ по утилизации взрывоопасных предметов образуются продукты горения и взрывов, негативно воздействующие на окружающую среду. До начала работ не проведены организационные мероприятия, направленные на недопущение распространения боеприпасов и взрывчатых веществ, а также мероприятия по обеспечению экологической безопасности. В нарушение требований ст.ст. 14, 34, 38, 41 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.ст. 11 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. ст. 12, 14, 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 183 от 2 марта 2000 года, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в войсковой части 74881 не разработан; участок местности, на котором проводятся работы по уничтожению боеприпасов, до начала работ с территориальными органами Ростехнадзора и Росприроднадзора не согласован; экологический паспорт с расчётом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не составлялся; разрешение на производство работ не оформлено; мониторинг состояния окружающей среды не проводится, вследствие чего нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 17 января 2011 года иск прокурора удовлетворен. Приостановлена деятельность войсковой части 74881 по утилизации боеприпасов на территории Поспелихинского района Алтайского края до устранения нарушений природоохранного и экологического законодательства, а также законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В кассационной жалобе представитель ответчика- командующего войсками Центрального военного округа Фролов С.В. просил решение суда отменить, полагая, что судом нарушены нормы процессуального права, т.к. командующий войсками Центрального военного округа не является руководителем юридического лица и не мог быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика. По делу не установлено, что войсковой частью № 74881 при утилизации боеприпасов нарушено право граждан на благоприятную окружающую среду, отсутствуют материалы проверки, проведенной должностными лицами, осуществляющими функции государственного экологического контроля, не представлено доказательств того, что осколки или остатки боеприпасов в виде черных и цветных металлов, образующиеся в результате сжигания или уничтожения взрывчатого вещества, относятся к классам опасных отходов. В справке о деятельности войсковой части от 29 сентября 2010 года не имеется данных о том, что в результате проводимых работ выявлены негативные факторы в виде ударной воздушной волны, сейсмической волны и разлета осколков. Командование войсковой части № 74881 не осуществляет деятельность по утилизации боеприпасов, а производит их уничтожение. Лицензирование деятельности по уничтожению боеприпасов не требуется.
В письменных возражениях на кассационную жалобу третье лицо- администрация Панкрушихинского района Алтайского края просило решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав заключение прокурора Пурдина В.А., пояснения представителя ответчика- войсковой части 74881 Полыгалова К.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
Согласно п.2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в процессе осуществления войсковой частью 74881 работ по утилизации боеприпасов не соблюдаются требования природоохранного и экологического законодательства, а также законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, вследствие чего нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Как следует из материалов дела и установлено районным судом, в связи с ликвидацией Сибирского военного округа командующим войсками Центрального военного округа 9 сентября 2010 года издан приказ № 460 «Об организации работ по утилизации и уничтожению боеприпасов, взрывчатых веществ и средств взрывания, содержащихся на арсеналах, базах и складах Центрального военного округа с истекшими сроками хранения».
Постановлением администрации Поспелихинского района Алтайского края от 15 июня 2010 года утвержден акт выбора земельного участка от 12 апреля 2010 года для строительства площадки для подрыва и сжигания боеприпасов 4-ой категории. Войсковой части 74881 Министерства обороны Российской Федерации в бессрочное пользование предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения фонда перераспределения, расположенный по адресу: «…». - для строительства площадки для подрыва (л.д.8).
В августе 2010 года войсковой частью 74881 начаты работы по утилизации взрывоопасных предметов на полигоне, расположенном на территории Поспелихинского района Алтайского края.
В соответствии со ст.ст. 22 и 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, необходимо предусматривать и осуществлять мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сброса веществ, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, обязанность по разработке которых возлагается на организации, их выполняющие.
Порядок разработки и утверждения соответствующих нормативов регламентируется постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года № 545 «Об утверждении порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду» и от 2 марта 2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него».
В силу ч.1 ст. 14 Федеральный закон от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Положениями п.5 ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. При этом на отходы I - IV класса опасности составляется паспорт на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности (п.п.2,3 ст.14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
Представителем войсковой части 74881 не оспаривалось, что указанные требования природоохранного законодательства при проведении работ по утилизации боеприпасов на территории Поспелихинского района не выполнены.
Так в ходе проверки, проведенной военной прокуратурой Барнаульского гарнизона, установлено, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в в/части 74881 не разработан; участок местности, на котором проводятся работы по уничтожению боеприпасов, по объёмам выбросов вредных веществ в атмосферу и почву до начала проведения работ с территориальными органами Ростехнадзора и Росприроднадзора не согласован; паспорт с расчётом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не составлялся, мониторинг состояния окружающей среды не ведется.
В письменных объяснениях командир войсковой части полковник Полыгалов К.В. и заместитель начальника базы войсковой части Ильин Е.С. подтвердили наличие нарушений, указав, что требования законодательства об экологической безопасности и законодательства о землепользовании в местах утилизации боеприпасов не соблюдаются в виду отсутствия денежных средств на указанные цели (л.д.16-20).
В соответствии с п.26 ч.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» утилизация боеприпасов и их составных частей подлежит лицензированию.
Судом установлено, что лицензия на осуществление деятельности по утилизации боеприпасов у войсковой части 74881 отсутствует.
В нарушение требований Положения об установлении запретных зон, запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2000 года № 135, границы запретной зоны и запретного района на участке, прилегающем к площадке, где происходит сжигание боеприпасов, не установлены.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в администрацию Поспелихинского района неоднократно поступали жалобы жителей пос. 12 лет Октября, в которых последние просили прекратить деятельность по утилизации боеприпасов вблизи населенного пункта, ссылаясь на то, что в результате взрывов под полом домов образуется волна, в домах, обложенных облицовочным кирпичом, идут трещины по фасаду, поселок накрывает облаками дыма. Водопровод из п. Покровка до пос. 12 лет Октября проходит непосредственно рядом с местом взрывов, вследствие чего имеется опасность его повреждения.
12 ноября 2010 года по причине проведения войсковой частью 74881 работ по утилизации боеприпасов на полигоне с. Покровка в здании МОУ «…» лопнули оконные стекла в количестве 24 штук, что подтверждается актом МОУ «…» от 15 ноября 2010 года.
Установленные нарушения требований природоохранного и экологического законодательства, а также законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности повлекли нарушение права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в связи с чем деятельность по утилизации боеприпасов была правомерно приостановлена судом до устранения указанных нарушений.
Отсутствие в материалах дела сведений о проверке, осуществленной должностными лицами органов экологического контроля, не свидетельствует о незаконности решения районного суда, поскольку факт нарушения требований природоохранного законодательства установлен судом на основании имеющихся в деле доказательств. Представителем войсковой части 74881 наличие указанных нарушений не оспаривается.
Доводы кассационной жалобы о том, что войсковой частью осуществлялась деятельность по уничтожению боеприпасов, которая не является деятельностью по утилизации боеприпасов, в связи с чем не требует лицензирования, несостоятельны и опровергаются письмом заместителя руководителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от 20 сентября 2010 года № 5004, согласно которому утилизация (обезвреживание) инженерных боеприпасов, потерявших потребительские свойства изделий, должно осуществляться организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности.
Привлечение к участию в деле в качестве ответчика войсковой части 74881 права лица, подавшего кассационную жалобу, не нарушает. Постановленное решение не влечет за собой юридических последствий для командующего войсками Центрального военного округа.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции допущено не было, соответствующих доводов кассационная жалоба не содержит, в связи с чем не может быть удовлетворена.
Руководствуясь ст.361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
кассационную жалобу представителя ответчика- командующего войсками Центрального военного округа Чиркина В.В. Фролова С.В. на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 17 января 2011 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи