21 апреля 2015 года дело № ...
Резолютивная часть
В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Габитовой А.М.,
судей: Киньягуловой Т.М.
Хайрутдинова Д.С.
при секретаре Миграновой Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ЗАО «Крайслер РУС» на решение Иглинского районного суда РБ от 2 сентября 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Региональной общественной организации по защите прав потребителей Республики Башкортостан «Еж», Шайхутдинова Р.Х. удовлетворить частично.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Крайслер РУС» в пользу Шайхутдинова Р.Х. стоимость автомобиля в размере ... рублей, компенсацию морального вреда в размере ... рублей, расходы на проведение независимой оценки ... рублей, штраф в размере ... рублей.
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Крайслер РУС» в пользу Региональной общественной организации по защите прав потребителей Республики Башкортостан «Еж» штраф в размере ... рублей.
В удовлетворении исковых требований о расторжении договора купли-продажи отказать.
Обязать Шайхутдинова Р.Х. возвратить Закрытому акционерному обществу «Крайслер РУС» автомобиль ...
Взыскать с Закрытого акционерного общества «Крайслер РУС» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Габитовой A.M., Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Региональная общественная организация защиты прав потребителей Республики Башкортостан «Еж» в интересах Шайхутдинова Р.Х. обратилась в суд с иском к ЗАО «Крайслер РУС» о расторжении договора купли-продажи автомобиля, взыскании уплаченных за автомобиль сумм, независимой оценки, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа.
Свое исковое заявление общественная организация мотивировала тем, что ... г. между Шайхутдиновым Р.Х. и ООО «ВостокКомТранс» заключен договор купли-продажи автомобиля ..., государственный номер ..., стоимость автомобиля составила ... руб. В период гарантийного срока в процессе эксплуатации выявились недостатки, в моторном отсеке автомобиля. ... г. произошло возгорание автомобиля, в результате чего автомобиль сгорел.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ЗАО «Крайслер РУС»ставится вопрос об отмене решения, указывая на его незаконность, ссылаясь на то, что суд не удовлетворил ходатайство представителя ЗАО «Крайслер РУС» в суде первой инстанции о назначении автотехнической экспертизы без указания мотивов отказа. Суд обосновал вывод на основании заключения специалиста, который экспертом не является. На Шайхутдинова Р.Х. не распространяется закон «О защите прав потребителей», поскольку он является индивидуальным предпринимателем и грузовой автомобиль приобрел не для личных и домашних нужд, а для коммерции.
Стороны присутствуют при апелляционном рассмотрении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Шайхутдинова Р.Х., представителя Региональной общественной организации защиты прав потребителей Республики Башкортостан «Еж» Токарева А.В., представителя ЗАО «Крайслер РУС» Смирнова К.В., представителя третьего лица ООО «ВостокКомТранс» Дубинину В.Е., судебная коллегия считает решение подлежащим отмене в части взыскания неустойки, штрафа, морального вреда по закону «О защите прав потребителей» по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 2 ст. 330 ГПК РФ неправильным применением норм материального права являются: неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1 часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не соответствует в части.
Как следует из материалов дела ... г. между Шайхутдиновым Р.Х. и ООО «ВостокКомТранс» заключен договор поставки автомобиля ..., государственный номер ..., стоимость автомобиля составила ... руб. В период гарантийного срока в процессе эксплуатации выявились недостатки, а именно ... г. произошло возгорание автомобиля во дворе жилого дома, и автомобиль сгорел.
В суде апелляционной инстанции представитель ЗАО «Крайслер РУС» заявил ходатайство о назначении судебной автотехнической экспертизы, поручив ее проведение ... по адресу: ... либо ..., по адресу: ..., мотивируя тем, что на судебном заседании ... г. Иглинский районный суд РБ не обсуждал ходатайство о назначении экспертизы, никакого определения не выносил, выводы в решении не указал, по каким основаниям он ссылается на заключение специалиста и почему не назначена автотехническая экспертиза.
На судебном заседании в суде апелляционной инстанции представитель Региональной общественной организации защиты прав потребителей Республики Башкортостан «Еж» возражал против назначения экспертизы, представитель третьего лица ООО «ВостокКомТранс» также возражал против назначения экспертизы, ссылаясь на то, что истцом был представлен отчёт об оценке, который соответствует закону.
Согласно части 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
В настоящем гражданском деле выяснение вопросов о причине возгорания в автомобиле для правильного разрешения спора и достижения иных целей гражданского судопроизводства, определенных ст. 2 ГПК РФ, без использования специальных знаний невозможно. Поскольку вышеуказанные вопросы требовали специальных знаний, результаты экспертиз могли иметь существенное значение при рассмотрении дела, судебная коллегия пришла к выводу о назначении автотехнической экспертизы.
Согласно части 2 ст. 79 ГПК РФ окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... года назначена судебно-автотехническая экспертиза.
Судебная коллегия поставила следующие вопросы:
1.Установить место очага первоначального возгорания автомобиля ...,
2.Какова причина возникновения пожара в автомобиле?
3.сколько имелось очагов пожара, какова их связь, последовательность возникновения?
4.Могло ли стать причиной возникновения пожара, установленное на автомобиле дополнительное оборудование, если оно было установлено?
5.Если да, то какое оборудование было установлено?
6.Мог ли стать причиной возникновения очага горения внешний тепловой источник?
По первому вопросу: установить место очага первоначального возгорания автомобиля ..., (VIN) ..., эксперт сделал следующий вывод.
Для установления более полных сведений и фактических данных о техническом состоянии транспортного средства (ТС), ... года был проведен экспертный осмотр автомобиля ..., (VIN) .... В осмотре принимали участие: владелец автомобиля Шайхутдинов Р.Х., представитель ЗАО «Крайслер РУС» А.Х., директор ООО «ВостокКомТранс» М.Д.Г., представитель ООО ... С.Р.Н.
Осмотр производился на открытой площадке, в дневное время в ясную погоду при естественном освещении, по адресу: ... В ходе осмотре производилась съемка цифровой фотокамерой ..., выполнено ... снимка. Исследуемый объект представляет собой автомобиль марки ... (...), ... цвета, ... года выпуска. Идентификационный номер (VIN) ..., модель и номер двигателя ... ..., государственный регистрационный номерной знак ..., соответствуют паспортным данным на транспортное средство. При визуальном внешнем осмотре установлено, что внешние механические повреждения, характерные для ДТП (столкновение, опрокидывание, наезды на препятствия и т.п.) отсутствуют. Осмотром установлены следующие термические повреждения конструктивных элементов автомобиля. Основные следы воздействия пожара сосредоточены в передней части автофургона, а именно: в моторном отсеке автомобиля и салоне кабины - со стороны панели приборов и управления (фото№ ...). Снаружи автомобиля признаки пожара выражены в виде полного выгорания лакокрасочного покрытия (ЛКП) на внешней поверхности капота, на правом и левом передних крыльях, передней части крыши кабины автомобиля. На момент осмотра выгоревшие части капота, передних крыльев и крыши кабины покрыты слоем атмосферной коррозии (ржавчины).Целостность переднего ветрового стекла, стекол левой и правой передних дверей полностью разрушено. Все сгораемые элементы, расположенные в передней/носовой части кузова (бампер, блок-фары, повторители указателя поворота, декоративная обрешетка радиатора, деталей передней подвески и т.п.) полностью уничтожены огнем, кроме наружных зеркал заднего вида (фото № ...). Пластмассовые элементы корпусов зеркал, оплавлены с передней стороны и в местах крепления, направленностью спереди назад (по ходу движения ТС вперед), также на передних левой и правой дверях, оплавлены пластиковые элементы дверных ручек. Левое наружное зеркало заднего вида больше повреждено высокой температурой пожара, чем правое. Шины передних колес автомобиля находятся в спущенном состоянии, покрышки имеют повреждения в виде частичного выгорания резины. Задние колеса автомобиля никаких повреждений не имеют.Стекла левой стороны кузова и правой боковой двери автомобиля целые, повреждений не имеют. В остальном, снаружи кузова автофургона ..., следов термического воздействия не имеется (фото № ...). Внутри салона автомобиля наибольшему воздействию высокой температуры пожара подвержена панель приборов и управления, которая практически полностью уничтожена огнем. Здесь остатки сохранившихся элементов корпуса панели приборов находятся в остывшем расплавленном состоянии, сгораемые материалы внутренней компоновки (жгутов бортовой электропроводки и других деталей), выгорели. Комбинация приборов, левое боковое и центральные сопла системы отопления, кондиционирования и вентиляции, от воздействия высокой температуры горения полностью расплавлены.
Сгораемые детали и элементы обшивки салона, передних дверей, передних сидений, конструкции из легкоплавких металлов, ткани, пластика/пластмассы, резины и т.п., от воздействия пламени открытого огня и высокой температуры, уничтожены, и частично расплавлены. Степень термических поражений и повреждений, при этом возрастает по направлению от уровня пола салона кабины вверх к переднему краю панели крыши кузова (снизу => вверх).
Левая и правая передние двери с внутренней стороны в результате развития пожара получили термические поражения в виде выгорания, оплавления элементов обивки, уплотнителей стекол, выполненных из полимерного материала, резины, поролона, тканей и т.п. Нарастание степени воздействия пожара на указанные конструктивные элементы направлено от нижнего края обивки дверей вверх (фото №...).
На полу салона у передних сидений находится пожарный мусор, осколки разрушенных стекол передних левого и правого дверей, переднего ветрового стекла, расплавленных деталей панели приборов, кабины и т.д. (фото №...).
По направлению к задней части кабины, интенсивность термических повреждений конструктивных элементов компоновки салона ТС, последовательно понижается. Здесь, следы воздействия высокой температуры пожара, в основном наблюдаются только в верхней части салона. Обивка подголовников на задних сидениях частично обуглена и оплавлена, декоративная панель перегородки грузового отсека, обшивки, отделки потолка, находятся в расплавленном застывшем состоянии (фото №...).
В грузовом отсеке автофургона по всему объему наблюдается наслоение копоти/сажи (продуктов неполного сгорания), следов воздействия открытого пламенного горения и высокой температуры, не наблюдается (фото № ...).
В моторном отсеке сильные термические повреждения получили детали и узлы силового агрегата, практически по всему периметру и объему. Здесь наблюдаются выраженные признаки характерных повреждений (вплоть до полного уничтожения) защитно-декоративного, теплошумоизоляционного покрытия, капота, подкрылок, брызговиков, а также деталей (изготовленных из полимеров, резины, пластмассы) навесного оборудования силового агрегата, бортовой электропроводки, систем охлаждения, питания, тормозной системы, передней подвески, бампера, полимерной облицовки радиатора, светооптических приборов, и т.д. На общем фоне сильного термического поражения узлов и деталей силового агрегата и навесного оборудования, по всему периметру и объему моторного отсека, на отдельных участках левой части моторного отсека, наблюдаются следы более интенсивного и высокотемпературного воздействия пожара. Пластмассовые и резиновые части конструктивных элементов двигателя, установочных изделий и навесного оборудования, практически полностью уничтожены огнем. Изоляция медных многопроволочных жил электропроводов (разного сечения и размера) уничтожена высокой температурой пожара. Металлические трубки, проходящие под вакуумным усилителем тормозов, (в левом углу моторного отсека вблизи щита передка кузова), от воздействия высокой температуры на отдельных фрагментах находятся в расплавленном («поплывшем») застывшем состоянии. Корпус радиатора (системы охлаждения двигателя), подвержен термической деформации с левой стороны больше, чем справа (фото №...). При детальном осмотре левой части моторного отсека видно, что такие детали, как резиновые патрубки, шланги, пластиковые бачки, изоляционный покров электропроводов и другие горючие конструктивные элементы, полностью уничтожены огнем. При осмотре электрических проводов в левой части моторного отсека обнаружено, что на многопроволочных проводниках силовых жгутов (соединяющие генераторную установку, стартер, электродвигателя и др.), Имеются множественные локальные оплавления металла, характерные воздействию высокой температуры (до 1500-3500 С) дуги короткого замыкания. В данном случае, короткое замыкание на проводниках могло произойти в результате выгорания изоляции проводов, уже в ходе развития пожара. При осмотре предпускового подогревателя ... видно, что в некоторых местах корпуса имеются небольшие зазоры (л.д. ...). На электропроводах предпускового подогревателя-отопителя, имеются соединения фрагментов медных жил, выполненных без специальных зажимных устройств, методом простой «скрутки». Следов, характерных работе в аварийном режиме, на указанных фрагментах «скруток» не обнаружено. По ходу направления от левой стороны моторного отсека вправо, наблюдается умеренное снижение термического поражения элементов и деталей навесного оборудования силового агрегата автофургона.
Сформированные признаки термических поражений на отдельных конструктивных элементах навесного оборудования силового агрегата, с учетом признаков направленности огня, свидетельствуют о том, что очаг пожара находился в районе ограниченного пространства левой части моторного отсека автофургона ..., с левой стороны двигателя.
Данных, указывающих на расположение очага пожара в ином месте, или противоречащих такому выводу, в представленных на исследование материалах не имеется.
По второму вопросу, какова причина возникновения пожара в автомобиле, эксперт указал следующее. Под непосредственной технической причиной возгорания автомобиля понимается тепловой источник зажигания, инициировавший первоначальное горение. Возможность существования того или иного источника зажигания определяется исходя из места первоначального возникновения горения (очага пожара). Для установления причины пожара необходимо определить вид источника зажигания и первично загоревшийся материал, а также охарактеризовать условия их взаимодействия с окислителем (кислородом воздуха). Под источником зажигания понимается - инициатор (горящее пламя, накаленное/расплавленное тело, электрический разряд и т.п.), обладающий запасом энергии и температурой, достаточной для возникновения горения веществ и материалов.
В соответствии с общепринятой методикой установления источника зажигания, проверяемые всевозможные версии причины пожара, при исследовании могут быть исключены или признаны истинными по следующим основаниям: по положению установленного места возникновения пожара и особенностям его развития; по особенностям обстановки, предшествующей пожару и сложившейся на момент его возникновения; по специфическим проявлениям источника зажигания; по времени возникновения пожара. Из показаний владельца автомобиля Шайхутдинова Р.Х. известно, что ... г. около ... часов, он вышел на улицу, чтобы завести и прогреть двигатель автомобиля. До этого времени, накануне, транспортное средство было припарковано (на всю ночь) во дворе домохозяйства, на открытой площадке и в морозную погоду. Двигатель автомобиля не завелся. Далее Шайхутдинов Р.Х. зашел в дом и примерно через ... минут услышал стук по стене дома. Выйдя из дома во двор, он обнаружил дым, выходящий из-под капота автомобиля. Также из пояснений Шайхутдинова Р.Х. следует, что за день до пожара, ... года, на панели приборов автомобиля загорелся датчик оранжевого цвета, который информирует о неисправности системы впрыска. Таким образом, возгорание в левой части моторного отсека автомобиля, произошло, когда автофургон стоял с отключенным двигателем (ТС не находилось в движении).
Изучение представленных материалов дела, а также результаты экспертного осмотра свидетельствуют о том, что в районе очага каких-либо явных источников зажигания, самовозгорающихся веществ и материалов, не было. Поэтому такие версии причины возникновения горения, как:
-от самовозгорания веществ или материалов;
-от разгерметизации топливопроводов автомобиля или мест их соединения топливной системы;
-самостоятельной некорректной установки электрооборудования;
-попадания ГСМ на раскаленную поверхность металлических узлов;
-теплового проявления аварийного режима работы электросети автомобиля (короткого замыкания, большого переходного сопротивления, перегрузки и т.п.);
-заноса открытого источника огня можно считать несостоятельными. В левой части моторного отсека автомобиля ..., расположены следующие узлы: электронный блок управления двигателем (ЭБУ), антиблокировочная система (ABS), предпусковой подогреватель-отопитель ..., а также воздушный фильтр, различные патрубки, электропроводкам т.д.
Из этого следует, что в очаге пожара (левой части моторного отсека) находились три потенциальных источника возгорания: электронный блок управления двигателем (ЭБУ), антиблокировочная система (ABS) и предпусковой подогреватель-отопитель фирмы ...
Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) предназначен для приема информации набора датчиков и последующей ее обработки. Обработанная информация получает определенный алгоритм, с помощью которого происходит управляющее воздействие на различные системы мотора. С помощью этого устройства эффективно оптимизируются такие параметры при эксплуатации ТС, как мощность двигателя, расход топлива, крутящий момент, содержание токсичных веществ в отработанных газах и т.п. Конструкция электронного блока включает в себя два основных вида обеспечения. С помощью аппаратного обеспечения включаются в работу различные электронные составляющие во главе с микропроцессором. Поступающая от датчика информация превращается в цифровые сигналы, при помощи специального преобразователя. В состав программного обеспечения входят функциональный и программный модули. Они обрабатывают полученные сигналы и направляют их на управление исполнительными устройствами. Кроме того, формируются выходные сигналы, которые могут корректироваться вплоть до полной остановки работы дизельного двигателя. Для обмена данными используется специальная шина, с помощью которой все блоки управления объединяются в единую систему (л.д. ...).
Антиблокировочная система ABS состоит из следующих основных компонентов:
датчики скорости либо ускорения (замедления), установленные на ступицах колёс транспортного средства;
управляющие клапаны, которые являются элементами модулятора -давления, установленные в магистрали основной тормозной системы;
блок управления, получающий сигналы от датчиков и управляющий работой клапанов.
ABS приводится в рабочее состояние после включения зажигания и достижения автомобилем некоторой скорости движения. В основу работы колесных датчиков положен принцип электромагнитной индукции.
После начала торможения ABS начинает постоянное и достаточно точное определение скорости вращения каждого колеса. В случае, если одно или несколько, или даже все колёса начнут замедлять скорость своего вращения быстрее расчётной максимальной скорости замедления автомобиля (рассчитывается конкретно для каждой модели на стадии разработки и корректируется при испытании на покрытии с максимальным коэффициентом трения), и учитывая показания акселерометров, то система отдаёт команду модулятору давления в тормозной магистрали, который ограничивает тормозное усилие на этих колесах. Затем, как только вращение колеса совпадёт с реальной скоростью движения (восстановится сила трения покоя), тормозное усилие восстанавливается. Этот процесс повторяется несколько раз (или несколько десятков раз) в секунду (по мнению экспертов «За рулём», в 2008 году средняя ABS срабатывала 20 раз в секунду). Как правило, работа системы приводит к заметной пульсации тормозной педали и обычно именно по этому признаку водитель может определить момент срабатывания ABS. Тормозное усилие может ограничиваться как во всей тормозной системе одновременно (одноканальная ABS), так и в тормозной системе борта (двухканальная ABS) или даже отдельного колеса (многоканальная ABS). Одноканальные системы обеспечивают довольно эффективное замедление, но только в том случае, если условия сцепления всех колёс более или менее одинаковы. Многоканальные системы дороже и сложнее одноканальных, но имеют большую эффективность при торможении на неоднородных покрытиях, если, например, при торможении одно или несколько колёс попали на лёд, мокрый участок дороги или обочину. В современные ABS входит система самодиагностики, которая контролирует работу всех компонентов системы по их физическим параметрам. Система самодиагностики зажигает лампу неисправности ABS на приборной панели и записывает соответствующий код неисправности в память блока управления. После определения неисправности данный компонент исключается из работы системы, или вся система перестаёт работать, а тормозная система продолжает работать. В современных автомобилях постепенно получают распространение электрические тормозные механизмы, действующие независимо на каждом колесе. В этом случае ABS существует, в основном, как один из алгоритмов управляющего блока такой тормозной системы и не оказывает никакого влияния на педаль или рукоятку тормоза.
Принцип действия ABS. Коэффициент трения скольжения значительно ниже коэффициента трения покоя. Поэтому длина тормозного пути с заблокированными колесами (трение скольжения: колёса скользят по поверхности) будет больше, чем длина тормозного пути с ещё вращающимися колесами (трение покоя: шина в точке контакта с дорогой находится в покое относительно неё). При этом тормоза обеспечивают усилие чуть меньше того, что требуется для полной блокировки колеса. При достаточном опыте водитель способен чувствовать это усилие сам, и если колеса заблокировались, он немного ослабляет нажатие на педаль тормоза, однако при этом он не способен уменьшить давление тормозное усилие на одном, заблокированном колесе. Система ABS следит за вращением колес и в случае их блокировки слегка уменьшает давление в тормозной системе, чтобы дать колесу провернуться, а затем вновь увеличивает силу сжатия. Таким образом, достигается прерывистое торможение, близкое к идеальному (в плане интенсивности), и плюс дающее возможность корректировки курса автомобиля в условиях экстремального торможения.
Из изложенного следует, что возгорание в левой части моторного отсека произошло, когда автомобиль не находился в движении, двигатель не работал. Следовательно, версии возгорания по причине неисправности ABS и ЭБУ двигателя, можно исключить.
Из представленных материалов следует, что на исследуемый автомобиль ..., государственный регистрационный номерной знак ..., был оборудован предпусковым подогреватель-отопителем ...
Предпусковой подогреватель устанавливается в моторном отсеке, подключается к системе охлаждения и бортовой электросети автомобиля. За счет сжигания топлива, подаваемого из бака специальным насосом, подогреватель нагревает жидкость в системе охлаждения. Еще одним, жидкостным, собственным насосом, он прокачивает ее по контуру, прогревая двигатель, и если это предусмотрено при установке, радиатор штатного отопителя. Когда контур достаточно разогревается, блок управления подогревателя автоматически включает вентилятор штатного отопителя, и теплый воздух подается в салон. Работа подогревателя регулируется автоматически для оптимизации потребления топлива и контролируется многоступенчатой системой защиты. Момент запуска, режим и продолжительность работы устанавливаются пользователем с помощью таймера и/или системы управления по телефону. Он гарантированно обеспечивает запуск двигателя при низких температурах (-40 С и ниже), при этом подогрев происходит непосредственно перед началом движения ТС.
После включения отопителя начинает работать нагнетатель воздуха ... и продувает камеру сгорания ... и выхлопную систему ... Одновременно блок управления ... тестирует все электрические компоненты и датчики. Далее, если нет ошибок, топливо из бака поступает в камеру сгорания ... при помощи топливного насоса ... и воспламеняется с помощью штифта накала ... Газы после сгорания воздушно-топливной смеси выходят через выхлопную систему с пламегасителем. При этом циркуляционный насос ... прогоняет охлаждающую жидкость автомобиля через теплообменник ... отопителя, разогревая её. Среднее время цикла работы отопителя при -20 °С -40 мин. Жидкостный подогреватель-отопитель ... устанавливается под капотом возле двигателя и для своей работы использует топливо из бака автомобиля. Принцип работы отопителя заключается в том, что он запускается автоматически без запуска двигателя при определенной температуре ДВС в установленный момент времени. Из материалов дела следует, что установленный в автомобиле отопитель не был дооборудован органами управления (таймером, панелью управления). Следовательно, в данном случае режим работы отопителя ... был следующим: - не по установленному таймером режиму; - не по выбранному температурному режиму. Значит, отопитель работал постоянно при каждой попытке запуска двигателя, с определенным интервалом, Остановленным заводом-изготовителем. Детальным осмотром оборудования ... установлено, что в результате развития пожара, конструктивные элементы, рабочей исполняющей) системы и системы управления предпускового- подогревателя-отопителя, претерпели сильные термические; поражения. Все сгораемые детали системы практически уничтожены огнем. В материалах дел отсутствуют данные о модели и модификации отопителя. Поэтому, однозначно определить режим работы отопителя, установленный на автофургон ..., после пожара, не представляется возможным.
Синтезирующая часть по третьему вопросу.
При проведении версионных исследований установлено, что в районе установленного очага пожара (левой части моторного отсека), находилось три потенциальных источника зажигания, которые могли стать инициатором возгорания: предпусковой подогреватель-отопитель ..., электронный блок управления двигателем (ЭБУ) и антиблокировочная система (ABS). Исследованием установлено, что в данном случае электронный блок управления двигателем и антиблокировочная система автомобиля ..., не могли быть причастны к возникновению возгорания, по причинам, указанным выше в исследовательской части. Также пожар не мог произойти: от самовозгорания веществ или материалов; от разгерметизации топливопроводов автомобиля или мест их соединения топливной системы; самостоятельной некорректной установки электрооборудования; попадания ГСМ на раскаленную поверхность металлических узлов; теплового проявления аварийного режима работы электросети автомобиля (короткого замыкания, большого переходного сопротивления, перегрузки и т.п.); заноса открытого источника огня. Анализируя изложенное, можно заключить, что единственно возможным источником зажигания могли послужить горящие частицы (искры), поступающие в пространство моторного отсека из камеры сгорания через неплотности (зазоры) корпуса предпускового подогревателя-отопителя.
По третьему вопросу, сколько имелось очагов пожара, какова их связь, последовательность возникновения, эксперт пришел к следующему выводу.
Исследованием по первому вопросу установлено, что на месте пожара, происшедшего ... г. в автомобиле ..., имелся один очаг, расположенный в левой части моторного отсека слева от двигателя, а именно в месте расположения предпускового подогревателя-отопителя ...
По четвертому вопросу: могло ли стать причиной возникновения пожара, установленное на автомобиле дополнительное оборудование, если оно было установлено, эксперт указал, что изучением представленных материалов дела и экспертным осмотром установлено, что автомобиль ..., (VIN) ..., модель и номер двигателя ..., был переоборудован в грузовой многоместный вариант. В связи с этим, в конструкцию транспортного средства внесены изменения. Перегородка, разделяющая кабину водителя с грузовым отсеком, была демонтирована. После были установлены: окна, низкая перегородка за передними сидениями, предпусковой подогреватель-отопитель ..., дополнительные сидения с ремнями безопасности, люк и перегородка грузового отсека.
Установленное на автомобиле дополнительное оборудование, а именно: предпусковой подогреватель-отопитель ..., мог стать причиной возникновения пожара.
По пятому вопросу, если да, то, какое оборудование было установлено, экспертом в заключении сделан следующий вывод. На автомобиль ..., государственный регистрационный номерной знак ..., было установлено дополнительное оборудование, а именно: предпусковой жидкостный подогреватель-отопитель фирмы ...
По шестому вопросу, мог ли стать причиной возникновения очага горения внешний тепловой источник, эксперт ответил, что причиной возникновения очага горения внешний тепловой источник стать не мог, по причинам, указанным в исследовательской части по первому и второму вопросам.
Таким образом, экспертом сделаны следующие выводы.
Очаг пожара, происшедшего ... г. в автомобиле ..., государственный регистрационный номерной знак ..., находился в районе ограниченного пространства левой части моторного отсека, с левой стороны двигателя.
Причиной пожара могли послужить горящие частицы (искры), поступающие в пространство моторного отсека из камеры сгорания через неплотности (зазоры) корпуса предпускового подогревателя-отопителя.
На месте пожара имелся один очаг, расположенный в левой части моторного отсека слева от двигателя, а именно в месте расположения предпускового подогревателя-отопителя ...
Установленное на автомобиле дополнительное оборудование, а именно: предпусковой жидкостный подогреватель-отопитель ..., мог стать причиной возникновения пожара.
На автомобиль ..., было установлено дополнительное оборудование, а именно: предпусковой жидкостный подогреватель-отопитель фирмы ...
Причиной возникновения очага горения внешний тепловой источник стать не мог, по причинам, указанным в исследовательской части по первому и второму вопросам.
Стороны ознакомлены в суде апелляционной инстанции с заключением экспертизы, вопросов не имели, не оспаривали указанное заключение.
В силу части 1-4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №23 «О судебном решении» предусмотрено, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка судом заключения должна быть полно отражена в решении. При этом суду следует указывать, на чем основаны выводы эксперта, приняты ли им во внимание все материалы, представленные на экспертизу, и сделан ли им соответствующий анализ.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими
Данное заключение экспертизы №... от ... года судебной коллегией исследовано, достоверность экспертизы не опровергнута, оснований не доверять заключению эксперта не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт С.М.Ю. предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта на основании непосредственного осмотра автомобиля ... содержит объективные данные о техническом состоянии автомобиля после пожара, о месте пожара, причине возгорания. Не доверять указанным выше сведениям, изложенным в экспертном заключении, оснований не имеется, поскольку они научно аргументированы и согласуются между собой.
Кроме того, выводы судебной пожарно-технической экспертизы иным собранным по делу доказательствам не противоречат.
Эксперт С.М.Ю. имеет высшее техническое образование по специальности инженера пожарной безопасности, экспертную специализацию 14.1 Исследование технологических, технических, организационных и иных причин, условий возникновения, характера протекания пожара и его последствий, выдано свидетельство ... №... на право самостоятельно проводить пожарно-технические экспертизы, имеет стаж экспертной работы с ... года.
Иглинский районный суд РБ, удовлетворяя исковые требования в части взыскания неустойки, штрафа, компенсации морального вреда, пришел к выводу о том, что отношения между сторонами регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку Шайхутдинов Р.Х. в данных правоотношениях выступал как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. № 15 «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» данный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
При этом потребителем применительно к данному закону является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 28.06.2012 г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГK РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу части 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
По смыслу указанных норм достаточно установления факта, что деятельность направлена на систематическое получение прибыли, в связи с чем довод истца Шайхутдинова Р.Х. о том, что бесспорно не установлен факт предпринимательской деятельности судебная коллегия считает не состоятельным.
Наличие намерения у Шайхутдинова Р.Х. осуществлять именно предпринимательскую деятельность и совершение действий, свидетельствующих о начале выполнения таковой, подтверждается материалами дела.
Выполнение Шайхутдиновым Р.Х. работ по предпринимательству в виде перевозок ... из ... в магазин, который он имеет в ..., следует из его личных показаний в судебном заседании суда апелляционной инстанции, а также из выписки из ЕГРЮЛ,
Так, согласно выписке из ЕГРЮЛ Шайхутдинов Р.Х. имеет статус индивидуального предпринимателя с ... года, о чем зарегистрирован в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №39 по Республике Башкортостан. Основным видом деятельности является розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно ... (л.д....).
Согласно паспорту транспортного средства серии ... №... автомобиль типа «...» с ... года переоборудован в грузовой многоместный вариант (л.д....). Из заключения эксперта усматривается, что автомобиль имеет грузовой отсек, предназначенный для перевозки груза, в том числе перевозки товара для магазина. Судебная коллегия приходит к выводу о том, что количество приобретаемого товара не свидетельствует о его приобретении исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности Шайхутдинова Р.Х. Судебная коллегия считает, что приобретение грузового автофургона связано с систематическими перевозками груза, товара и связано это именно с предпринимательской деятельностью.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о распространении на правоотношения сторон Закона РФ «О защите прав потребителей» нельзя признать законными и обоснованными.
В силу части 1 ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Согласно части 2 ст. 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно части 2 ст. 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. В силу части 3 ст. 453 ГК РФ в случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
Данная норма предусматривает, что возврат некачественного товара производится за счет продавца. В силу ст. 453 ГК РФ стороны вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по договору купли-продажи до момента его расторжения.
Согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Согласно п. п. 1, 2 ГК РФ ст. 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. п. 1,2 ст. 475 ГК РФ если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
соразмерного уменьшения покупной цены;
безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав стороны, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда в части расторжения договора и взыскании суммы за некачественный автомобиль именно с импортера ЗАО «Крайслер РУС» в сумме ... руб., постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Поскольку Шайхутдинов Р.Х. при расторжении договора купли-продажи автомобиля, сам некачественный товар Закрытому акционерному обществу «Крайслер РУС» не возвращен, суд исковые требования признал обоснованными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение в части расторжения договора и возвращения автомобиля в пользу ЗАО «Крайслер РУС», поскольку оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Шайхутдинова Р.Х. не имелось.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Апелляционная жалоба является несостоятельной, так как не содержит доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может расцениваться в качестве достаточных оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Иглинского районного суда РБ от 2 сентября 2014 года отменить в части.
Вынести новое решение в отмененной части.
Отказать Региональной общественной организации по защите прав потребителей Республики Башкортостан «Еж», Шайхутдинову Р.Х. в удовлетворении исковых требований к Закрытому акционерному обществу «Крайслер РУС» о компенсации морального вреда в размере ... рублей, расходов на проведение независимой оценки ... рублей, штрафа в размере ... рублей в пользу потребителя, взыскании штрафа в размере ... рублей в пользу Региональной общественной организации по защите прав потребителей Республики Башкортостан «Еж».
решение Иглинского районного суда РБ от 2 сентября 2014 года в остальной части оставить без изменения, апелляционную жалобу ЗАО «Крайслер РУС» - без удовлетворения.
Председательствующий: Габитова А.М.
Судьи: Киньягулова Т.М.
Хайрутдинов Д.С.
Справка: судья М.Ф.Фарахутдинов