ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3546/2015 от 16.07.2015 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

№33-3546/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 16 июля 2015 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Андреевой Т.Б.,

судей Решетникова М.Н., Ночевника С.Г.,

при секретаре Р.


рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской облас­ти на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2015 года, которым удовлетворено исковое заявление Лужского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Лужский муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию участка автомобильной дороги.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Ночевника С.Г., воз­ражения участвующего в деле прокурора Г.Е.В., не усматривающей осно­ваний для удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по админист­ративным делам Ленинградского областного суда

установила:

Лужский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Лужский городской суд Ленинградской об­ласти с иском к администрации Лужского муниципальный район Ленинградской области об обязании произвести паспортизацию участка автомобильной дороги со­общением а/д Толмачево - Осьмино - д. Островенка Лужского муниципального района Ленинградской области.

В заявление прокурор, ссылаясь на положения ст.ст. 6, 28 Федерального зако­на «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», пункты 12.1-12.3 Ведомственных строительных норм ВСН 24-88, ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническом учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указал на то, что технический паспорт дороги явля­ется единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления органами местного самоуправле­ния полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения. В ходе про­верки выявлено не проведение паспортизации в отношении дороги сообщением а/д Толмачево - Осьмино - д. Островенка, что препятствует рациональному планирова­нию работ по дальнейшему развитию дорожной сети, реконструкции, ремонту и со­держанию эксплуатируемого участка дороги. Представленный администрацией тех­нический план дороги не может подменять собой паспорт дороги, поскольку не яв­ляется документом технического учета дороги (л.д.4,44).

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2015 года администрация Лужского муниципального района Ленинградской области обя­зана произвести паспортизацию участка автомобильной дороги сообщением от ав­тодороги на Осьмино до д.Островенка (подъезд к д.Островенка) Лужского района Ленинградской области, протяженностью 0,5 км, тип покрытия - грунтовка, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55-60).

Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принятии по делу нового решения - об отказе в удовлетворении иска прокурора. В жалобе указано на недока­занность прокурором нарушения прав неопределенного круга лиц в результате от­сутствия паспорта автомобильной дороги. Отсутствие паспортизации дороги не оказывает негативного влияния на безопасность дорожного движения, не влечет на­рушение ответчиком действующего федерального законодательства по исполнению полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог, не лишает граждан права пользования участками дорог, следовательно, Лужский го­родской прокурор является ненадлежащим истцом. Судом не учтено, что «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог» ВСН 1- 83 носит рекомендательный характер. Кроме того, в соответствии с указанной Ин­струкцией грунтовые участки дорог местного значения не подлежат паспортизации, а спорная дорога имеет грунтовое покрытие. При этом на спорный участок дороги имеются кадастровый паспорт и технический план. Указанные документы достаточ­ны для осуществления администрацией полномочий в области безопасности до­рожного движения (л.д.62).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель админи­страции Лужского муниципального района, будучи надлежащим образом извещен­ным о месте и времени судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сооб­щил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как указано в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к во­просам местного значения муниципального района относится дорожная деятель­ность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального кон­троля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ насе­ленных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в со­ответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения, относящие к полномочиям органов местного само­управления городского округа осуществление мероприятий по обеспечению безо­пасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети в границах городского округа, содержатся в ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности до­рожного движения". Указанные полномочия являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что муниципаль­ное образование обязано осуществлять ремонт и содержание лишь дорог местного значения, к которым относятся дороги общего и необщего пользования в границах административной территории городского округа.

В соответствии со ст.З Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об ав­томобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» под ав­томобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предна­значенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической ча­стью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Дорож­ная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконст­рукции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Со­держание автомобильной дороги включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее техническо­го состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного дви­жения.

Согласно ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобиль­ных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации", автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, региональ­ного или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

Исходя из п.2.11 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию ав­томобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис государственный учет и паспортизацию автомобильных дорог проводят согласно Инструкции с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рациональ­ного планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети, реконструкции, ремонту и содержанию эксплуатируемых дорог.

Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инст­рукция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего поль­зования" установлено, что паспортизация автомобильных дорог производится с це­лью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженно­сти, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительст­ву, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной до­роге в отдельности (пункт 1.2 ВСН 1-83).

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобиль­ных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отно­шении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, по­становлением администрации Лужского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О приемке в муниципальную собственность дорог местного значения» авто­мобильная дорога а/д Толмачево - Осьмино - д. Островенка (подъезд к д. Островен­ка) принята в муниципальную собственность (л.д.12).

Основываясь на положениях п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 06 ок­тября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ст. 6 Устава МО Лужского муниципального района Ленинградской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что содержание указанного участка дороги относится к компетенции админи­страции Лужского муниципального района.

При этом, суд обоснованно посчитал, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автодо­роги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожно­го движения. Технический паспорт дороги определяет фактическое состояние авто­мобильной дороги, что является необходимым для планирования и проведения ме­роприятий по организации дорожного движения, включающим не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое со­стояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие паспортизации спорного участка дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.

Вопреки доводам подателя жалобы, суд первой инстанции правильно сослался на положения ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортиза­ции автомобильных дорог общего пользования», утвержденной Минавтодором РСФСР 05.02.1982, которая не отменена, является действующим нормативным ак­том. Следовательно, обязанность соблюдать изложенные в ней требования, которые не противоречат нормативным актам, принятым позднее, за соответствующими субъектами правового регулирования сохраняется.

Являются необоснованными доводы жалобы об отсутствии необходимости паспортизации автомобильной дороги с грунтовым покрытием. Действующее зако­нодательство Российской Федерации в отношении автомобильных дорог и дорож­ной деятельности в системном толковании с п. 1.2. ВСН «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» не содержат каких-либо исключений или оговорок в отношении грунтовых дорог.

Не являются основанием для отмены решения суда и доводы жалобы о нали­чии кадастрового паспорта и технического плана спорного участка дороги как на документы, содержащие достаточные сведения для осуществления администрацией муниципального района полномочий, предусмотренных ст. 15 ФЗ «Об организации местного самоуправления».

Кадастровый паспорт и технический план дороги местного значения необхо­димы для регистрации права собственности муниципальной администрации на дан­ный объект недвижимости, в то время как технический паспорт на дорогу (прило­жение 23 к ВСН 1-83) включает технические, экономические, характеристики доро­ги, протяженность покрытий, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги.

При этом согласно п. 2.9 Типовой инструкции в паспорта дорог и документы технического учета ежегодно вносят изменения по состоянию на 1 января текущего года.

Также являются необоснованными доводы жалобы о том, что Лужский город­ской прокурор является ненадлежащим истцом. В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Россий­ской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требу­ет защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Учитывая то, что технический паспорт определяет фактическое состояние ав­томобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движе­ния, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, прожи­вающих на территории Лужского муниципального района Ленинградской области, прокурор обоснованно предъявил указанные исковые требования в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оцен­кой доказательств, не опровергают изложенных выводов, следовательно, не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановле­ния.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установ­лены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюде­нием требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части реше­ния, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спо­ра, не подрывают правильности выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по административ­ным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Лужского городского суда Ленинградской области от 18 мая 2015 го­да оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лужского муни­ципального района Ленинградской области без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.


Председательствующий:

Судьи: