Главная О суде Правовая основа Документы суда Судебное делопроизводство Справочная информация Кадровое обеспечение Противодействие коррупции Судейское сообщество Суды Курганской области УСД Курганской области Медиация Пресс-служба Обращения граждан Ваше мнение о сайте
</form>
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
A A A
Просмотр документа
Судья Рогова Н.К. Дело № 33-3550/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.
судей Пшеничникова Д.В., Шарыповой Н.В.
при секретаре судебного заседания Капитулиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 декабря 2013 года гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ОАО «Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 12 августа 2013 года, которым постановлено:
иск Курганского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать Открытое акционерное общество «Курганская генерирующая компания» принять меры к проведению категорирования железнодорожных путей необщего пользования: железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь вр. протяжённостью м., железнодорожный путь , протяженностью м., месторасположение , путём направления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР) документов на указанные железнодорожные пути для включения в Реестр категорированных объектов и присвоения категории.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., объяснения представителя ответчика ОАО «Курганская генерирующая компания» , действующей на основании доверенности, мнение представителя Курганской транспортной прокуратуры Кабаевой И.А., представителя третьего лица Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области ., действующей на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
Курганский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Курганская генерирующая компания» о возложении обязанности принять меры к проведению категорирования железнодорожных путей необщего пользования ОАО «Курганская генерирующая компания». В обоснование иска указывал, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности в деятельности предприятий и организаций, использующих железнодорожные пути необщего пользования на территории Курганского транспортного района. Проверкой установлено, что ОАО «Курганская генерирующая компания» использует на праве собственности железнодорожные пути необщего пользования, подлежащие категорированию, однако мер к проведению категорирования железнодорожных путей не принимает. С учетом изложенного и на основании положений Федерального закона «О транспортной безопасности», Курганский транспортный прокурор просил суд обязать ОАО «Курганская генерирующая компания» принять меры к проведению категорирования железнодорожный путей необщего пользования ОАО «Курганская генерирующая компания»: железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь , протяжённостью м., железнодорожный путь вр. протяжённостью м., железнодорожный путь , протяженностью м., месторасположение: , путём направления в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (РОСЖЕЛДОР) документов на указанные железнодорожные пути для включения в Реестр категорированных объектов и присвоения категории.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в исковом заседании.
Представитель ответчика ОАО «Курганская генерирующая компания», , действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что спорные железнодорожные пути расположены на территории ТЭЦ. Согласно паспорту безопасности топливно-энергетического комплекса ОАО «Курганская генерирующая компания» проведена оценка безопасности объекта – Курганская ТЭЦ, которая была категорирована как единый объект.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит ОАО «Курганская генерирующая компания».
В апелляционной жалобе ОАО «Курганская генерирующая компания» выражает несогласие с принятым судом решением, просит его отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. Указывает, что структурным подразделением ОАО «Курганская генерирующая компания» является объект топливно-энергетического комплекса – Курганская ТЭЦ, на территории производственной площадки которой находятся принадлежащие ответчику на праве собственности железнодорожные пути необщего пользования, которые используются в производственных целях для обеспечения функционирования Курганской ТЭЦ. Во исполнение Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» ОАО «Курганская генерирующая компания» проведено категорирование Курганской ТЭЦ как единого объекта топливно-энергетического комплекса. По мнению автора жалобы, ответчиком в надлежащем порядке приняты все зависящие от него меры к обеспечению защищенности объекта – Курганской ТЭЦ, от актов незаконного вмешательства. Кроме того, решении не указано, в какие сроки ответчик должен принять меры к категорированию железнодорожных путей необщего пользования, в связи с чем, по мнению ответчика, решение суда является неисполнимым.
В возражениях на жалобу Курганский транспортный прокурор решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, а апелляционную жалобу ОАО «Курганская генерирующая компания» не подлежащей удовлетворению.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ОАО «Курганская генерирующая компания» - ., действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала. Настаивала, что соответствующее категорирование Курганской ТЭЦ, в том числе, железнодорожных путей необщего пользования в составе имущественного комплекса, было проведено в пределах исполнения обязанностей субъекта топливно-энергетического комплекса, установленных Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Представитель Курганского транспортного прокурора Кабаева И.А. с жалобой не согласилась, считая решения суда законным и обоснованным. Пояснила, что железнодорожные пути подлежат самостоятельному категорированию в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности», что не исключает категорирования объекта топливно-энергетического комплекса в целом на основании норм Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Представитель Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области действующая на основании доверенности, с решением суда не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, полагая, что действующее законодательство не возлагает установленной судом обязанности на субъекты транспортной инфраструктуры, кроме того полагала, что решение суда в силу неопределенности его постановляющей части является неисполнимым.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Из материалов дела следует, что Курганской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение транспортной безопасности в деятельности предприятий и организаций, использующих железнодорожные пути необщего пользования на территории, поднадзорной Курганскому транспортному прокурору.
Установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от , ОАО «Курганская генерирующая компания» на праве собственности принадлежат железнодорожные пути, в том числе: железнодорожный путь протяжённостью м.; железнодорожный путь протяжённостью м.; железнодорожный путь протяжённостью м.; железнодорожный путь протяжённостью м.; железнодорожный путь протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь , протяжённостью м.; железнодорожный путь вр. протяжённостью м.; железнодорожный путь н, протяженностью м., расположенные по адресу: .
Как видно из представленных суду апелляционной инстанции пояснительной записки к проектному заданию, схемы расположения железнодорожных путей Курганской ТЭЦ, последние представляют собой участки пути различной протяженности, расположенные как в границах огороженной территории промышленного комплекса, так и за ее пределами.
По сведениям Уральского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, указанные выше железнодорожные пути не включены в перечень железнодорожных путей необщего пользования, расположенных на территории г. Кургана и Курганской области, прошедших категорирование и внесенных в Реестр категорированных объектов.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» под безопасностью объектов топливно-энергетического комплекса понимается состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Указанным федеральным законом (ст. 5) предусмотрено категорирование объектов топливно-энергетического комплекса для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Ответчиком суду представлен Акт категорирования объекта топливно-энергетического комплекса по степени потенциальной опасности ОАО «Курганская генерирующая компания» Курганская теплоэлектроцентраль, согласно которому комиссия по категорированию объектов, назначенная приказом генерального директора ОАО «Курганская генерирующая компания» от , в соответствии с Федеральным законом «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» провела изучение исходных данных в целях категорирования объекта Курганской ТЭЦ ОАО «Курганская генерирующая компания».
По итогам изучения Курганской ТЭЦ присвоена низкая степень потенциальной опасности по совокупности максимального ущерба, который может быть нанесен в результате террористического акта, и по степени потенциальной опасности.
года выдан паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ОАО «Курганская генерирующая компания» Курганская теплоэлектроцентраль, утвержденный генеральным директором ОАО «Курганская генерирующая компания» и согласованный с губернатором Курганской области – председателем антитеррористической комиссии.
Утвержденный и согласованный паспорт безопасности, разработанный для служебного пользования, предусматривает комплексную организацию охраны и защиты объекта с учетом присвоенной ему степени опасности от актов незаконного вмешательства.
Вместе с тем, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства был принят Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ, который вступил в силу с 14.08.2007.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 указанного Федерального закона к одним из основных задач обеспечения транспортной безопасности отнесены: оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 3), категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. 4).
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности (ст. 9 Закона).
Понятие "объекты транспортной инфраструктуры" и "субъекты транспортной инфраструктуры" даны в подпунктах 5 и 9 ст. 1 вышеназванного Федерального закона, в соответствии с которыми к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) относятся: технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (ТС) или использующие их на ином законном основании.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств согласно определению, содержащемуся в п. 2 ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" - это отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Порядок установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона утвержден Приказом Минтранса России от 21.02.2011 № 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности".
В соответствии с п.п. 2 и 3 статьи 6 вышеназванного Федерального закона категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Категорированные объекты включаются в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Пунктом 5.3.14 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 397 категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности отнесено к полномочиям Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Согласно положениям "Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств", утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 29.01.2010 г. № 22 (в редакции от 27.08.2012 г.), предназначенного для ведения федеральными агентствами, подведомственными Министерству транспорта РФ (далее - компетентные органы), Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта.
Компетентные органы включают в Реестр категорированные объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, определенные пунктами 5 и 11 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности".
Реестр формируется и ведется компетентными органами по видам транспорта и включает в себя сведения о категорированных объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Основанием для включения категорированного объекта в реестр в силу п. 11 вышеназванного Порядка является решение компетентного органа, который в течение пяти рабочих дней с момента внесения в реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в реестр и о присвоенной категории.
Исходя из системного анализа положений ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 16-ФЗ, Приказа Минтранспорта РФ от 29.01.2010 № 22 "Об утверждении Порядка ведения реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" следует, что обязанность по проведению категорирования объектов транспортной инфраструктуры возложена на компетентные органы государственной власти, а не на субъектов транспортной инфраструктуры, и напрямую обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получении их результатов не предусмотрена.
Также, согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Министерству транспорта РФ по согласованию с Федеральной службой безопасности РФ и Министерством внутренних дел РФ) полномочие по установлению порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5.7 «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 43 предусмотрено, что обеспечение проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (далее - ОТИ и/или ТС) и утверждения в установленном порядке результатов такой оценки входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и осуществляется им в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в реестр категорированных объектов.
Во исполнение п. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ Приказом Министерства транспорта РФ от 11.02.2010 № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно п. 2 указанного Порядка разработка плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС на основании результатов оценки уязвимости также входит в обязанности субъекта транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом, из приведенных нормативных актов следует, что, несмотря на то обстоятельство, что категорирование ОТИ и/или ТС для субъектов транспортной инфраструктуры носит уведомительный порядок и оценка уязвимости ОТИ и/или ТС производится после осуществления категорирования и не входят в полномочия субъектов транспортной инфраструктуры, а разработка субъектом транспортной инфраструктуры плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) результатов категорирования и оценки уязвимости, тем не менее первичное установление, а также изменение значения категории возможны только по инициативе владельца объекта транспортной инфраструктуры, поскольку только субъект транспортной инфраструктуры может предоставить компетентному органу в области транспортной безопасности данные о количественных показателях критериев категорирования, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.02.2011 № 62.
Ответчик сведения, необходимые для проведения процедуры категорирования принадлежащих ему железнодорожных путей необщего пользования в уполномоченный в сфере безопасности железнодорожного транспорта орган не направил, что не оспаривалось представителем ОАО «Курганская генерирующая компания» в суде, тем самым своим противоправным бездействием создав угрозу причинения вреда охраняемым законом целям и интересам от незаконного вмешательства со стороны третьих лиц.
Учитывая, что проведение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности невозможно, пока субъект транспортной инфраструктуры - ОАО курганская генерирующая компания», как владелец железнодорожных путей необщего пользования не инициирует процедуру категорирования и не подаст соответствующие сведения в компетентный орган - Федеральное агентство железнодорожного транспорта, судебная коллегия находит правомерными и обоснованными выводы суда первой инстанции о необходимости возложения на ответчика обязанности принять меры к категорированию указанных в решении суда железнодорожных путей необщего пользования путем направления в уполномоченный орган власти соответствующих документов.
Доводы представителей ответчика и третьего лица об отсутствии установленной законом обязанности, а также необходимости в повторном категорировании объекта – Курганской ТЭЦ, ранее проведенном в соответствии требованиями Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» не могут быть приняты во внимание судебной коллегий, как не основанные на вышеприведенных нормах федерального законодательства, которое не содержит каких-либо исключений в отношении субъектов транспортной инфраструктуры в зависимости от отнесения их к тем или иным объектам промышленности различной отраслевой направленности.
Категорирование Курганской ТЭЦ ОАО «Курганская генерирующая компания» во исполнение требований Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» не исключает обязанности ОАО «Курганская генерирующая компания» принять меры к проведению соответствующих мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности, установленной иным Федеральным законом - «О транспортной безопасности» и находящихся в компетенции иного уполномоченного федерального органа государственной власти – Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В соответствии с ч.1 ст. 202 ГПК РФ в с случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.
Решение суда принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 12 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Курганская генерирующая компания» - без удовлетворения.
Судья – председательствующий
Судьи:
© Курганский областной суд, 2014 oblsud@mail.kurgan.ru