Верховный Cуд Чувашской Республики Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный Cуд Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Докладчик Севастьянова Н.Ю. Кассационное дело № 33-3561-10
Судья Сливницына Н.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 октября 2010 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н., судей Севастьяновой Н.Ю., Савельевой Г.В., при секретаре Юркиной Е.П. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики о выдаче предложения о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, поступившее по кассационной жалобе ответчика Государственного учреждения Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики на решение Красночетайского районного суда Чувашской Республики от 10 сентября 2010 года, которым постановлено:
- исковые требования ФИО1 удовлетворить;
- обязать Государственное учреждение Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики выдать ФИО1 предложение о направлении безработного гражданина на пенсию по старости досрочно в соответствии с п.2 ст. 32 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации».
Заслушав доклад судьи Севастьяновой Н.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики о признании незаконным отказа в выдаче предложения о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красночетайском районе Чувашской Республики и возложении обязанности выйти с предложением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указано, что 05 декабря 2005 года истец была уволена по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата. После увольнения ФИО1 состояла на учете в Центре занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики. Однако она не была трудоустроена. ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось ... года и, ссылаясь на положения Федерального закона от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче предложения о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Однако письмом №01-22/382 от 23 апреля 2010 года ей было отказано в выдаче предложения. Истец считает указанный отказ Государственного учреждения Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики незаконным. На момент увольнения общий трудовой стаж ФИО1 составлял около ... года.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, суду пояснила, что в период нахождения на учете в Государственном учреждении Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики в качестве безработной истец не раз направлялась на временные работы в сельское поселение сроком до одного месяца. При этом заключались срочные трудовые договоры, вносились записи в трудовую книжку о приеме на работу и об увольнении в связи с истечением срока трудового договора. Однако оплата труда по указанным трудовым договорам не производилась. В периоды участия в общественных работах пособие по безработице не платили, но Центр занятости населения оказывал материальную поддержку в период временной нетрудоспособности.
Представитель ответчика Государственного учреждения Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики - ФИО2 исковые требования не признал, суду пояснил, что для оформления гражданам пенсии по старости досрочно необходимо наличие ряда условий. При отсутствии хотя бы одного из условий досрочное оформление пенсии по старости, включая пенсии на льготных условиях, не производится. Одним из таких условий является увольнение с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата. В случае участия гражданина в общественных работах, с ним заключается срочный трудовой договор, в трудовой книжке делается соответствующая запись. В данном случае, у ФИО1 последняя запись в трудовой книжке об увольнении по п.2 ст. 77 Трудового кодекса РФ в связи с «истечением срока трудового договора». В связи с чем истца нельзя признать уволенной по сокращению штата, следовательно, Центр занятости не имеет возможности выдать ФИО1 предложение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красночетайском районе Чувашской Республики ФИО3, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что общественные работы, на которые направлялась истец в период нахождения на учете в качестве безработной, являются трудовой деятельностью.
По делу судом постановлено указанное выше решение, обжалованное ответчиком Государственным учреждением Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики ФИО4, представителя третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красночетайском районе Чувашской Республики ФИО3, истца ФИО1, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Положениями ст.ст. 18, 39 Конституции Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Постановлением Минтруда России от 14.06.2001 N 48 утвержден Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно (далее Порядок). На основании п. 3 Порядка основными условиями назначения пенсии по старости (а также пенсии на льготных условиях) досрочно являются:
- признание граждан в установленном порядке безработными;
- отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;
- наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях;
- достижение безработными гражданами определенного возраста;
- увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;
- согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно.
При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.
Как следует из материалов дела, истец работала и в .... Приказом №17 от 05 декабря 2005 года ФИО1 уволена с работы по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата. На основании ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» истец признана безработной и ей назначена выплата пособия по безработице с 12 декабря 2005 года.
В период с 06 марта по 30 апреля 2007 года, с 19 сентября по 15 ноября 2007 года, с 10 апреля по 12 мая 2008 года, с 22 сентября по 22 октября 2008 года, с 09 апреля по 08 мая 2009 года, с 24 августа по 23 сентября 2009 года, с 10 марта по 09 апреля 2010 года, с 21 июля по 21 августа 2010 года истец привлекалась на общественные работы по направлению Центра занятости. В указанные периоды истец работала . Действительно, между истцом и администрацией сельского поселения заключались срочные трудовые договоры, сроком на 1 месяц, однако размер заработной платы в договорах не определен. Согласно справки администрации ... сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики от 24 августа 2010 года №1045, заработная плата истцу не начислялась и индивидуальные сведения в пенсионный орган не представлялись. Следовательно, страховые отчисления в Пенсионный фонд администрация сельского поселения не производила.
После выдачи «направления на работу» в , Центр занятости снимал истца с учета в качестве безработного и прекращал выплату пособия по безработице.
Вместе с тем, за период работы истца на общественных работах Центр занятости выплачивал ей материальную помощь – «материальная поддержка безработным гражданам на период их участия в общественных работах».
ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось ... года, она имеет общий трудовой стаж свыше 20 лет. Вследствие этого и на основании п. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» истец обратилась в Центр занятости с заявлением о выдаче ей предложения о направлении на пенсию по старости досрочно.
Центр занятости отказал истцу в выдаче предложения о направлении на пенсию по старости досрочно, мотивируя тем, что истец уволена с последнего места работы не по «сокращению численности или штата», а по «истечении срока трудового договора», то есть не выполняется одно из условий оформления пенсии по старости досрочно, предусмотренного п. 3 Порядка.
Удовлетворяя исковые требования и возлагая на Центр занятости обязанность по выдаче предложения о направлении на пенсию по старости досрочно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что привлечение истца на общественные работы не является основанием для признания ее занятой, то есть работающей по трудовому договору, как это определено в ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Вследствие этого последним местом работы истца по трудовому договору является и в ..., с которого она была уволена 05 декабря 2005 года в связи с сокращением штата по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Поскольку истец была уволена с последнего места работы по сокращению штата, достигла возраста ... лет, имеет общий трудовой стаж свыше 20 лет, признана в установленном порядке безработной, у органов службы занятости отсутствует возможность для её трудоустройства, суд первой инстанции признал, что все условия для оформления пенсии по старости досрочно, предусмотренные п. 3 Порядка, выполняются, что является основанием для выдачи Центром занятости истцу предложения о направлении на пенсию по старости досрочно.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы кассационной жалобы о том, что истец была трудоустроена службой занятости, так как работала по срочному трудовому договору.
В соответствии с п.2 ст. 35 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст.2 настоящего Закона.
Согласно абзацу 2 ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п.3 ст. 4 настоящего Закона).
В пункте 3 ст.4 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - трудовое законодательство), считается подходящей для граждан, в том числе состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших.
Согласно ст. 36 названного Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 материальная помощь может выплачиваться органами службы занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.
Из анализа приведенных норм права (применительно к спорной ситуации) следует, что занятым признается гражданин, который трудоустроен на подходящую для него оплачиваемую работу, включая оплачиваемую общественную работу, отвечающую требованиям трудового законодательства, на основании трудового договора. В этом случае гражданин снимается с учета в качестве безработного и выплата пособия по безработице прекращается, материальная помощь не выплачивается.
В случае если гражданин направлен на общественные работы, которые не являются для него подходящей оплачиваемой работой, он не подлежит снятию с учета в качестве безработного и ему выплачивается пособие по безработице или материальная помощь, в случае, если безработный гражданин утратил право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты.
Применительно к спорной ситуации, истец не направлялась службой занятости на оплачиваемые общественные работы.
Как указывалось выше, за все время привлечения истца на общественные работы в заработную плату ей сельское поселение не выплачивало, размер заработной платы не устанавливался в заключенных с ней трудовых договорах, а также в договорах об организации трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, заключенных между Центром занятости и администрацией сельского поселения Красночетайского района Чувашской Республики, индивидуальные сведения в пенсионный орган не представлялись, страховые отчисления в Пенсионный фонд администрация сельского поселения не производила.
Сам факт выплаты Центром занятости на период привлечения истца к общественным работам материальной помощи в соответствии со ст. 36 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» указывает на то, что истец не привлекалась на оплачиваемые общественные работы и не считается занятым гражданином, как это определено в ст. 2 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах снятие истца с учета в качестве безработного, ввиду направления на неоплачиваемые общественные работы с выплатой материальной помощи, не указывает на ее трудоустройство и занятость.
Таким образом, последним местом работы истца по трудовому договору является и в ..., с которого она была уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата по п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Вследствие этого все условия для оформления пенсии по старости досрочно, предусмотренные п. 3 Порядка, выполняются, что является основанием для выдачи органом службы занятости истцу предложения о направлении на пенсию по старости досрочно.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно вынесено с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Кассационную жалобу ответчика Государственного учреждения Центр занятости населения Красночетайского района Государственной службы занятости населения Чувашской Республики на решение Красночетайского районного суда Чувашской Республики от 10 сентября 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: