Дело № 33-3608/2017
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 мая 2017 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Устьянцевой С.А.,
судей: Никитиной А.И., Малкова А.И.,
при секретаре К.К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Кувандыкской межрайонной прокуратуры на определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 22 марта 2017 года об удовлетворении заявления администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ о прекращении исполнительного производства,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства № от 24 августа 2010 года, указав в обоснование заявленных требований, что на основании исполнительного листа серии ВС № от 29 июля 2010 года, выданного Кувандыкским районным судом Оренбургской области, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств УФССП России по Оренбургской области 24 августа 2010 года возбуждено исполнительное производство №, предметом которого является: обязание администрации муниципального образования Кувандыкский район создать объекты размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, на территории муниципальных образований Первомайского, Новоуральского, Краснознаменного, Новосаринского, Чеботаревского сельских советов и внести их в государственный реестр объектов размещения отходов. Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 27 марта 2014 года изменен способ исполнения решения суда от 14 июля 2010 года, на администрацию муниципального образования Кувандыкский район возложена обязанность создать единый полигон (объект) для размещения твердых бытовых отходов населения муниципальных образований: Первомайский, Новоуральский, Краснознаменный, Новосаринский, Чеботаревский сельветы и внести их в государственный реестр объектов размещения отходов. В настоящее время администрация муниципального образования Кувандыкский городской округ не может исполнить решение суда, поскольку с 01 января 2016 года изменилось правовое регулирование по вопросу обращения с отходами производства и потребления, на субъект Российской Федерации возложена обязанность организовать деятельность в указанной сфере, а на органы местного самоуправления возложена обязанность участвовать в организации этой деятельности. Поскольку законодательство не определило каким образом администрация городского округа должна осуществлять участие в организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, просит суд прекратить исполнительное производство на основании части 1 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В судебном заседании представитель заявителя В.Е.М., действующая на основании доверенности № от (дата), заявление поддержала, просила удовлетворить.
Прокуроры К.Д.А., М.А.Ю. в судебном заседании не возражали против прекращения исполнительного производства.
Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 22 марта 2017 года заявление администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области удовлетворено. Суд прекратил исполнительное производство № от 24 августа 2010 года.
Не согласившись с данным определением, Кувандыкским межрайонным прокурором подано апелляционное представление, в котором он просит определение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В силу части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представление прокурора на определение суда первой инстанции рассмотрено без извещения лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и поступивших относительно них возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Основания для прекращения исполнительного производства перечислены в статье 43 названного Федерального закона.
Удовлетворяя заявление администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что постановлением Правительства Оренбургской области от 30 августа 2013 года была утверждена государственная программа «Охрана окружающей среды Оренбургской области» на 2014-2020 годы, в рамках которой была создана программа «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления», в соответствии с которой полномочия по сбору (в том числе по раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям Оренбургской области и исполняются за счет средств бюджета Оренбургской области. Данной программой не предусмотрено финансирование мероприятий за счет финансовых средств администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области, в связи с чем администрацией утрачена возможность исполнения решения суда о создании полигона по захоронению и утилизации твердых бытовых отходов.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную силу решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 14 июля 2010 года на администрацию муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области возложена обязанность создать объекты размещения отходов на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами, на территории муниципальных образований Первомайского, Новоуральского, Краснознаменского, Новосаринского, Чеботаревского сельских советов и внести их в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании указанного решения суда выдан исполнительный лист серии ВС № от 29 июля 2010 года.
24 августа 2010 года постановлением судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых производств УФССП России по Оренбургской области возбуждено исполнительное производство №.
Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 27 марта 2014 года изменен способ исполнения решения суда от 14 июля 2010 года, на администрацию муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области возложена обязанность создать единый полигон (объект) для размещения твердых бытовых отходов населения муниципальных образований: Первомайский сельский совет, Новоуральский сельский совет, Краснознаменский сельский совет, Новосаринский сельский совет, Чеботаревский сельский совет Кувандыкского района.
Определением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 10 ноября 2016 года в исполнительном производстве № произведена замена должника администрации муниципального образования Кувандыкский район Оренбургской области на правопреемника администрацию муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области.
Решение суда не исполняется, поскольку заявитель полагает, что данная обязанность должна производиться за счет средств бюджета Оренбургской области.
Исходя из положений пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Следовательно, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа, и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
В данном случае в рамках возбужденного исполнительного производства в отношении должника администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области основанием для прекращения исполнения решения суда по основаниям пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должна являться фактическая утрата возможности принятия мер, обеспечивающих исполнение должником возложенных на него обязанностей в соответствии с постановленным судебным актом.
Вопреки указанным обстоятельствам, судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с пунктами 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относятся к вопросам местного значения городского округа.
Кроме того, полномочия органов местного самоуправления городских округов на участие в организации деятельности по сбору, в том числе раздельному сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих городских округов, также закреплены в статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производств и потребления».
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается заявитель, не свидетельствуют о том, что утрачена возможность исполнения решения суда.
При разрешении вопроса о прекращении исполнительного производства суд не вправе переоценивать обстоятельства, установленные ранее судом при разрешении спора по существу.
В силу положений статьи 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при отмене определения разрешает вопрос по существу.
При таком положении, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что возможность исполнения исполнительного документа не утрачена, в связи с чем не находит оснований для удовлетворения заявления администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о прекращении исполнительного производства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 22 марта 2017 года отменить, в удовлетворении заявления администрации муниципального образования Кувандыкский городской округ Оренбургской области о прекращении исполнительного производства № от 24 августа 2010 года отказать.
Председательствующий:
Судьи: