ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № 33-3644/2011 от 22.03.2011 Свердловского областного суда (Свердловская область)

                                                                                    Свердловский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Свердловский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Судья Романова Н.Н. Дело № 33-3644/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Плотниковой Е.И.,

судей Куликовой М.А., Козлова О.А.

при секретаре Тяжовой Т.А. рассмотрела в открытом судебном заседании22.03.2011 гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» о признании действий по выставлению корректировки за горячее водоснабжение незаконными по кассационной жалобе ООО «Теплосервис» на решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 25.01.2011,

заслушав доклад судьи Козлова О.А.,объяснения представителей ООО «Теплосервис» по доверенностям Сайфутдинова И.М., Харлову Е.А. и по решению учредителей Большедворова Л.А., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц предъявил к ООО «Теплосервис» о признании действий по корректировке населению города Кушва за горячее водоснабжение незаконными и возложении обязанности их прекратить.

В заявлении указано, что прокуратурой города Кушва проведена проверка по многочисленным обращениям граждан по вопросу неправомерных действий ООО «Теплосервис» по начислению корректировочной оплаты за горячее водоснабжение. В ходе проверки установлено, что данные действия ООО «Теплосервис» по выставлению потребителям требований о дополнительное корректированной оплате за горячее водоснабжение (далее – ГВС) за 4 квартал 2009 в соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила) и на основании договоров-поручений с управляющими компаниями и ТСЖ противоречат действующему законодательству.

Данные расчеты произведены обществом в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 г. № 105 (далее - Методика № 105), которое нормативным правовым актом не является. Данная методика служит практическим пособием для коммунальных теплоснабжающих организаций, производящих выработку и отпуск тепловой энергии и теплоносителя потребителям (абонентам), а также для абонентов - юридических лиц, теплоснабжение которых осуществляется водяными системами коммунального теплоснабжения. Корректировку размера оплаты за горячее водоснабжение можно производить 1 раз в квартал расчетным путем в порядке, установленном законодательством. При этом ответчиком проигнорировано то, что фактическим потребителями коммунальных услуг является население, размер оплаты для которого согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения. Единоличное определение ресурсоснабжающей организацией количества коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности Сайфутдинов И.М. иск не признал и пояснил, что ООО «Теплосервис» (далее – Общество) произвело корректировку размера платы за ГВС за четвертый квартал 2009 в соответствии с п.п. «б» п. 19 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам». Расчет корректировки за ГВС производился в соответствии с п.п. 4 п. 1 Приложения № 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12.09.1995 и Методикой № 105. Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя предусмотрены условия определения объемов тепловой энергии для потребителей, не имеющих приборов учета. Так же предусмотрены правила определения фактического объема потребления тепловой энергии и ГВС в Методике № 105, которая определяет расчет величины потерь теплоносителя, связанных с неустановленной сверхнормативной утечкой теплоносителя. Иных правил, методик и нормативных актов, которые регламентирующих расчет величины потерь теплоносителя, связанных с неустановленной сверхнормативной утечкой теплоносителя, и их распределение, кроме Методики № 105, не существует. Между Обществом и Управляющей компанией и ТСЖ заключены договоры энергоснабжения и договоры поручения. В адрес всех потребителей после корректировки были направлены ее размеры для согласования с указанием семидневного срока для дачи письменного ответа. В установленный срок от потребителей письменных разногласий по поводу методики расчета и объемов корректировки платы за ГВС не поступило, поэтому начисленная Обществом корректировка за ГВС за 4 квартал 2009 действующему законодательству не противоречит.

Представитель ответчика по доверенности Харлова Е.А., доводы представителя Сайфутдинова И.М. поддержала, указав, что в процессе расчета корректировки Обществом была применена Методика № 105 как «вспомогательный механизм» для распределения водного баланса, определения сверхнормативных потерь горячего водоснабжения, при отсутствии узла учета, при получении ГВС непосредственно гражданами.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая Компания Кушвы» (далее – ООО «УКК» по доверенности Криницына Е.М. пояснила, что ООО «УКК» является управляющей компанией для части многоквартирных домов на территории г. Кушва. На основании заключенного 01.09.2009 ООО «УКК» и ООО «Теплосервис» договора энергоснабжения взимание денежных средств за оказываемые ООО «УКК» потребителям услуги отопления и горячего водоснабжения производится непосредственно ответчиком по договору поручения 01.01.2010 путем начисления платы, выставления квитанций от своего имени и приема платежей от граждан. По договору поручения ответчик обязан производить начисления гражданам платы за коммунальные услуги: отопление и ГВС в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307. В рамках зачета взаимных требований по договорам энергоснабжения и поручения ответчиком были выставлены счета-фактуры и товарные накладные за 4 квартал 2009 и 1 квартал 2010 за неустановленные потери теплоносителя. Указанные счета были им возвращены без акцепта, поскольку данные счета не соответствуют действующему законодательству и условиям договора энергоснабжения. Документы, подтверждающие произведенные ООО «Теплосервис» расчеты, им не представлены. Примененная ответчиком Методика № 105 правовым актом не является, применение данной Методики договором энергоснабжения не оговорено. Использование данной Методики при производимом ответчике расчете не соответствует нормам законодательства, поэтому ее нельзя признать согласованным сторонами расчетным способом корректировки платы за сверхпотребленные ресурсы. Корректировка за 4 квартал 2009 и 1 квартал 2010 произведена ООО «Теплосервис» выгодно для Общества.

Третье лица Территориальный орган Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Кушва, г. Верхняя Тура, г. Качканар, Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области о времени и месте рассмотрения дела извещались, явку своих представителей не обеспечили, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области в отзыве указала, что определение количества потребленного коммунального ресурса, приобретаемого исполнителем для оказания гражданам коммунальных услуг, в том числе и проведения корректировки, при отсутствии общедомового прибора учета расчетным методом с использованием методики № 105, и без учета норматива потребления коммунальных услуг для граждан, противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в отзыве на иск указало, что корректировки могут производиться за сверхнормативное потребление, а не сверхнормативные потери. Отсутствие утвержденного порядка определения одного из показателей корректировки дает основания невозможности рассчитать формулу корректировки. Для определения правомерности предоставления корректировки и выставления оплаты дополнительных потребленных объемов теплоносителя в многоквартирный дом необходим объективный показатель этих объемов. Оплату потребителям можно выставлять только за внутридомовые сети. Дополнительная оплата оказанной услуги может быть предъявлена только по достоверной и полной информации, представленной потребителю. Сверхнормативные потери в сетях должны оплачиваться сетевыми организациями из учета того, что это будет мерой ответственности за ненадлежащим образом оказанные услуги (характеристики оборудования, физические процессы). Расход ресурсов, потребленных на общедомовые нужды и технологические потери во внутридомовьгх сетях потребителей, рассчитывается по нормативам потребления, без счетчиков его оплачивают в составе нормативов потребления, что предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.

Решением суда иск прокурора города Кушвы в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен: действия Общества с ограниченной ответственностью «Теплосервис» по выставлению корректировки за горячее водоснабжение признаны незаконными, на Общество с ограниченной ответственностью «Теплосервис» возложена обязанность прекратить выставление квитанций по корректировке за горячее водоснабжение и произвести перерасчет выставленной платы.

В кассационной жалобе ООО «Теплосервис» просит решение суда в связи с его незаконностью и необоснованностью отменить и указывает, что применение Методики № 105 общим принципам действующего законодательства не противоречит.

Изучив материалы дела, обсудив в соответствии с ч. 1 ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит её не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергосбережения энергосберегающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как следует из материалов дела и установлено судом ООО «Теплосервис» непосредственно оказывает платные услуги по поставке тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения (далее - ГВС) жильцов многоквартирных домов г. Кушвы Свердловской области.

Полагая, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, ресурсоснабжающая организация вправе производить корректировку размера платы исходя из фактического объема потребления энергоресурса, один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, ООО «Теплосервис» путем указания в квитанциях предъявило потребителям - жильцам города Кушвы требование о дополнительной оплате услуг ГВС по результатам проведенной корректировки за 4 квартал 2009 года.

При этом в связи с отсутствием на объектах пользователей (коллективных общедомовых) приборов учета, ООО «Теплосервис» произвело расчет корректировки оплаты ГВС расчетным способом исходя из количества фактически потребленной тепловой энергии с использованием Методики № 105.

Данные действия ООО «Теплосервис» повлекли многочисленные жалобы граждан в органы прокуратуры.

Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2).

В соответствии с пунктами 25, 26, 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306), при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери горячей воды, тепловой энергии, в том числе во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудования многоквартирного дома).

Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив горячего водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Устанавливаемые в соответствии с указанными Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (п.п. 3, 4 Правил № 306).

При отсутствии приборов учета количество переданной (принятой) горячей воды и в силу п. 19 Правил № 307, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее – Правила № 307), должно определяться исходя из норматива потребления этой коммунальной услуги, установленной для населения. В соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должным противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу пункта 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно­-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем коммунальных ресурсов и услуг по водоотведению осуществляется по тарифам в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые используются для расчета платы за коммунальные услуги гражданами.

Пунктом 19 Правил N 307 аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.

Так, согласно подпункту "б" пункта 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разности объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления коммунального ресурса одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.

Решением Думы Кушвинского городского округа «Об установлении нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг и утверждение размеров платы за жилищные услуги для населения Кушвинского городского округа в 2009 году» от 26.12.2008 № 217 (в ред. Решений Думы Кушвинского городского округа от 26.01.2009, от 29.05.2009, от 17.12.2009, от 25.02.2010) для населения города Кушвы предусмотрены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, а также по горячему водоснабжению в Гкал. Куб. м. на 1 человека в месяц.

Поскольку судом установлено, что фактическим потребителем коммунальных услуг ГВС, оказываемых ООО «Теплосервис», является население г. Кушвы, обоснованно в силу вышеприведенных норм сделан вывод о том, что размер платы для жильцов многоквартирных домов должен определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения, в связи с чем принято законное решение об удовлетворении иска прокурора.

Доводы кассатора не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В ходе рассмотрения дела существенных нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьями 363 и 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, абз. 2 ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кушвинского городского суда Свердловской области от 25.01.2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «Теплосервис» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: